Получи документы

Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Светлана Шатова
Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим ребенком и корригируемая им по процессу выполнения и результату деятельность.

В рамках данного подхода считается, что дети должны научиться в детском саду:

- самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности;

- анализировать условия и средства предстоящей деятельности;

- формулировать её алгоритм;

Публикация «Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности» размещена в разделах

- контролировать результат выполнения (преодолевать разногласия, корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата).

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

- Создать условия для самостоятельной работы

- Обучить детей методам и приёмам творческой работы

- Предоставить время для самостоятельной деятельности

Нельзя забывать о том, что при организации самостоятельной деятельности, педагогу отводится только корректирующая роль. Довольно часто свободу выбора ребенка мы связываем с:

- игровой деятельностью (игры, партнёров, атрибутов.);

- в отношениях со сверстниками (дети могут выбирать как им поступить, как спросить, что ответить).

И значительно реже мы предоставляем детям свободу выбора - на занятиях (выбор материалов, способов выполнения заданий, темпа работы, видов продуктивной деятельности и др.)

С одной стороны, мы знаем и создаем условия для поддержки детской инициативности и самостоятельности, однако на практике детям очень сложно овладеть умениями организации своей самостоятельной деятельности (не только образовательной, но некоторым даже игровой). В чём причина?

На наш взгляд, одна из проблем кроется в планировании (тематическом, ежедневном, НОД).

Составляя собственные планы и конспекты занятий, стараемся опираться не на подробное описание хода занятия или деятельности детей, полагая, что всё пойдёт именно так, как мы запланировали.

Проанализировав свои ошибки при планировании самостоятельной работы и деятельности детей, выделили для себя следующие моменты:

1. При определении темы проекта на месяц исходим из пожеланий и высказываний детей "Что мы знаем", "Что хотим узнать".

2. На основе выделенной темы, высказываний "Где и как это можно узнать" и "Что мы можем сделать" (в различных видах деятельности) составляем опорную схему-модель, которую можно дополнить или откорректировать по ходу реализации проекта.

3. Из данной модели и обсуждений определяется итог проекта и распределяем поэтапность проекта (алгоритм наших дел) на недели (темы недели).

4. Подробнее планируем ежедневную деятельность только на несколько дней (максимум неделю, с учетом возможности изменений содержания и форм организации деятельности детей (прогнозируя варианты создания условий).

5. При организации самостоятельной деятельности детей в образовательной деятельности (а точнее сказать создании условий, используем проблемные вопросы, проблемные ситуации и различные задания. Кроме того, для активизации детского мышления, среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

При этом стараемся:

- представить, как на каждое из них будут реагировать дети: в целом группа, отдельные подгруппы с учетом возраста и индивидуальных особенностей;

- спрогнозировать проблемные педагогические ситуации, которые могут возникнуть при организации коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности детей и подумать об алгоритме выхода из них.

Кроме того, сложно не только регулировать самостоятельную деятельность детей, трудности возникают при создании условий для проявления детской активности и самостоятельности.

Здесь на помощь приходит система специальных вопросов и заданий:

На уровне знаний детей: назовите. перечислите. опишите. расскажите. обозначьте. определите. изобразите схемой.

На уровне понимания смысла: сравните. выберите. найдите. объясните. докажите. сделайте выводы. приведите примеры.

На уровне сознательного пользования: покажите взаимосвязь. решите. найдите. измените. объясните зачем. воспользуйтесь, чтобы решить.

На уровне анализа: проанализируйте. объясните причину. найдите различия и сходства. назовите одним словом. классифицируйте.

На уровне синтеза материала: скажите по-другому. составьте - разработайте. создайте. спланируйте. придумайте другой вариант. что произойдет, если. какие могут быть последствия.

На уровне оценки: определите и объясните. сформулируйте правила. отберите и выберите. взвесьте возможности. проверьте. выскажите замечания. оцените. что вы думаете о. объясните почему.

Организацию обучения самостоятельной деятельности в центрах активности ("план-дело-анализ") начинаем с "Утреннего круга", где и создается:

- какая-либо проблемная ситуация (задание или вопрос);

- обсуждение, поиск решения проблемы или поставленной задачи;

- выбор вариантов решений, видов деятельности, материалов, способов выполнения, партнеров;

- маркировка на магнитной доске (старшие сами пишут или схематично изображают выбранный вид работы);

- самостоятельная деятельность (20-25 мин.);

- итоговый сбор (презентация, анализ-обсуждение, оценка).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект организации самостоятельной музыкальной деятельности «Городской парк» Конспект организации самостоятельной музыкальной деятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации.

Технология организации исследовательской деятельности дошкольников «Детские вопросы: что, зачем и почему все мне это надо? Мультстудия, как метод организации исследовательской деятельности детей» Не зря.

Современные педагогические технологии в организации проектно-исследовательской деятельности Доклад Современные педагогические технологии в организации проектно- исследовательской деятельности. «Дошкольный возраст.

Использование инновационной технологии «Лэпбук» в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Консультация для педагогов «Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности»Консультация для педагогов «Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности» b][/b]Консультация для педагогов "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности" «Мальчики и девочки два разных мира.

Организация самостоятельной деятельности средствами социо-игровой технологии МКДОУ Кутуликский детский сад № 1 «Организация самостоятельной деятельности средствами социо-игровой технологии» (из опыта.

Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников .

Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детейСовременные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей На тему: «Космический мир».

Об организации самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации СЛАЙД 1 Тема:Об организации самостоятельной художественно- эстетической деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности
Опубликовано: 10 мая 2018 в 18:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД