Александра Шелкова
Программа для обучения ПДД и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения Правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Концепция программы – воспитание законопослушного гражданина с раннего детства, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Публикация «Программа для обучения ПДД и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Программа кружковой деятельности «Светофорик» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Светофорик» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель программы : систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
• воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
• воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
• развивать мотивацию к безопасному поведению;
• развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
• формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
• формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
• развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
• научить основным правилам дорожного движения;
• обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
• обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
• формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
1.1. Организация образовательного процесса:
Подгрупповая (до 15 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Кружковая деятельность проводится 2 раз в месяц. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» :
20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет,
25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).
Объем образовательной нагрузки (дети 5-6 лет) – 50мин. в месяц.
Объем образовательной нагрузки (дети 6-7 лет) – 60мин. в месяц.
Общее количество часов в год – 18.
1.2. Предполагаемые результаты освоения программы :
В результате прохождения программного материала дети должны знать:
• Термины и понятия: улица, дорога, тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, обочина, кювет, край проезжей части,перекресток;
•Значения сигналов транспортного и пешеходного светофоров,
расположение этих сигналов;
• Виды транспортных средств: наземный (грузовой, легковой,пассажирский, мопед, велосипед, воздушный, водный;
•Назначение специальных автомобилей и правила перехода проезжей части при приближении спецавтомобилей. Когда спецтранспорт применяет звуковой сигнал и проблесковый маячок, для чего он им нужен;
•Ориентироваться в пространстве, определять местонахождение предметов: впереди, сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, навстречу друг другу;
• Называть действия: остановился, стоит, разворачивается, тормозит, едет прямо, задним ходом, поворачивает, подает звуковой сигнал;
•Участников дорожного движения : пешеход, пассажир, водитель;
•Правила поведения пассажиров в транспорте, при посадке и высадке из транспорта пассажирского и легкового, правила при ожидании транспорта;
•Правила перехода проезжей части на регулируемом и нерегулируемом перекрестке, по пешеходному переходу, при переходе дороги с односторонним и двухсторонним движением;
•Правила движения пешеходов по тротуару, придерживаясь правой стороны и обочине - навстречу идущему транспорту;
•Что такое «дорожные ловушки», какие «дорожные ловушки» встречаются на дороге, как их избежать;
•Виды пешеходных переходов;
•Дорожную разметку «пешеходного перехода»;
•Дорожные знаки для пешеходов, знаки для водителей, какие знаки помогают пассажирам в пути;
•Детям дошкольного возраста нельзя выходить к дороге и переходить ее без сопровождения взрослого;
•Переходить проезжую часть, крепко держаться за руку взрослого;
•Где можно играть и кататься на роликах, велосипеде, самокате;
•Кто такой регулировщик, инспектор дорожно-патрульной службы, какой атрибутикой пользуется полицейский и для чего ему нужен жезл, свисток, диск;
•Что такое ДТП.
Дети должны уметь:
•Различать виды транспортных средств;
•Находить на макете, картине, доске части дороги;
•Определять безопасный маршрут;
•Находить опасности («дорожные ловушки», встречающиеся на пути;
•Переходить проезжую часть по регулируемому и нерегулируемому перекрестку, по пешеходному переходу, при переходе дороги с односторонним и двухсторонним движением;
•Двигаться по тротуару и обочине;
•Выполнять Правила безопасности в транспорте (пассажирском и легковом);
•Соблюдать Правила при ожидании общественного транспорта на остановке;
•Выполнять Правила поведения при посадке и выходе из транспорта, как личного, так и общественного;
•Определять по звуку о приближающемся транспорте (близко, далеко);
•Определять расстояние до транспортного средства, скорость (быстро,
медленно, направление движения транспорта (поворачивает налево, направо, стоит и т. д.);
•Называть дорожные знаки, различать их, описывать, сравнивать, находить общее и отличие, группировать по признакам и назначению;
•Определять назначение того или иного знака в дорожном движении;
•Использовать в речи дорожные термины и понятия : улица, дорога, тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, обочина, кювет, край проезжей части, перекресток;
•Определять, какой сигнал светофора горит, и правильно переходить проезжую часть в соответствии с сигналами светофора;
•Наблюдать, видеть, различать скрытую опасность в дорожной среде;
•Ориентироваться в пространстве, определять и оценивать дорожную ситуацию;
•Сравнивать, анализировать, делать выводы, выполнять действия на макете, площадке, при выполнении упражнений проговаривать и выполнять алгоритм действий в создавшейся ситуации.
Система оценки достижений детей :
Для оценки знаний, полученных детьми, педагог проводит диагностическое обследование с каждым ребенком два раза в год, данные заносятся в специальную карту развития или диагностический журнал.
Система мониторинга основывается на формировании у ребенка основных интегративных качеств.
Используются следующие формы работы:
Беседы;
Игры;
Наблюдения;
Викторины, конкурсы, соревнования;
Практические задания;
Моделирование дорожных ситуаций;
Создание проблемных ситуаций;
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез;
Дополнительную мотивацию в ходе поиска решений поставленной
задачи.
1.3. Принципы реализации программы :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия : дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.
Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения с детьми старшей и подготовительной к школе группы и позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
2. Организация и содержание обучения и воспитания дошкольников
безопасному поведению на дорогах
2.1. Материально-техническое обеспечение
Для организации в дошкольном образовательном учреждении профилактических мероприятий, проведения дидактических занятий: развивающих и обучающих игр, конкурсов, соревнований и др. по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение:
наличие оборудования (макет улицы с транспортными средствами, желательно участок микрорайона с улицами, прилегающими к дошкольному учреждению);
уголок по безопасности дорожного движения для детей, в который входят:
комплект дорожных знаков для пешеходов;
атрибутика для регулирования движения: жезл, разметка «зебра», светофор;
наглядные средства по дорожной тематике (картины,иллюстрации, плакаты);
детские игрушки (автомобиль, автобус, троллейбус, грузовой транспорт, специальный транспорт, поезд, пароход, самолет и т. д.);
дидактические и настольно-печатные игры;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пассажиры», «Водители» и др. ;
набор слайдов, видеокассеты с видеороликами и мультфильмами, диски по дорожной тематике и другие наглядные средства обучения;
художественная литература по дорожной тематике;
канцелярские принадлежности: альбомы для рисования, картон, цветная бумага для аппликаций, конструирования, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т. д;
уголок для родителей в холле и в каждой возрастной группе;
схема маршрута безопасного движения в детский сад для
родителей;
дорожная разметка на территории ДОУ (площадка).
2.2. Психофизиологические и возрастные особенности дошкольников в
дорожной среде
Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.
В 5-7 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.
Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста.
Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким.
Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения.
У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.
Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т. д., не понимая опасности движущегося транспорта.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соизмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя.
В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка.
Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.
Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, и яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции.
И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.
Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения.
У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого
роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов, водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.
Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге только подойдя к краю проезжей части.
Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно,
даже если водитель видит ребенка.
Исследования физиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с.
Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку.
2.3. Основные направления работы с детьми.
- мониторинг (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения правилам дорожного движения;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- чтение художественной литературы;
- викторина, КВН по ПДД;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- индивидуальная работа вне занятий;
- спортивные развлечения;
- целевые прогулки;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.
Виды детской деятельности по освоению правил дорожного движения.
- игровая;
- познавательная;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная;
- музыкальная;
- двигательная;
2.4. Основные направления работы с родителями.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
- сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение);
- выделение проблем (беседы, наблюдения, опросы, тесты);
- наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей, СМИ);
- встреча со специалистами (сотрудниками ГИБДД, общественными инспекторами дорожного движения);
- участие в совместных мероприятиях по профилактике ПДД;
- совместное обсуждение проблем обучения детей ПДД и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;
-определение перспектив работы детского сада и семьи по предполагаемой программе;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдать ПДД;
- консультативный материал «Дошкольник и дорога»;
- родительские собрания («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»).
3. Планирование.
3.1. Примерная тематика и программа проведения
занятий с дошкольниками разных возрастных групп
Старшая группа (5-6 лет).
Закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутом или транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями : проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части по пешеходному переходу и в зоне перекрестка.
Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые
автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы, и почему такие действия опасны.
Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий. В специальных двигательных упражнениях отрабатываются правила перехода проезжей части дороги, закрепляются навыки безопасного поведения, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая – правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко - близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие).
Тематика занятий:
Транспорт ( габариты: маленький, большой; как узнать, что будет делать водитель автомобиля?; термины: маневр, скорость, обгон);
Транспорт воздушный, водный, наземный;
Наземный: пассажирский, грузовой и легковой;
Правила поведения в пассажирском транспорте, общественном пассажирском и легковом личном;
Знаки, помогающие пешеходам найти место остановки транспорта;
Специальный транспорт, его назначение в жизни человека;
Знакомство с понятиями: обочина, край проезжей части, поребрик, разделительная полоса;
Чем отличается «улица» от «дороги»;
Улица, переулки, площадь, проспект (широкие и узкие);
Дорога односторонняя и двухсторонняя;
Сравнение транспортного и пешеходного светофоров;
Перекресток. Какие бывают перекрестки (регулируемые и нерегулируемые);
Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрестке;
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке;
«Дорожные ловушки» на пешеходном переходе и на автобусной остановке;
Сравнение знаков «Пешеходный переход». Знак особых предписаний и знак предупреждающий. Чем они похожи, чем отличаются, для кого предназначены?
Знакомство со знаками для пешеходов «Движение пешеходов запрещено» и «Пешеходная дорожка». Сравнение двух знаков: форма, цвет, назначение.
Знакомство со знаками сервиса: «Место отдыха», «Пункт первой медицинской помощи»
Подготовительная группа (6-7 лет)
Продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. Учебные занятия по БДД проводятся два раза в месяц.
Дети изучают на макетах, магнитных досках безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду; показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля и т. д., осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.
При обучении детей безопасному поведению на дорогах используют элементы проблемного обучения, моделирование дорожных ситуаций.
Тематика занятий:
Какие знаки нам в пути помогают проезжую часть перейти?;
Пешеход и его друзья;
Если ты собрался в путь, ты про знаки не забудь! Какие знаки помогают ориентироваться водителю и пассажирам в пути? (Знаки сервиса). Знакомство с новыми знаками. Их назначение. Знаки воспитатель определяет сам те, которые чаще встречаются в пути.
«Техническое обслуживание автомобилей»
«Гостиница или мотель»;
Что такое ДТП?
Знакомство с работой инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС). Вводятся понятия: инспектор, ДПС, жезл, регулировщик;
Специальный транспорт (милиция, скорая помощь,
пожарный автомобиль и др.) Что такое проблесковый маячок, звуковой сигнал?;
Как должны вести себя пешеходы, если на проезжей части появился «специальный» транспорт?;
Знакомство с дорожными знаками :
«Дети» «Скользкая дорога»»Дорожные работы»
Где можно перейти проезжую часть? Правила перехода проезжей части вне зоны перекрестка и пешеходного перехода;
Знакомство с дорожными знаками и правилами перехода на железнодорожном переезде :
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
«Железнодорожный переезд без шлагбаума»
Что такое «дорожная ловушка»? Знакомство с некоторыми из них: в зоне перекрестка, предметы, мешающие обзору.