Самаркина Елена
Обучение детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Самаркина Елена Олеговна
Студент
НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ
Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна
к. п. н., доцент кафедры ППО
НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ
Публикация «Обучение детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов с использованием мнемотехники» размещена в разделах
Аннотация: В статье представлено определение и структура описательного рассказа, рассмотрены особенности обучения дошкольников составлению описательных рассказов, в качестве средства обучения предлагается мнемотехника, как технология, позволяющая развивать способность к символической и графической аналогии, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, обеспечивает усвоение языковых средств описания; позволяет учить детей определять главное, систематизировать полученные знания, овладевать структурой и композицией описательного рассказа.
Ключевые слова: дети среднего дошкольного возраста, описательный рассказ, мнемотехника.
TEACHING CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE TO COMPOSE DESCRIPTIVE STORIES USING MNEMONICS
Samarkina Elena Olegovna
Scientific adviser : Segova Tatiana Dmitrievna
Abstract : The article presents the definition and structure of a descriptive story, discusses the features of teaching preschoolers to compose descriptive stories, offers mnemonics as a means of teaching, as a technology that allows developing the ability to symbolic and graphic analogy, which facilitates and accelerates the process of memorization and assimilation of material, forms techniques for working with memory, ensures the assimilation of linguistic means of description; allows teaching children to determine the main thing, systematize the acquired knowledge, master the structure and composition of a descriptive story.
Keywords : children of middle preschool age, descriptive story, mnemonics.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
В настоящее время существует множество методов, которые призваны научить ребенка рассказыванию. Одним из них является мнемотехника.
Мнемотехника — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.
Описательный рассказ является первой ступенью при обучении детей самостоятельным связным высказываниям. Именно поэтому составлению описательных рассказов, как самых доступных для дошкольников, уделяется особое внимание. На основе навыка составления описательного рассказа в дальней происходит все развитие связной речи.
Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или действия с ним. Описание какого-либо трудового или другого процесса опирается на его последовательность (т. е. последовательность выполняемых действий). Т. И. Гризик отмечает вариативность, гибкость структуры описания. Например, оценочное суждение может завершать описание, включаться в начало или вовсе отсутствовать. Вариативность структуры описания позволяет использовать различную последовательность перечисления признаков. Описывать елку можно снизу вверх, а можно и сверху вниз [1]. Для описаний чаще всего используется лучевая, параллельная связь: называется объект, а затем каждое качество, как луч, присоединяется к характеристике предмета [2, с. 45].
Существуют разновидности описательных рассказов : сравнительный и объяснительный рассказы. В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу — значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может рассказать и объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Для этого воспитатель рассматривает с детьми игрушку, задает вопросы, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею. Затем воспитатель рассказывает свою версию рассказа и предлагает детям попробовать самим по опорным вопросам воспитателя. Далее воспитатель оценивает детские рассказы.
Исследователи проблем обучения детей описанию (Т. И. Гризик, А. А. Зрожевская, Т. А. Ткаченко) подчеркивают сложность усвоения данного типа монолога. Сложность овладения монологом-описанием связана, во-первых, с тем, что его внутренняя, смысловая организация не имеет жесткой структуры, как в рассказах повествовательного типа, а во-вторых, описание статично, а потому является менее интересным, чем динамичное повествование [3, с. 54].
При работе по составлению описательных рассказов необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят. В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками, ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль. Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения. Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.
Составление описательных рассказов опирается на умение описывать предметы и явления. Коммуникативная задача рассказов описательного типа заключается в создании словесных образов объектов, соблюдении заданной последовательности при раскрытии признаков предмета описания. Наиболее успешны такие рассказы, если используется опора на символическую модель.
Прием символической аналогии заключается в представлении основных структурных компонентов рассказа в наглядном виде. При развитии умения составлять описательные рассказы прием символической аналогии используется для предварительного составления плана описания. Чаще всего это картинно-графический план высказывания, который построен по принципу деления целого на части.
Представление на плане символических аналогий объединяет в себе несколько видов приемов запоминания: ассоциация образов, организация материала в категории, фиксация расположения предметов, включение рифмы, составление цепочек, кодирование материала в простое предложение, где каждое слово начинается с буквы, соответствующей запоминаемому слову.
