Татьяна Коновалова
Обучение детей рассказыванию из личного опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика рассказов из личного опыта :
1. рассказы опираются в основном на материал воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный в памяти, т. е. в основе этих рассказов лежит работа памяти и воссоздающего воображения;
2. это рассказы о тех событиях, свидетелями и участниками которых были сами дети;
3. рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало;
Публикация «Обучение детей рассказыванию из личного опыта» размещена в разделах
4. рассказы из личного опыта отличаются тем, что ребенок хорошо знает то, о чем он говорит, сложность заключается в том, что в процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой, что нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию
Значение рассказов из личного опыта :
1. уточняют и закрепляют полученные ранее знания;
2. помогают развивать любознательность и наблюдательность;
3. развиваются все стороны речи:
• активизируется словарный запас;
• совершенствуется грамматический строй речи;
• развивается звуковая культура речи;
• совершенствуется диалогическая сторона речи.
4. оценка взрослыми детских рассказов имеет воспитательное значение.
Рассказы детей из личного опыта должны быть связными, последовательными, самостоятельными, понятными, т. е. ребенок должен говорить внятно, отчетливо и понятно для окружающих.
Обучение рассказыванию из личного опыта примерные основные образовательные программы рекомендуют начинать со старшей группы.
А. М. Алексеева, В. И. Яшина рекомендуют начинать обучение со вто-рой младшей группы.
Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Елизаветой Ивановной Тихеевой, Лидией Александровной Пеньевской, Эмилией Петровной Коротковой.
3 вопрос.
Условия успешного обучения рассказыванию :
это интересная, разнообразная жизнь детей в детском саду и в семье: организация и посещение интересных событий в городе; организация экскурсий, наблюдений, прогулок, проведение праздников и игр.
Но при этом важна предварительная работа. Например, перед составлением рассказов о том, как мы помогаем малышам, можно: расчистить снег у них на площадке, покатать их на санках, подготовить и показать концерт, сделать и подарить игрушки; помочь собраться на прогулку.
Перед составлением рассказов о том, как я провел выходной день можно: повесить объявление или афишку для родителей, попросить родителей что-нибудь сделать с детьми интересное на выходных днях.
4 вопрос.
Методика обучения рассказыванию (старшая группа) :
1. Вводная часть.
Цель: заинтересовать детей и вызвать желание составить рассказ.
Методические приемы:
• показ фотографий, иллюстраций, игрушек;
• прослушивание музыки;
• самостоятельное исполнение песен;
обращение к опыту детей.
2. Основная часть.
Цель: обучение рассказыванию.
Методические приемы:
• вопросы детям, помогают вспомнить содержание событий. Вопросов должно быть много. Вопросы должны быть понятны детям и давать возможность для составления связного последовательного рассказа;
• образец рассказа воспитателя. Ценность в том, что он:
- показывает пример замысла,
- повышает интерес к рассказам,
- направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла.
Образец помогает ребенку научиться строить рассказ.
Требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя :
1. в основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо слу-чай или событие, представляющий интерес для детей, близкий их жизненному опыту;
2. рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения. Вначале дается завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действия. После момента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка;
3. язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ понятным и кратким, образным, без длинных фраз.
4. Образец должен вести к развитию самостоятельной мысли, а не к ме-ханическому повторению.
• план рассказа.
План в виде вопросов
• Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем?
• Что видели интересного?
• Что вам особенно понравилось? План в форме указаний
• Расскажите, как мы вырастили овощи. Сначала расскажите, как у нас появились семена, какие они были. Потом, как мы за ними уха-живали, когда посадили. Закончите рассказ тем, кокой мы собрали урожай.
• рассказы детей и их оценка.
5. Заключительная часть.
Цель: оценка и подведение итогов.
Методика обучения рассказыванию (младшая группа) :
В младшем дошкольном возрасте рассказыванию по воспоминаниям еще нет. Это первоначальная ступень обучения.
Работа в этом направлении проводится как полу разговор, полу беседа на близкую детям тему. Например, о любимых игрушках; о том, с кем ребенок живет дома; о том, как провел выходной день.
Структура деятельности:
1. Рассматривание игрушек, картин, использование художественного слова, т. е. разговор, беседа обязательно должны быть связаны с наглядным материалом.
2. Рассказы детей (например, о том, какая игрушка у них есть дома).
3. Обобщение высказываний детей. (например, Миша рассказал нам, что у него есть большая грузовая машина. Грузовик у него большой и зеленый. Миша катает в нем зайку).
4. Внесение наглядного материала, чтение потешек, стихотворений, исполнение песен, слушание музыки.
Методика обучения детей составлению и написанию писем:
1. Вводная часть.
• вспомнить, получали ли дети когда-нибудь письма, от кого они приходили.
• постановка цели – кому, и по какому поводу будем писать письмо.
2. Основная часть.
• письмо составляется коллективно. Воспитатель предлагает вопрос, а дети находят на него ответ.
План письма:
• слова приветствия;
• кто пишет и по какому поводу;
• рассказ о себе (желательно писать имена с фамилиями и неболь-шая характеристика детей);
• вопросы и просьбы к адресату;
• слова прощания.
3. Заключительная часть.
• вросить письмо в почтовый ящик.