Наталья Сосегова
Обучающие задания по сенсорному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие задания по сенсорному развитию дошкольников
Форма
Дидактическая игра "Гости"
Цель: Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета
Материал: Большие листы бумаги с изображением круга и овала ("домики" фигурок-человечков); круги и овалы разных цветов и размеров на каждого ребенка
Публикация «Обучающие задания по сенсорному развитию дошкольников» размещена в разделах
Описание игры: Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках) : рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети игра ют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и овала (кружки и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев (т. е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением крута, все овалы - на лист бумаги с изображением овала)
Дидактическая игра "Какой формы предметы в нашей группе".
Цель: Обучение зритель ному обследование предметов и словесному описанию юс формы
Материал: Предметы, находящиеся в групповой комнате
Описание игры: Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы в группе, определяя какой они формы. Затем каждый ребенок самостоятельно определяет форму предмета, указанного воспитателем (Какой формы зеркало? Окно? Шкаф? и т. д.).
Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу
Материал: геометрические фигуры, мешочек
Описание игры: Дети по очереди рассматривают фигуру-образец, данную воспитателем, находят ее в мешочке на ощупь, называют ее
Дидактическая игра "Магазин".
Цель: Обучение ориентиров на два признака одновременно (цвет и форму; с отвлечением от третьего (величины)
Материал: Игрушки и предметы разной формы и разного цвета
Описание игры: Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, не называя (какого она цвета, формы, чтобы "продавец узнал и продал ее. На пример: "Дайте, пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую" (мяч).
Величина
Дидактическая игра "Куклы и медведи".
Цель: Обучение соотнесению по величине трех предметов
Материал: Куклы, мишки трех размеров
Описание игры: Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой (рассаживают на стульчики, расположенные в ряд). Так же располагают дети и трех медведей разной величины. Затем дети играют, выполняя поручения: "Уложи большую куклу спать", "Принеси маленькому мишке бочонок меда" и т. д.
Дидактическая игра "Построим башню".
Цель: Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами Обучение соотнесении двух-трех рядов величин между собой
Материал: Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; фланелеграфы и по 3 квадрата разной величины к нему на каждого ребенка
Описание игры: Дети рассматривают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка, располагая их по порядку: самый большой, поменьше (средний, самый маленький» Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их "квартир" (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей на фланелеграфах из картонных квадратов, используя способ наложения.
Дидактическая игра "Кто выше?".
Цель: Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета
Материал: Куклы-девочки разного роста, куб
Описание игры: Дети наблюдают инсценировку: куклы-девочки меряются ростом. Далее решают проблемную задачу - можно ли меряться ростом, если одна из кукол-девочек стоит на кубе, а другая на полу; выясняют, что ноги девочек должны быть на одной линии.
Дидактическая игра "Разбитые тарелки".
Цель: Развитие глазомера детей
Материал: 5 картонных кругов, различающихся последовательно в диаметре на 0,5 см, разрезанных пополам (тарелки);
Описание игры: Дети "склеивают" тарелки, подбирая части соответствующей величины на глаз.
Цвет
Дидактическая игра: «Раскрась картинки».
Цель игры: развитие внимательности, восприятия основных цветов.
Возраст детей: 4-5 лет.
Материал: на каждого ребенка – лист бумаги с нарисованными по рядам предметами (солнышко, цветок, елочка, туча, которые могут повторяться несколько раз в разном порядке; цветные карандаши.
Описание игры: Детям предлагается раскрасить изображенные предметы в разные цвета: солнышко – желтым цветом, цветок – красным, елочка – зеленым, туча – синим. Взрослый побуждает детей к называнию цветов.
Дидактическая игра: «Закрась, как у меня».
Цель игры: развитие внимательности, восприятия основных и дополнительных цветов.
Возраст детей: 4-6 лет.
Материал: на каждого ребенка – лист бумаги с нарисованными по рядам геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, ромб, которые могут повторяться несколько раз в разном порядке; вверху листа – образец с такими же фигурами, раскрашенными в разные цвета ( например: квадрат – розовый, круг – голубой и т. д.); цветные карандаши.
Описание игры: Детям предлагается раскрасить изображенные предметы в разные цвета, опираясь на образец вверху. Взрослый побуждает детей к называнию цветов.
Дидактическая игра: «Муха».
Цель игры: развитие цветовосприятия, внимания, умения ориентироваться на плоскости.
Возраст детей: 4-6 лет.
Материал: на каждого ребенка – квадрат размером 5х5 клеток, окрашенных в разные цвета, фишка-муха (чем старше дети, тем больше можно использовать игровое поле).
Описание игры: Фишку-муху ставят на центральную клетку, затем взрослый говорит, что муха вышла погулять и называет маршрут мухи (в каком направлении и на сколько клеток она продвинулась). После 3-4 ходов дети должны сказать, на клетке какого цвета сидит муха, клетка какого цвета находится справа, слева и т. д.
Дидактическая игра: «Дотронься до…».
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.
Возраст детей: 5 лет и старше.
Описание игры: Для игры выбирают ведущего. Ведущий говорит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», - а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга это цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтоб все дети принимали участие в игре.
Дидактическая игра: «Фотоаппарат».
Цель игры: закрепление основных и дополнительных цветов; развитие внимательности, наблюдательности, цветовосприятия.
Возраст детей: 5-7 лет.
Описание игры: Дети внимательно осматривают все вокруг и при помощи указательного и большого пальцев обеих рук изображают «фотоаппараты». Затем им предлагается внимательно найти и рассмотреть в «окошке фотоаппарата» картинку, которую они сфотографируют. При этом ставится условие: например, что картинка будет обязательно зеленого (или голубого, или оранжевого и т. д. цвета). Нужно назвать «сфотографированный» предмет и сказать, где именно он находится в комнате.
После того, как все дети найдут предметы нужного цвета, взрослый называет другой цвет.
Дидактическая игра: «Разложи полоски».
Цель игры: закрепление основных и дополнительных цветов и их оттенков; развитие зрительного внимания и цветовосприятия.
Возраст детей: 6-7 лет.
Материал: цветные полоски бумаги (по 4-5 штук, раскрашенные в разные цвета: от бледно-розового до ярко красного, от салатного до темно-зеленого и т. д. на каждый из основных цветов.
Описание игры: детям предлагается разложить цветные полоски справа -налево от самого светлого (бледного) до самого темного (яркого, называя цвет.