Куликова Алевтина
Обучение рассказыванию с элементами творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обучение рассказыванию с элементами творчества».
План :
1. Роль словесного творчества в гармоничном развитии ребенка.
2. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
3. Формы работы по развитию речи детей, как основной базы для творческого развития речи (ЗКР, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
4. Театрализованная игра как средство творческого развития речи детей.
5. Методика работы по развитию речи в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Обучение рассказыванию с элементами творчества» размещена в разделах
6. Методические рекомендации и приемы обучения по проведению занятий с детьми по творческому рассказыванию.
Обучение рассказыванию с элементами творчества.
1. Словесное творчество-процесс сложный, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством, так как само творчество немыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребенок говорит, думает. Опыт показывает какое огромное влияние оказывает на ребенка самостоятельное творчество, как велико его воздействие на умственное, нравственное и эстетическое развитие. Так как при помощи зрения человек получает 90% информации из внешней среды, наши дети, имея патологию зрения, многое недополучают зрительно, их восприятие окружающего обеднены и это необходимо восполнить другими способами.
2. Недоразвитие или нарушение зрения нередко затрудняют формирование других функций, затрудняют функцию взора. Недоразвитие остроты зрения и бинокулярного зрения, замедляют восприятие предметов, процессов и явлений, отрицательно сказывается на развитие макро и микроориентировки в пространстве.
При зрительной неполноценности этапы формирования психических процессов могут быть длительными в связи с замедленным восстановлением анализаторов восприятия. Наша задача помочь детям, создать условия для гармоничного развития личности, поэтому необходимо развитие речи детей уделять особое внимание.
3. Словесное творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений, произведений искусства, окружающей жизни, выражающуюся в создании различных сочинений- сказок, рассказов, стихов. Очень важно развивать поэтический слух детей, умение различать особенности различных жанров:
Знакомить с произведениями искусства, которые помогут ребенку ярче представить и почувствовать образный язык сказок, стихов, рассказов и понять специфические особенности каждого жанра;
Привлекать к творческим заданиям (придумывание эпитетов, подбор рифм по смыслу, наблюдение и описание природы во время прогулок и т. д.
Обращать внимание детей на содержание и образный язык сказок, рассказов, стихов, давать различные творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, оттенков слов. Эти задания углубляют, расширяют знания детей о слове, развивают у них поэтический слух и интерес к творческому процессу.
Помочь детям почувствовать образный язык стихотворения, привлечь к творческому заданию, самим придумывать, например, с чем можно сравнивать снег и подбирать эпитеты к словам «снег», «береза», «лес» («Лес, словно терем расписной». О березе «распустились ветки белой бахромой».
«Принакрылись снегом, точно серебром». (Есенин). Эти упражнения расширяют и активизируют словарь детей, углубляют представление о художественном слове, закрепляют в памяти новые слова. Заучивая стихи нужно обязательно объяснить все слова, подобрать к ним другие слова объясняющие звучащее слово. Например: «Медведь в лесу»- «Лес совсем уже раздет…» -как? почему? подобрать другие слова (листопад).
Для развития, увеличения словарного запаса хорошо проводить игры- упражнения. Они должны занимать 4-5 минут в конце занятия. Например, придумывать синонимы: холодный вьюжный, метельный, студёный (день); весёлый, грустный; придумывание оттенков слов, однокоренных: голова, головушка, головка. ; дом, домик, домочек, домишко.
Сейчас очень часто дети употребляют в речи слово «клёво», «блин», и я всегда предлагаю им придумать красивые слова, имеющие такое же значение: хорошо. Отлично, прекрасно, великолепно и тд.
Подобные задания расширяют представления детей, развивают поэтический слух, поддерживают постоянный интерес к слову, показывают, как много граней может быть у одного и того же слова, как может меняться эмоциональная окраска в зависимости от того, в каком контексте это слово употребляется. Сначала дети подбирают отдельные слова, выражения, рифмы, а затем используют в своем творчестве.
4. В обучении творческому рассказыванию важное значение имеют и театрализованные игры. Проведение театрализованных игр развивает творческие способности детей, желание фантазировать и реализовать желаемое в действительности. Учит детей умело использовать речевые приемы рассказывания, интонацию, логическое ударение, выразительность, силу голоса. Темп речи, дикцию. С этой целью можно предложить следующие игровые упражнения: «Телефонные» разговоры персонажей сказок К. Чуковского, английские народные песенки, диалог персонажей «Волк и лиса». В. В. Бианки. Мы очень часто используем игры- диалоги «Лиса и мышонок», «Цапля»- здесь очень простой, четкий диалог сочетается с выполнением движений и З. К. Р.
