татьяна просолова
Обучение дошкольников чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение чтению детей лучше начинать по их инициативе. Задача взрослых – не загубить инициативу чрезмерным усердием. В определённом возрасте ребёнку чрезвычайно интересно заниматься самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. И это происходит значительно раньше, чем принято учить ребёнка чтению. Поэтому можно начинать обучение детей чтению с 4-5 лет. Дети в этом возрасте слушают звуковую действительность нашей речи. Ребёнок ещё не знает ни о согласных звуках, ни тем более о твёрдых и мягких. А дети 6-7 лет уже не вслушиваются в звуки произносимых ими слов. Это происходит потому, что они представляют буквы, которыми слово написано. Знания, которые сообщают детям в школе, они старательно усваивают, но интерес к звуковой стороне речи уже в значительной мере угасает. Поэтому надо воспользоваться речевой одарённостью 4-5 летнего ребёнка и научить его читать. Обучение чтению - первая начальная ступенька в школьном обучении родному языку. К моменту поступления в школу малыш должен правильно, отчётливо произносить все звуки родного языка, говорить связно, не торопясь, уметь выражать свои мысли. Очень важно, чтобы у ребёнка была хорошая дикция. Он должен внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с правильной интонацией. Хорошо, если ребёнок умеет определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце, называть слова с определённым звуком, находить слова с заданным звуком в предложении или в тексте. Малыш должен знать, что в алфавите 33 буквы, а буква – это письменное обозначение звука. К моменту поступления в школу ребёнок должен знать и называть все буквы алфавита. Уметь читать открытые и закрытые слоги (ам-, ух-, ел-, ма-, ти-, ве-, слова. Хорошо, если малыш умеет соотносить прочитанное слово с предметом, которое оно обозначает. Дошкольник должен уметь самостоятельно читать тексты, пересказывать их содержание. Школьная программа по чтению строится так, будто дети приходят учиться, не зная ни одной буквы. Но если посмотреть в учебник, то на первых страницах можно увидеть задания, которые он должен прочесть. Научить читать семилетнего человека труднее, чем пятилетнего. Сформировать у ребёнка внутреннюю мотивацию к чтению, желание читать самому, а не только слушать образцовое чтение взрослых, можно с помощью игровых приёмов. Нужно создать такую игровую ситуацию, в которой чтение стало бы средством, необходимостью, органично включалось в игру. С чего же начать обучение чтению? Для начала, покажите ребёнку азбуку. Если он заинтересовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Занятия должны быть разными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание переключается на сторону. Необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к тому, что предлагается сделать. Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов, т. е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Для того чтобы правильно слышать звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков. Когда мы произносим звук, мы имеем дело с произносительным образом. Для того чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребёнок должен выговаривать их, и произносительные навыки должны быть устойчивыми. Если этого не будет, ребёнок может легко перепутать его произношение с другим, близким по произношению звуком. Когда нужно прочитать или записать какой-нибудь звук, то мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ звука - это та буква, которой он обозначается на письме. Для того чтобы научиться читать, ребёнок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Эта способность позволяет ребё нку:
Публикация «Обучение дошкольников чтению» размещена в разделах
• Правильно повторить услышанный звук;
• Определить, правильно ли он сам произнёс тот или иной звук;
• Подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит;
• Правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит;
• Правильно прочитать букву.
Изучение букв
Чтобы помочь малышу запоминать буквы сделайте следующее:
выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
делайте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.
В арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей, найдутся такие, которые увлекают вашего малыша больше других.
Изучение слогов
Обучение чтению можно начинать с изучения слогов. Хорошо подходят для этих целей яркие таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять.
Заучивать их требуется по той же схеме, что и при заучивании букв:
многократно называйте слоги;
ищите определенный слог и затем назвать его;
попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог.
Можно искать заданный слог на страницах азбуки.
Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и "за ручки возьмутся и вместе песенку споют" (то есть, получится слог). Вскоре, малыш самостоятельно сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть новые слоги.
Сочиняйте вместе с малышом короткие рассказы. Например, согласная буква, гуляя, встречает гласные, все по очереди. В паре они поют "песенки" - слоги.
Очень важно отмечать успехи детей, хвалить и поощрять малейшие достижения. Если возникают сложности - тактично и своевременно помогать, развивать веру в собственные силы и возможности. Не следует переходить к более сложному заданию, если ребенок не усвоил предыдущий материал. Это только ухудшит ситуацию. Все занятия должны приносить радость - и Вам, и Вашему ребенку!