Ирина Самусева
Обучающий семинар «Формирование читательской грамотности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование читательской грамотности у дошкольников
Обучающий семинар
«Формирование основ читательской грамотности
у детей дошкольного возраста»
Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Публикация «Обучающий семинар „Формирование читательской грамотности у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Что же понимается под словосочетанием «читательская грамотность»? Этот термин появился в контексте международного тестирования в 1991 году.
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему. Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
разучивание стихотворений;
чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
проектная деятельность
самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Наша задача с Вами, как воспитателей, заинтересовать ребенка чтением. А через какие приемы можно это сделать, я сейчас с Вами поделюсь.
1. «Письмо с дырками или пробелами»
Данный прием можно использовать при знакомстве с новым стихотворением или его разучивании. Для детей, умеющих читать и писать, в этом задании нужно вставить пропущенные слова. Дошкольники, как мы с вами говорили, не умеют ни то ни другое, поэтому здесь целесообразно применить «пробелы в тексте» в виде рисунков.
Итак, стихотворение «Осень», автор И. Винокуров.
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.
(выделенные слова заменяем картинкой)
2. «Уголки»
Данный прием можно использовать при работе с уже прочитанным текстом, при описании героев.
По правилам, для описания героя, группу детей делят на две части: одна часть – описывает положительные стороны героя, другая часть – отрицательные.
Мы с вами делиться на группы не будем. В левой колонке таблицы мы напишем отрицательные качества, а в правой положительные качества героя, опираясь на всем известную сказку «Незнайка»
3. «Смысловые несуразицы»
Цель: совершенствование умений детей анализировать услышанное и выявлять, что не является правдой.
Вы читаете предложения, а дети должны найти смысловую ошибку:
Ель – лиственное дерево.
Зимой дети собирали в лесу ягоды.
Над большим деревом была глубокая яма.
4. Метод «тонких» и «толстых" вопросов
Один из способов анализировать текст – задавать к нему вопросы.
«Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Обычно такие вопросы начинаются со слов кто? что? где? когда?
Например: от кого первого убежал Колобок в лесу?
«Толстые» вопросы требуют развернутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них нужно сформулировать самостоятельно.
Например: Почему лиса смогла съесть Колобка?
5. «Чтение с остановками».
Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Во время остановки использую вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации.
Например, читаю текст: «Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу …» - делаю остановку.
- Ребята, как вы думаете, что будет дальше?
- Чем может закончиться рассказ?
После ответов и предположений детей читаю, как заканчивается рассказ Николая Носова, рассуждаем, кто из детей был прав.
6. Приём «Корзина идей»
Данный приём предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме.
Например, чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
- Ребята, как вы думаете, кто или что в сказке могло напугать нашего зайчонка?
- Кого он больше всего боится?
(Предполагаемые ответы детей: лису, волка, медведя, собаку, охотника и т. п)
- Ребята, предлагаю, подходящую под ваш ответ картинку, будем класть в корзиночку. А позже узнаем, кто из вас был прав.
После прочтения сказки до конца, перебираем содержимое корзины и подводим итог: «Зайчика напугало яблоко».
7. Квест
Это игра, которая включает в себя выполнение заданий одно за другим. Чем больше участники находят ответов, тем больше у них возникает вопросов. В конечном итоге, пройдя все испытания, участники получают ответ на главный вопрос квеста. Литературные квесты для дошкольников имеют больше игровую направленность, чтобы удержать внимание детей, однако, все задания связаны одной общей тематикой. Кроме того, квест помогает ребятам социализироваться и учит работать в команде.
Вы сегодня познакомились с некоторыми приемами формирования читательской грамотности у дошкольников. Чтобы не допускать ошибок, хочу дать несколько рекомендаций:
1. Необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;
2. В беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;
3. Содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;
4. Следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях, они не вызывают работу мысли и чувств детей.