Символические модели разрабатываются для каждой лексической темы и универсальны для любого объекта описания внутри этой темы. Рассматривание этих символических схем способствует воспроизведению в памяти текстовой информации.
Обучение составлению описательных рассказов на начальных этапах проводится с использованием графических моделей В. К. Воробьевой. В графических моделях отражаются сенсорные каналы получения информации о свойствах предмета или явления (информация, полученная зрительным, обонятельным, тактильным, вкусовым, слуховым путем) и признаки предметов. Графические схемы помогают научиться обследованию предметов и фиксации результатов обследования в наглядном виде. Графические схемы составляются одновременно с обследованием, что способствует закреплению действия замещения.
Применение графической аналогии при развитии связной описательной речи способствует развитию у дошкольников умения выделять комплекс существенных особенностей объектов, закономерных связей, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.
При создании мнемотаблиц для описательного рассказа используют разные виды предметных картинок, силуэтных изображений, геометрических фигур. Наглядная модель высказывания при этом является своеобразным планом, обеспечивающим связность и последовательность рассказа ребёнка. В средней и старшей группе применяют следующие способы графической аналогии: предмет обозначается с помощью заместителя; создаются разные виды условно-схематических изображений реальных предметов и объектов; создается графическое изображение признаков объектов; используется ориентация в пространстве по схематическому изображению; составляются планы реального пространства.
Правила применения графических моделей объясняют их эффективность с точки зрения развития умения определять главное в описании, и систематизации полученных знаний. Сначала схему рассматривают целиком, и воспитатель объясняет ее компоненты. Затем внимание детей акцентируется на «спрятанных» признаках, применяется описание предмета по цепочке или по отдельности. Обязательно используются слова и схемы, которые характеризуют общие свойства предмета, действия, которые он производит или с ним производят, качественные признаки. То есть, выделяется главное в содержании описания. Далее организация занятий предполагает обучение описанию объектов, используя модели, состоящие из ряда наглядных опор, которые напоминают детям последовательность и характер компонентов, составляющих описательный рассказ. Например, в задании «Расскажи об обитателе леса» графическая модель рассказа-описания состоит из стилизованных изображений зеркала (внешнего вида); человека (чем полезно животное человеку); кастрюли (какой едой питается животное); домика (среда обитания); коляски (названия детенышей животного); уха (звуки, которые издает животное). То есть происходит систематизация информации об объекте описания.
Предполагается, что к моменту работы над связным речевым высказыванием дети дошкольного возраста научились правильно строить доступные для их возраста фразы. Поэтому постепенно переходят к формированию у детей навыков создания плана небольшого по объему описания. Сначала организуется групповая разработка модели: детей спрашивают в соответствии с содержанием описательного рассказа («О чем нужно рассказать вначале?», «Как мы охарактеризуем это животное, какое оно?», «Чем закончится наш рассказ?»). По мере освоения, задание усложняется и прежде, чем составить описательный рассказ ребенок рассказывает, о чем он будет говорить, согласно ранее описанной схеме («Я назову это животное, что у него есть, где оно обитает»).
В дальнейшем формируют у детей навык конструировать описательный рассказ по сюжетным и тематическим картинам с использованием графической модели. Формирование умения создавать графическую модель происходит при постепенном повышении уровня самостоятельности дошкольников в этом процессе. На этапах развития навыков графического моделирования решаются задачи знакомства с графическим способом передачи информации, формирования умения расшифровать модель, формирование умения создавать модель.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники эффективно при обучении составлению описательных рассказов у детей среднего дошкольного возраста, поскольку: использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, что обеспечивает усвоение языковых средств описания; применение графической аналогии позволяет учить детей определять главное, систематизировать полученные знания, овладевать структурой и композицией описательного рассказа.
Список источников:
1. Подосинникова, А. Н. Описание как объект изучения лингвистики и методики русского языка / А. Н. Подосинникова // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 2. С. 75–77.
2. Крысько, В. Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В. Г. Крысько. — М. : Омега–Л, 2006. — 352 с.
3. Бардышева, Т. Ю. Обучение связной речи детей 6–7 лет. Картинно-графические планы рассказов / Т. Ю. Бардышева. — М. : Скрипторий 2003, 2016. — 30 с.