Ольга Шаяхметова
Обучение детей ходьбе на лыжах в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Катание на лыжах – прекрасный способ здорового времяпрепровождения со всей семьей и не обязательно ждать, когда ребенок дорастет до школьного возраста, чтобы брать его кататься с собой. Запаситесь терпением и вы сможете научить ребёнка кататься на лыжах даже двухлетнего малыша.
Одеваемся на лыжную прогулку правильно
Зимнее пальто для этого - не самый подходящий вариант, в нем будет жарко, да и просто не очень удобно. Поэтому стоит приобрести лыжный костюм с начесом. Под него можно надеть теплый свитер, а на голову - вязаную шапочку.
Публикация «Обучение детей ходьбе на лыжах в ДОУ» размещена в разделах
Обувь так же должна быть удобной, лучше всего подойдут ботиночки с тупым носком. Крепиться обувь должна хорошо обтягивающим ремешком.
Учим малыша кататься
Всем известно, что лучшая форма для обучения ребенка кататься на лыжах– это игра. Именно с помощью игры ребенку намного легче будет усвоить основные правила катания на лыжах.
Очень хорошо будет, если обучение катанию ребёнка на лыжах будет групповым. Когда детей несколько, им будет веселее учиться чему-то новому. Начать обучение вы можете с создания новой лыжни – предложите детям вместе вытоптать новую лыжню на чистом участке снега, таким образом, дети будут учиться ходить на лыжах и держать их параллельно друг другу. Также можно «рисовать» на снегу лыжами веера, елочки, солнышко и так далее. Создавая круглые узоры, вы научите детей разворачиваться на лыжах. Чтобы малышам были не страшны холмики и горки – устройте соревнования: кто быстрее дойдет до вершины холма «лесенкой». Так дети будут чувствовать не только лыжи, но и высоту, и крутизну склона.
Оградите специальную трассу яркими флажками или пластиковыми бутылками и организуйте соревнование лыжников, где дети должны будут наперегонки съезжать с горки по трассе. Фантазируйте, и сами заметите, как оказывается, весело учиться кататься. Вы можете играть в салки или прятки на лыжах, прыгать на одной лыже наперегонки и тому подобное. Все эти развлечения доставят удовольствие не только деткам, но и взрослым лыжникам.
Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Умение воспитателя заинтересовать игрой повышает эмоциональное состояние у детей, вызывает желание правильно и быстро выполнить задание. Игры на лыжах группируются по месту их проведения: игры на снежной целине, игры на спусках со склонов, игры в лесу и парке.
Старшая группа:
«Схвати палку»
Участники соревнуются попарно. Взрослый кидает вперед лыжную палку, словно копье. Ребята по сигналу бегут к палке, кто быстрее.
«На одной лыже»
Участники выстраиваются на линии старта. У каждого по одной лыже. По сигналу ведущего бегут к финишу. Победитель- кто прибежал раньше.
«Гонка с форой»
Участники разбиваются на пары. Самых сильных и быстрых ставят позади, а впереди,- тех, кто послабее. По сигналу начинаются гонки. Если стоявшие впереди приходят на финиш раньше своих преследователей, значит, они выиграли; если наоборот, то победа за преследователями.
«Пустое место»
Игроки образуют круг. Выбирают водящего, он бежит на лыжах снаружи круга, дотрагивается до одного из детей, коснувшись рукой, и продолжает движение в ту же сторону. Вызванный бежит в другую сторону, стараясь занять место, где он стоял.
«Шире шагай»
Соревнуются парами на 2 параллельных лыжнях. Игроки проходят 10 метров, делая широкие, накатистые шаги, стараясь скользить дольше, отталкиваясь ногами. В каждой паре выигрывает тот, кто приходит к финишу с наименьшим числом шагов.
«Веер»
Соревнуются парами. Стоя на лыжах, по сигналу ведущего игроки начинают переставлять лыжи, поворачиваясь вокруг себя по часовой стрелке. Кто сделает упражнение быстрее, став в начальную позицию, тот считается победителем.
«Сороконожки»
Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.
Описание. Группа детей делится на две команды и выстраивается в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 30—50 м — линия финиша. Каждой команде дается по одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева — правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут вперед к линии финиша, не выпуская шнур.
Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша («когда сороконожка закончит путь»).
Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими навыками ходьбы на лыжах.
«Позвони в колокольчик»
На склоне горы втыкают палки с привязанными к ним колокольчиками. Задача- при спуске с горы позвонить в колокольчик.
«Сумей проехать»
На склоне горы устанавливают ворота из 3 лыжных палок (две воткнуты, а третья- поперек). Задача- съехать и не уронить «ворота».
Подготовительная к школе группа:
«Салки- догонялки на лыжах»
Игроки по свистку разъезжаются по всей площадке. Водящий старается догнать одного из них и коснуться рукой. Тот, кого запятнал ведущий, сам становится водящим.
«Меняемся местами»
На противоположных сторонах площадки на линиях старта выстраиваются в 2 шеренгах лицом друг к другу команды по 10-12 человек. По сигналу игроки бегут навстречу друг другу. Задача: занять быстрее место, где стояла команда соперников. Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией.
«Слалом»
На ровном месте ставят фишки, конусы. Задача игроков- пробежать между предметами змейкой, огибая их то с правой, то с левой стороны. Выигрывает тот, кто пройдет дистанцию быстрее других и не заденет ни одной метки.
