ижайбат умарова
Обучающий тренинг по основам финансовой грамотности для воспитателей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающий тренинг по основам финансовой грамотности для воспитателей в ДОУ
Игра – занятие в форме театрализации по основам финансовой грамотности. Тема «Кошелек и его друзья»
Публикация «Обучающий тренинг по основам финансовой грамотности для воспитателей в ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности участников открытого занятия в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор посредством игр экономической направленности
- способствовать развитию интереса к играм, сказкам экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Оборудование: Ширма, бутафорский кошелек, пластиковая карта, мешочек с настоящими монетами, купюры игровые, бумажные кошельки -оригами.
Аудитория слушателей: воспитатели и специалисты ДОУ
Ход.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Актуальность.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.
Ведущий: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Ведущий: Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами занятие с элементами театрализации, посредством экономической сказки. Вы будете играть роль детей, а я в своей роли воспитателя. Согласны, тогда начнем!
Предлагаю всем вместе отправиться в сказочное путешествие в страну Экономики.
Воспитатель. Начать можно с вопроса, а вы любите сказки? (Ответы)
Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!
Игра «Волшебное озеро»
Воспитатель. Кого вы увидели? (ответы детей)
Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь и в сказку можно отправляться. Но сказка необычная, а экономическая.
Воспитатель. Повторим экономические термины, через игру «Наоборот»
Игра «Наоборот»-экономические термины
Покупатель —продавец
Покупка -продажа
Трудолюбивый —ленивый
Много —мало
Дорого —дешево
Богатый —бедный
Доход —расход
Тратить —копить
Высокие /цены/ -низкие /цены/
Наличные —безналичные
Воспитатель :- Ну что же рассаживайтесь поудобнее (перед нами ширма театр) Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька). Он пришел к вам с вопросами и своими проблемами и очень надеется на вашу помощь …
… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…
Вопрос? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги). Ответ детей
Воспитатель : Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения!
В такие дни его открывали часто.
Вопрос?- Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей
- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа -
зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький
ребенок - пособие)
На магнитной доске один из детей вывешивает картинки
Проблемная ситуация
А эти предметы, какое отношение могут иметь к семейному бюджету? Ответ
детей (конверт с деньгами – подарок, молоко и яйца, огурцы и помидоры – можно продать)
Вопрос? - Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?
Задачка:
- Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят этот кошелек?
Физкультминутка.
Мама милая, родная ладони прикасаются к щекам, движения головой – влево вправо
Папа тоже дорогой. вытягивают руки вперёд.
Бабушка совсем седая поглаживая виски в сторону затылка
Дед уже не молодой поглаживание щёк вниз
Брат похаживает в школу ходьба на месте
А сестра лишь в детский сад, сгибание ног в коленях
Я скажу, ребята, смело, Что семье я очень рад. руки от груди разводят в стороны.
Вопрос? - Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и монеты - показать). Это наличные деньги, т. е. их можно увидеть, пощупать.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у меня на тарелке лежат деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) На красной тарелке? (Банкноты.) Рассмотрим их.
Вопрос? - Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?
Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают (предложить купюру и монеты) (Дети проверяют ответы экспериментально.)
Игра «Дополни фразу»
Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу. Я начну фразу, а вы дополните:
- Монета круглая, а банкнота…. (прямоугольная)
- Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)
- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)
- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)
- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)
В кошельке крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали только для товаров первой необходимости.
Вопрос? - На какие товары первой необходимости использовали деньги? Ответ (продукты, одежда, покупка крупных вещей)
- оплаты за что? Ответ детей (за квартиру, свет, газ)
Воспитатель. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.
Вопрос? - Как одним словом можно назвать деньги, которые потратили? РАСХОД
Речевая игра «Доход или расход» (в парах)
Учить детей задавать ситуацию на понятия «доход», «расход».
Мама получила зарплату — доход. - Мама выиграла в лотерею. – доход
- Заболела сестра. – расход
- Папа нашел клад. – доход
- Брат порвал одежду. – расход
- Оплатили за коммунальные услуги: квартира, свет. – расход
- Дедушка получил пенсию. – доход
- Купили продукты в магазине. – расход
- Бабушка продала зелень с огорода. – доход
- Сестра разбила телефон. –расход
-Купили лекарство для дедушки - расход
Продала бабушка яйца — доход.
Вопрос? - подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы)
Воспитатель : У вас тоже есть кошельки, и в них есть деньги. (Работа за столами)
Задание 1
Надо навести порядок разложить монеты по достоинству, т. е разложить от самой маленькой стоимости, до самой большой. (Выкладывание монет 1, 2, 5,10 рублей).
Задание:2
Выложите столько денег, сколько стоит мороженое и шоколадка. Что дороже, что дешевле?
Воспитатель : Но, бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто.
Вопрос? - Почему? Ответ
- Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?
Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я …
Формировать умения находить выход из создавшейся ситуации.
Вопрос? - На чем мы можем экономить? Ответы (экономить электроэнергию, воду, аккуратно носить одежду, меньше покупать сладкого)
Разминка «Пальчиковая гимнастика»
Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)
1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)
Вопрос? - Для чего спрячем деньги в донце кошелька?
- Как хранить деньги без копилки? Ответ детей (положить в банк)
Воспитатель : Все, кто хранит деньги в банке, получают документ - сберегательную книжку (показать, в которой записывается количество денежных средств, положенных в банк, и доход по процентам, начисленным банком по денежному вкладу. Банки не только хранят деньги, но и оказывают разные услуги. Когда кошелек становился пустым, его перебрасывали с одного места на другое. Однажды, рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома? (показать (дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим, поучаствовать в сюжете сказки)
Кошелё к насторожился:
— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета. (Что могла сказать карточка)
— А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.
— Но где же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка)
— Они во мне, — гордо ответила Карточка.
— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка)
— А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.
«Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:
— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.
Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелё к думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».
И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен!
Рефлексия
-Понравилась вам сказка?
- А что больше всего понравилось?
- Важно ли то, что вы сегодня узнали?
- Для чего это пригодится в жизни?
Заключение.
Ведущий: Вот так, в игровой форме мы с вами научились основам финансовой грамотности. Закрепили понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход, а также раскрыли сущность понятия «монета», «банкнота» и познакомились с «пластиковой картой»,
наличными и безналичными деньгами, банковскими операциями.
Развили умения соотносить свои желания и возможности, что способствовало осознанию роли денег в жизни людей.
Решили воспитательные задачи :
воспитание уважения к труду, к результатам труда людей;
воспитали навыки рационального потребления, культуры поведения.
Всем спасибо за участие!