светлана матаева
Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Улица для ребенка это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участником которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: незнание и нарушение правил дорожного движения, неправильное поведение на улице, неумелое пользование общественным транспортом и детская безнадзорность. Но, проводя беседы, не следует говорить детям о тяжёлых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.
Темочки:
Я работаю в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. В мае (средняя возрастная группа) мною была проведена диагностику. Результаты обследования показали, что многие дети имеют недостаточный объем знаний, необходимый для ребенка 4-5 лет по теме: «Правила дорожного движения».
Дети средней группы уже должны знать сигналы светофора, правила поведения в общественном транспорте. У детей среднего возраста должно быть сформировано представление о том, что такое проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
При проведении мониторинга, в ходе наблюдений, бесед, я заметила, что многие дети затруднялись в классификации видов транспорта, а из дорожных знаков называли только пешеходный переход. Из профессий людей, которые связанны с дорожным движением, называли только водителя, полицейского («гаишник»).
Поэтому, при составлении перспективного плана работы по правилам дорожного движения в старшей группе на начало года я внесла игры, занятия, опыты, чтобы восполнить пробелы в знаниях детей.
Перед тем, как приступить к работе по данной теме мною были изучены не только авторские программы, но и методические разработки других педагогов дошкольных образовательных учреждений, выбирала материал из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», а также из интернета. Изучала не только новинки методической литературы, но и старые издания 80-90 годов, потому что эта тема актуальна всегда.
В старшей группе я определила для себя основные направления работы с детьми :
1. Правила, которые необходимо знать всем детям (правила для пешеходов);
2. Правила, которые определяются особенностями местности, где проживают дети:
- местность, где живут дети;
- транспортные средства, характерные для данной местности (наличие троллейбуса, автобуса);
- специфические особенности местоположения детского сада.
К первой группе правил я отнесла правила для пешеходов. Эти правила должны знать все, в том числе и те, кто живёт вдали от больших магистралей и шумных дорог. Так или иначе, рано или поздно, все мы обязательно оказываемся в роли пешеходов. Без знания ребёнком элементарных правил дорожного движения его жизнь будет подвергаться серьёзным опасностям. Чтобы избежать этого ребёнок должен знать следующие правила :
- Переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора.
- Переходить улицу нужно только в местах, предназначенных для переходов.
- Если начал переходить улицу, посмотри налево, дойди до середины, посмотри направо (маленьким детям достаточно сказать, чтобы они смотрели во все стороны и переходили улицу только в том случае, если нет никакого движущегося транспорта).
- В загородной местности на шоссе (многие семьи имеют дачу) ходи только по обочине и только в сопровождении взрослого, на улице – только по тротуару.
Для закрепления этих правил, мы рассматривали и рисовали дорожные знаки, предупреждающие водителя и пешеходов об опасности на дороге - «Скользкая дорога», «Выброс гравия», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» и др. Вместе с детьми изготавливали из картона знаки, регламентирующие движение велосипедиста, атрибуты регулировщика. Создавала проблемные ситуации, из которых дети сами должны были найти выход. Например:
«Мальчик Саша увидел друга на другой стороне дороги и побежал к нему через дорогу. Что вы думаете об этой ситуации? Или какая радость – встретить неожиданно на переходе друга, с которым давно не виделись! Как же тут не поговорить. Вы бы тоже так поступили?»
Дети с удовольствием находили ответы на эти и другие подобные вопросы. Если некоторые дети были невнимательны и соглашались с вопросом («Да, я бы тоже так поступил»- например, Никита, Макар, Ваня). То остальные дети – Дима, Максим, Егор, Кирилл и другие, с убеждением доказывали обратное: «Ты что? Не знаешь правила? Дорогу нельзя перебегать, можно попасть под машину! Нужно сначала посмотреть по сторонам, и если нет машин, тогда и переходить!» Или: «На переходе нельзя останавливаться и долго разговаривать. Нужно сначала перейти дорогу, а потом и разговаривай, сколько хочешь!» После таких убедительных ответов, дети уже не торопились с ответами, стали задумываться: «А как бы я поступил в таких случаях?».
Очень помогли детям игры «Регулировщик», «Перекрёсток», «Кто лучше знает правила дорожного движения», «Красный, жёлтый, зелёный». Большую помощь при изучении ПДД оказали и стихи советских и российских поэтов: С. Михалкова, Н. Кончаловской, В. Берестова и других.
