Надежда Макейкина
Обучение дошкольников составлению загадок.
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из проблем дошкольного воспитания является обучение детей выразительной речи. Под выразительностью понимается эмоциональная окрашенность звучания, изменение силы, тембра голоса, использование междометий и выражений.
Дети быстро учатся использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие. Прилагательные чаще всего отсутствуют. А ведь всем известно, что наличие прилагательных в речи является показателем глубины восприятия и отражения окружающего мира.
Публикация «Обучение дошкольников составлению загадок,» размещена в разделах
В обучении детей образной речи мы использовали ТРИЗ-технологию. В младшей группе познакомили детей с именами признаков объектов. Затем перешли к составлению сравнений объектов. Воспитатель называет какой-то объект (мячик, обозначает его признак (форма, определяет значение этого признака (круглый, а затем сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте (колесо, тарелка).
Большой интерес вызвало у детей и родителей ознакомление с моделями составления загадок. Обычно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить отгадывать загаданные объекты. Правильные ответы на конкретные загадку дети очень быстро запоминают. Если через некоторое время задать ту же загадку, то большая часть детей просто вспомнит ответ. Мы познакомились с 3-мя моделями. На листах бумаги форматом А3 напечатали и заламинировали таблицы, в которых есть три столбика и вопросы, на которые надо ответить. Эти таблицы можно использовать много раз, стирать ответы, если использовать маркеры.
Составление загадки происходило следующим образом. Мы предлагали детям составить загадку про выбранный объект, т. е. дать образную характеристику по заданным воспитателем признакам. Ответы заносили в таблицу, используя условные обозначения, понятные детям. Например, облако, какое по цвету? - Белое. Какое по весу? - Легкое, невесомое. Какая у облака поверхность? - Пушистая, мягкая. Наиболее удачные ответы заносили в левый столбик. Затем просили детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняли правый столбик. После этого можно прочитать загадку, вставляя между строчками левого и правого столбика связки «как» или «но не».
Какой? Что такое же?
как
как
но не
Белое, как снег, лёгкое, как пух, пушистое, но не вата. (вата)
Сладкое, как сахар, холодное, как лёд, шоколадное, но не конфета. (мороженое)
Здесь используются такие признаки, как вкус, температура, материал.
Модель №2
Что делает? Что делает так же?
как
как
но не
Методика работы аналогична работе с первой моделью. Что делает мыльный пузырь? - Кружится, летает, опускается. Летает, как кто? - Как новенький самолет. Лопается, как кто или что? - Как воздушный шарик, как колесо у машины. Вариантов может быть много. Что еще может делать мыльный пузырь? - Переливаться разными цветами. Кто или что делает также? - Радуга. Вот и готова загадка : Летает, как новенький самолёт, лопается, как лёгкий воздушный шарик, переливается, но не радуга.
Горячее, но не батарея, круглое, но не мяч, желтое, как лимон (Солнце).
Особенностью освоения третьей модели является то, что дети, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находят, чем они похожи и чем отличаются.
На что похоже? Чем отличается?
как
как
но не
Например, загадка про ватрушку, на которой съезжают с горы. На что похожа? - На сковородку.
А чем отличается? - Нет ручки. Ещё на что похожа? - На подушку? - Чем отличается? - Нет перьев. Ещё похожа на лодку. - А чем отличается?- Катает по снегу, по льду. Текст загадки звучит так : Похожа на сковородку, но нет ручки; похожа на подушку, но нет перьев; катает как лодка, но по снегу или по льду.
Вместе с родителями дети составили много интересных загадок, которые мы собрали в альбом «Отгадай-ка». Таким образом, обучение детей составлению загадок идёт от полуактивного (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). На основе этих моделей мы составили загадки смешанных вариантов. Данная работа достаточно легко усваивается детьми и дает возможность значительно повысить уровень выразительности их речи. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.