Надежда Наумович
Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам пожарной безопасности несомненна.
Во многом безопасность зависит от соблюдения ими правил поведения в быту. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности» размещена в разделах
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам пожарной безопасности с самого раннего возраста.
Наш дом наполнен многочисленными приборами: электрические и газовые плиты, утюги, электрочайники, телевизоры, стиральные машины. Чем сложнее оборудован наш дом, тем внимательнее мы должны соблюдать правила безопасности при пользовании бытовыми приборами.
Наш дом и окружающая нас природа всегда рядом.
Приятно выходной день провести в лесу, на берегу реки или озера. Однако и здесь нужно соблюдать правила безопасности в лесу и на воде. Опасность всегда рядом.
Кто в этом виноват? Над этим надо задуматься, прежде всего, нам, взрослым. Статистика утверждает, что 90 % лесных пожаров, например, случается по вине человека.
Огонь-стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться. Огонь - источник жизни, огонь - источник опасности при его неразумном использовании.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам пожарной безопасности с самого раннего возраста.
При написании данного материала руководствовалась Законом Российской Федерации «Об Образовании» (статья 32,статья 51, Федеральным законом «О пожарной безопасности».
Целью данного обучения является формирование навыков безопасного поведения в быту, учить детей понимать и объяснять смысл загадок, пословиц и поговорок. Закреплять знания о пожароопасных предметах.
Для ее достижения необходимо решать следующие задачи:
- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил пожарной безопасности;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
-вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя в экстремальных ситуациях;
-воспитывать в детях грамотных знатоков Правил пожарной безопасности.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного характера, встречи, беседы с сотрудниками из пожарной части, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков,чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание
загадок,кроссвордов,сканвордов;развивающие,познавательные,сюжетно-ролевые,подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголков по Правилам пожарной безопасности, игры-драматизации.
Работа по обучению Правилам пожарной безопасности может проводиться с группой детей или индивидуально.
Методические рекомендации
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов:
доступность;
научность;
систематичность;
сознательность;
наглядность;
связь теории с практикой;
прочность усвоения знаний, умений, навыков.
Работа может проводиться поэтапно.
Первый этап работы - это уточнение представлений детей о Правилах пожарной безопасности, то есть их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ППБ проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей.
На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы.
Второй этап работы - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах пожарной безопасности, встречи, беседы с сотрудниками ПС.
Третий этап работы – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил пожарной безопасности. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил пожарной безопасности. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями должен подводить детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.
Четвёртый этап работы - формирование у детей чувства ответственности. В дошкольном возрасте можно сформировать отдельные его компоненты. Ребята понимают и осваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже.
Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.
Пятый этап работы - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам пожарной безопасности эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся пожароопасной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя в экстремальной обстановке. Эта работа требует комплексного подхода. Он включает:
1. Систему подготовки детей к правильному поведению в быту.
2. Организацию игр и специальных практических занятий.
3. Специальную подготовку со стороны педагога.
Построение занятий
Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Определяется обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок,учитываются его возрастные и индивидуальные возможности. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.
Длительность занятия проводятся по времени согласно СанПиН, с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.
Использую в своей работе на занятиях по обучению детей Правилам пожарной безопасности принцип доступности и наглядности.
Структура занятий: психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, пальчиковая гимнастика.
Психогимнастика – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Психогимнастику можно проводить по мере необходимости.
Дети очень любознательны, способны думать, фантазировать. Думать - значит вспоминать.
. Для более устойчивого внимания необходим прием удивления (Сюрпризный момент). Ведь удивление – это начало понимания. Удивить - значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца занятия.
Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставит задуматься, помочь другу в трудной ситуации. Именно это – важное условие для успешного усвоения нового материала.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.
В конце занятия необходимо провести оценку, которая помогает правильно спланировать последующие занятия.
Раздел программы
Формирование устойчивых навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и поведения в случае пожара
Задачи
Огонь и пожароопасные предметы
• Формировать у детей элементарные знания об опасном обращении с огнем и причинах возникновения пожара.
• Познакомить с пожароопасными предметами, которыми нельзя пользоваться в отсутствии родителей.
• Познакомить с назначением бытовых приборов, раскрыть их значение для жизни людей.
Правила и знаки пожарной безопасности
• Познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности в быту, дать сведения о действиях при эвакуации по причине возникновения пожара.
Средства пожаротушения
• Познакомить детей с первичными средствами тушения пожара (вода, песок).
Телефон доверия
• Познакомить детей с телефоном пожарной службы.
• Формировать умение вызывать пожарных «01».
Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой
• Формировать у детей интерес к профессии пожарного.
Учить детей узнавать и называть пожарную машину, рассказывать о ее назначении и особенностях.
Занятия по данному разделу программы проводятся 1 раз в месяц в первой или во второй половине дня продолжительностью 25 минут. Всего по 12 занятий (в разделе). Итоговое занятие: 1, в конце года. Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Ожидаемые результаты:
• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.
• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.
• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
• Умеют отгадывать загадки по данной теме, владеют знаниями алгоритма поведения при возникновении пожара.
• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровье сберегающего поведения.
• Ребенок из пассивного объекта станет активным субъектом собственного здоровья и безопасности.