Очень нравилось детям создавать постройки из большого напольного строительного материала: «Улица города», «Дорога», - где дети сами расставляли дорожные знаки, машины – самостоятельно играли и помогали другим детям запомнить названия дорожных знаков. На прогулке – наблюдали за движением транспорта и работой водителя, анализировали поведение пешеходов при переходе дороги, инсценировали сказку О. Скоролуповой «Весёлые гуси».
Другое направление связано с особенностями местожительства детей. В городе возникает необходимость перемещаться к месту работы, отдыха в городском транспорте. Дети уже сейчас активно выступают в роли пассажиров (хотя и под присмотром взрослых). Поэтому я знакомила детей с правилами, касающимися проезда на пассажирском транспорте:
1. Чтобы сесть в автобус или троллейбус, нужно подойти к остановке (так называются определённые места на улице).
2. Когда ждёшь нужный тебе транспорт – не стой на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колёса.
3. В автобус, троллейбус входить удобнее в заднюю и среднюю двери, а выходить из передней и средней.
4. Во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель.
5. В транспорте, не шуметь, уступать места старшим.
6. Во время движения руки в форточки не высовывать.
Дети хорошо, усвоили эти правила, во время игр, применяли их и даже выступали в роли воспитателя, обучая правилам младших братьев и сестёр.
В подготовительной группе, мы будем продолжать расширять знания детей. Рассказывать детям о работе инспектора ГИБДД, организовывать, игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД. Дети активно включаются в эти игры, каждому хочется быть инспектором. Но чтобы стать инспектором, нужно целый день не нарушать правила во время игр, ходьбы по коридору, на НОД. Вначале работу инспектора выполняют, воспитатели, взяв себе 1 – 2 помощников – детей. Но когда дети освоятся, с обязанностями, роль инспектора выполняют только дети. Для этого они надевают «полицейскую» форму и следят за выполнением правил во время игр. Дети наблюдают друг за другом, каждый за собой, и нарушителей, становится всё меньше. Для поддержания интереса нужно выдавать водительские удостоверения каждому, кто сдаст «экзамен» по ПДД устно на макете улицы, и письменно на листе бумаги. Дети, рисуют, дорожные знаки – запрещающие, предупреждающие, информационно – указательные, предписывающие; рассказывают об их назначении. Можно создать, специальную комиссию в составе воспитателей подготовительной группы и старшего воспитателя, переодетых в «полицейскую» форму, чтобы они принимали «экзамены», следили за правильностью ответов и вручали, наконец-то долгожданные «права».
Знания детей о ПДД находили отражение в рисунках, играх. Для закрепления знаний детей о ПДД проводила различные викторины, развлечения, музыкально – литературные досуги, кукольные спектакли.
Я понимала, что работа, проводимая в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желанных результатов. Здесь необходим тесный контакт между воспитателями и родителями. Вот почему, на первом же родительском собрании мы познакомили родителей с проводимой, в группе работой по обучению детей безопасному, поведению на дорогах. Чтобы выяснить, какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правильного поведения на улице, предложили им ответить в анкете на следующие вопросы:
1. Всегда ли Вы правильно, переходите проезжую часть дороги?
2. Ведя ребенка, в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить
дорогу (мостовую?
3. Обучаете ли Вы своего ребенка, правилам поведения в транспорте?
4. Знает ли, Ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет учиться?
Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге?
5. Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие, дети нарушают правила
дорожного, движения?
6. Хотелось, бы Вам получить квалифицированную консультацию по
воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
Ответы, родителей показали: многие не знают, что рассказывать детям о ПДД, в каком объёме, какими материалами пользоваться. Это дало возможность спланировать темы бесед, консультаций, папок – передвижек, которые обновляются,в течение года. Появилась информация, в виде стенгазеты «Безопасность на дороге», папки-раскладушки «Азбука дорожного движения», где давались советы по ознакомлению, детей с правилами пешеходов, была рекомендована литература для чтения дома. Также был подготовлен, фотоотчёт о нашей проделанной работе по изучению с детьми ПДД.
Родители воспитанников, понимая важность, этих знаний, помогли нам приобрести настольные игры, лото, домино по изучению дорожных знаков. Также приобрели игрушки различных видов транспорта, покрывало «Юный автогонщик», принимали участие в выставке рисунков.
Подводить итоги, проделанной работы рано, но можно отметить, что дети уже хорошо ориентируются на улицах города, при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны, знают основные дорожные знаки, умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах.
Я уверена, что знания «дорожной грамоты», приобретённые в детском саду, помогут нашим детям, будущим школьникам стать более дисциплинированными, и самостоятельными.