«Эстафета «Передай палки»
Две команды выстраиваются у стартовой линии в колонны. Первые номера обеих команд- с лыжными палками, остальные- без палок. По сигналу ведущего первые игроки бегут вперед к ориентирам, втыкают возле них палки и возвращаются назад. После передачи эстафеты рукой начинают движение вторые игроки. Взяв у ориентиров палки,они, вернувшись, предлагают их третьим участникам, и те уже бегут с палками и т. д.
5. «Гонки с выбыванием»
Игроки стартуют по круговой лыжне 100 м. После каждого круга- финиш. Тот, кто пройдет его последним, выбывает из соревнования. Всего проходят столько кругов, сколько лыжников. Оставшиеся три игрока- победители.
6.«С двумя палками»
Стартуют две команды по 2 человека. Первый вытягивает палки назад, второй держится за них и по сигналу ведущего участники двигаются к финишу.
7. «Весёлые поезда»
Дети становятся в команды по 8 человек. Правой рукой все держат канат. Который соединяет все «вагоны», получается колонна. Задача колонны- поезда : скататься с горки и не потерпеть крушение, т. е. не упасть, не отцепиться и не потерять ни одного лыжника. Побеждает команда, удачно выполнившая задание.
8.«С горки на горку»
Каждая из команд делится на 2 группы. Одна располагается на вершине одной горки, другая- на вершине другой. По сигналу ведущего первый участник съезжает вниз, передает эстафету (флажок, второй взбегает на вершину горки, передает третьему, тот съезжает и т. д.
9.«Вместе на одних лыжах»
Соревнуются две пары. Спуск с горы предстоит вдвоем на одних лыжах. Первый стоит на лыжах, второй пристраивается сзади. Обхватив первого за талию. Побеждает пара, сумевшая сохранить равновесие при спуске и не упасть.
10.«Кто быстрее на гору»
Участники делятся на команды и соревнуются по сигналу ведущего в подъеме на гору «ёлочкой». Выигрывает та команда, игроки которой быстрее соперников поднимутся на вершину горы.
11.«На трех ногах»
Участники делятся на пары и выстраиваются на линии старта. Правая нога одного лыжника и левая другого связываются резинкой. По сигналу ведущего пары начинают движение к финишу.
Спуск с горы в паре на «трёх ногах».
12. «Спуск на одной лыже»
С небольшого склона участники спускаются на одной лыже, держа другую на весу. Побеждает проехавший дольше всех.
13. «Спуск парой, тройкой, держась за палку»
Участники выстраиваются парами или тройками на вершине склона, держась за одну горизонтальную палку, как за перекладину. Задача- спустится и не упасть.
14.«Все по местам»
По большому кругу расставлены лыжные палки. Играют 11 человек, из них один водящий, он без палок. Лыжные палки рассчитаны только на 10 игроков. Водящий ведет участников по большому кругу, в любой момент он может подать команду: «Быстро займи!». По этому сигналу все лыжники стремятся быстрее вернуться в круг и взяться за любые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Оставшийся без палок становится ведущим и считается проигравшим.
15. «Подними палки»
Соревнуются пары. Первый во время спуска с горки кладет палки справа и слева от лыжни. Его напарник, спускаясь вслед за ним, старается поднять обе палки. Затем то же выполняет другая пара.
16. «Трамплин»
Игру можно проводить сначала с катающимися поодиночку, затем группой. Каждый съезжает с горки, выполняет прыжок на лыжах через небольшой трамплин и продолжают спуск. Выигрывает тот. Кто сумеет удержать равновесие на лыжах и не упасть.
17. «Стоп- линия»
В конце спуска чертится краской или кладется плашмя на снегу красная палка. Участники съезжают с вершины спуска, стараясь выполнять торможение «плугом» или «полуплугом», не пересекая стоп- линии.
18. «Через воротики»
Участники выполняют спуск в высокой стойке, приседают перед «воротами» из 2 или 3 палок в низкую стойку, выпрямляются и, сохраняя равновесие, продолжают спуск.
19. «Схвати палку» (палки) или призы.
Участники съезжают со спуска, стараясь по ходу вынуть воткнутые в снег палки, поставленные слева и справа.
20. «Поймай мяч»
Участники выстраиваются в колонну на вершине спуска. По сигналу съезжают вниз и ловят брошенный каждому мяч водящим. Задача- поймать, бросить ведущему и съехать, не потеряв равновесие.
21. «Кто дальше»
Участники съезжают вниз в любой стойке, договорившись заранее. Задача- как можно дольше прокатиться до полной остановки.
22. «Набрось кольца»
На склоне горы, сбоку по ходу спуска, устанавливают на некотором расстоянии палки. Каждому игроку дают по 3 кольца. Задача: съезжая, набросить кольца на палки. Кто больше набросил, тот и выиграл.
23.«Сумей объехать»
На склоне спуска разложены конусы (или фишки, палки) Участники, съезжая с горки переступающим шагом, стараются огибать препятствия справа и слева.
Рекомендации:
- обучать упражнениям после обязательной разминки на лыжах;
- вводить новые упражнения последовательно, когда будет освоено всеми детьми предыдущее упр- ие;
- наибольшую нагрузку дают подъемы и спуски на лыжах.