Словарная работа наиболее полно осуществляется на экскурсиях, при обследовании материалов, в процессе рассматривания картин, в дидактических играх т. к. так как происходит связь между 1и 2 сигнальной системой- дети видят и слышат.
5. Нужно правильно организовывать наблюдения, обследования, ставить большие вопросы, сравнений. Если в младшей группе при рассматривании картины мы предлагаем детям вместе рассмотреть картину, найти знакомые вещи, развиваем умение понимать вопросы воспитателя и отвечать на них 1-2 словами, то в средней группе формируем умение понимать содержание картины, отличать главное от второстепенного. Ставятся вопросы: почему? зачем? Как вы догадались и т. д. Обращаем внимание на позу персонажей, на выражение лица. Словарная работа: глаголы, прилагательные. В старшей и подготовительной группах задания при работе с картиной значительно усложняются. Формируем умение понимать замысел художника, связывать части картины в целое. Развиваем умение точно отвечать на вопросы, сравнивать, подбирать образные выражения. Развиваем мышление: анализировать картину, сравнивать, синтезировать, выделять характерные признаки и группировать по существенным признакам. Составлять распространенные предложения.
Можно включать творческие задания. Например, представить разговор действующих лиц, чем занимались они до того, как пришли гулять (картина «Зимние забавы»).
Придумывать рассказ по картине.
6. Творческие рассказы можно проводить тогда, когда накоплен опыт, развита речь. Когда ребенок имеет достаточный словарный запас. Поэтому творческие рассказы проводятся в старшей и подготовительной группах, когда словарный запас значителен. В старшей группе вначале проводят рассказывание по игрушкам, по картинам. В подготовительной группе кроме рассказов по игрушкам и картинам вводится придумывание конца рассказа, логически вытекающего из начала и на тему, предложенную воспитателем. Планируется с сентября 6-7 год.
Программное содержание: Развивать у детей умение придумывать конец к рассказу, логически вытекающий из начала. Развивать фантазию. Рассказывать громко, не торопясь, выразительно. Воспитывать добрые чувства. Работа над лексикой или придумывание слов противоположных по значению, или другая словарная работа).
Подбирая начало рассказа или сказки надо, чтобы оно давало просмотр воображению, детей развиваться в разных направлениях, чтобы конец рассказа, сказки каждый мог придумать по- своему, не повторяя товарища.
Чтобы тема начала рассказа была знакома детям.
Вначале дать завязку и наметить развертывание действий.
Как провести НОД:
-Поставит цель или назвать тему.
-Читаем начало.
-Ставим 2-3 вопроса, помогающие детям закончить рассказ.
-Дать время для обдумывания.
-Опрос детей.
-Надо руководить (чтобы рассказы не повторялись) советами, вопросами, чтобы концы рассказов были разнообразными.
-Менять деятельность (3-4 загадки или стихи).
Можно использовать наглядный материал. Например, если рассказ или сказка затрагивает осеннюю тему принести и рассмотреть дары осени : листья, желуди и т. д. Обязательно, так же, проводить работу над словарем (описывать предметы, деревья).
Придумывание рассказа не тему, предложенную воспитателем со второй половины года 1 раз в месяц.
Темы: «Как девочка нашла котенка»,
«Как мальчики нашли щенка»,
«Случай в лесу», «Случай на реке»,
«Приключения белки, ежа в детском саду или лесу».
Сказки «Звери в гостях у …».
«Приключения Деда Мороза по пути в детский сад».
«Приключения весны».
Приемы обучения :
На первом НОД воспитатель рассказывает свой рассказ, сочиненный ею для детей. –Только на первом! Рассказывая свой рассказ воспитатель говорит, что они должны изменять в своих рассказах (другое место действия, другой внешний вид животного)
Например: Сегодня будем сочинять рассказ
Как девочка нашла котенка.
Куда она шла?
Где нашла котенка?
Какой он был?
Что она с ним сделала?
В последующем давать только план. Например: «Случай в лесу».
1 часть.
-Придумать и рассказать в какое время года это приключение было.
-Каким был лес?
-Кто пошел в лес и зачем?
-Какой случай с ним произошел?
2 часть. Педагог читает стихи о лесе. Задает вопросы о поэтической форме: Как писатель описывает лес? Любит ли он лес?
3 часть. Работа над синонимами, придумывание прилагательных. Лес заколдованный, золотой, расписной, сонный и т. д.
Творчество возникает и развивается там, где существует целеноправленное руководство этой деятельностью, где созданы для этой деятельности все условия.