Светлана Шатова
Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности
Самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим ребенком и корригируемая им по процессу выполнения и результату деятельность.
В рамках данного подхода считается, что дети должны научиться в детском саду:
- самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности;
- анализировать условия и средства предстоящей деятельности;
- формулировать её алгоритм;
Публикация «Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности» размещена в разделах
- контролировать результат выполнения (преодолевать разногласия, корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата).
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:
- Создать условия для самостоятельной работы
- Обучить детей методам и приёмам творческой работы
- Предоставить время для самостоятельной деятельности
Нельзя забывать о том, что при организации самостоятельной деятельности, педагогу отводится только корректирующая роль. Довольно часто свободу выбора ребенка мы связываем с:
- игровой деятельностью (игры, партнёров, атрибутов.);
- в отношениях со сверстниками (дети могут выбирать как им поступить, как спросить, что ответить).
И значительно реже мы предоставляем детям свободу выбора - на занятиях (выбор материалов, способов выполнения заданий, темпа работы, видов продуктивной деятельности и др.)
С одной стороны, мы знаем и создаем условия для поддержки детской инициативности и самостоятельности, однако на практике детям очень сложно овладеть умениями организации своей самостоятельной деятельности (не только образовательной, но некоторым даже игровой). В чём причина?
На наш взгляд, одна из проблем кроется в планировании (тематическом, ежедневном, НОД).
Составляя собственные планы и конспекты занятий, стараемся опираться не на подробное описание хода занятия или деятельности детей, полагая, что всё пойдёт именно так, как мы запланировали.
Проанализировав свои ошибки при планировании самостоятельной работы и деятельности детей, выделили для себя следующие моменты:
1. При определении темы проекта на месяц исходим из пожеланий и высказываний детей "Что мы знаем", "Что хотим узнать".
2. На основе выделенной темы, высказываний "Где и как это можно узнать" и "Что мы можем сделать" (в различных видах деятельности) составляем опорную схему-модель, которую можно дополнить или откорректировать по ходу реализации проекта.
3. Из данной модели и обсуждений определяется итог проекта и распределяем поэтапность проекта (алгоритм наших дел) на недели (темы недели).
4. Подробнее планируем ежедневную деятельность только на несколько дней (максимум неделю, с учетом возможности изменений содержания и форм организации деятельности детей (прогнозируя варианты создания условий).
5. При организации самостоятельной деятельности детей в образовательной деятельности (а точнее сказать создании условий, используем проблемные вопросы, проблемные ситуации и различные задания. Кроме того, для активизации детского мышления, среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.
При этом стараемся:
- представить, как на каждое из них будут реагировать дети: в целом группа, отдельные подгруппы с учетом возраста и индивидуальных особенностей;
- спрогнозировать проблемные педагогические ситуации, которые могут возникнуть при организации коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности детей и подумать об алгоритме выхода из них.
Кроме того, сложно не только регулировать самостоятельную деятельность детей, трудности возникают при создании условий для проявления детской активности и самостоятельности.
Здесь на помощь приходит система специальных вопросов и заданий:
На уровне знаний детей: назовите. перечислите. опишите. расскажите. обозначьте. определите. изобразите схемой.
На уровне понимания смысла: сравните. выберите. найдите. объясните. докажите. сделайте выводы. приведите примеры.
На уровне сознательного пользования: покажите взаимосвязь. решите. найдите. измените. объясните зачем. воспользуйтесь, чтобы решить.
На уровне анализа: проанализируйте. объясните причину. найдите различия и сходства. назовите одним словом. классифицируйте.
На уровне синтеза материала: скажите по-другому. составьте - разработайте. создайте. спланируйте. придумайте другой вариант. что произойдет, если. какие могут быть последствия.
На уровне оценки: определите и объясните. сформулируйте правила. отберите и выберите. взвесьте возможности. проверьте. выскажите замечания. оцените. что вы думаете о. объясните почему.
Организацию обучения самостоятельной деятельности в центрах активности ("план-дело-анализ") начинаем с "Утреннего круга", где и создается:
- какая-либо проблемная ситуация (задание или вопрос);
- обсуждение, поиск решения проблемы или поставленной задачи;
- выбор вариантов решений, видов деятельности, материалов, способов выполнения, партнеров;
- маркировка на магнитной доске (старшие сами пишут или схематично изображают выбранный вид работы);
- самостоятельная деятельность (20-25 мин.);
- итоговый сбор (презентация, анализ-обсуждение, оценка).