Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте
Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Почему я решила обучать детей нотам? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте» размещена в разделах
Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам.
Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.
Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.
Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА». Разработала перспективный план и поставила цель:
-подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей;
- добиваться активности детей в игровых заданиях;
- постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения;
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.
Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте :
Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации
Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения:
• назови имя хлопками
• назови слово хлопками
• назови предложение хлопками
определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)
Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.
Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.
Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.
Игры:
1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)
2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)
3. «Живые нотки»
Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.
Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.
4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается
нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания).
Второй этап обучения - знакомство с нотами
Используя «музыкальные часы», я познакомила детей с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.
ИГРЫ С НОТАМИ:
1. «Нотки заблудились»
2. «Ноты спрятались в словах»
3. «Назови соседей»
4. «Музыкальные сказки»
5. «Нотное домино»
Третий этап обучения - игра по нотам
Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.
На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты:
ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень
Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек, в дальнейшем - на линеечках.
Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.
Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти и творческих способностей.