Елена Хазова
Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей с ОНР (III уровень)
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
В современных трудах по дошкольной педагогике (Горбушина Л. А., Николаичева А. II., Короткова Э. П., Лаврик М. С., Ушакова О. С.) подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи.
Темочки:
- ОНР, нарушение речи
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Целенаправленное формирование монологической (пересказа) речи требует углубленного исследования данного вида речевой деятельности у детей.
Мною проводилось изучение состояния монологической (пересказа) речи старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития, посещающих группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения.
Исследование было направлено на выявление способности детей к воспроизведению небольшого по объему литературного текста.
Обследованы пять детей 5-5,5 лет, имеющих ОНР (III уровень речевого развития) и пять дошкольников того же возраста с нормальным развитием речи (контрольная группа).
Данное детям задание имело целью выявить возможности старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»). Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа задавались вопросы (3-4) по содержанию текста.
Пересказы детей записывались и анализировались. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Индивидуальный анализ пересказов детей с ОНР (III уровень речевого развития) и с нормальным речевым развитием позволяет установить несколько уровней выполнения задания.
Для оценки уровня воспроизведения готового текста рекомендуется схема, предложенная В. П. Глуховым. Данная схема использовалась в динамическом исследовании (обследование детей в динамике, проводимом до и после специального, целенаправленного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).
Так, I уровень воспроизведения готового текста - «хороший уро-вень», когда пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложе-ния. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; при пересказе в основном соблюдаются граммати-ческие нормы родного языка
II уровень воспроизведения готового текста - «удовлетворительный уровень», когда пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
III уровень воспроизведения готового текста - «недостаточный уровень», когда используются повторные наводящие вопросы; отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
IV уровень воспроизведения готового текста - «низкий уровень», ко-гда пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
V уровень воспроизведения готового текста, когда задание не выполнено.
Все дети справились с заданием. Трое детей с ОНР (III уровень речевого развития) пересказали текст с незначительными подсказками и отсутствием длительных пауз, двое детей пересказали текст с многочисленными паузами и подсказками со стороны логопеда
Приведу пример пересказа сказки «Репка», составленный Пашей Н. (5 лет; ОНР, III уровень речевого развития). У мальчика сразу возникло затруднение в начале пересказа. После того, как логопед произнес первую фразу текста сказки, ребенок начал пересказ : «Выросла репка большая. Дед тянул репку, а вытянуть не мог. Потом позвал бабу. Дед тянул за репку. Баба зацепилась за деда, а вынуть не могли. Потом баба позвала дочери. Потом тянули репу, вытащить не могли. Потом прибежала кошка. Тянули, вытянуть не могли. Потом прибежала мышка. Тянули, тянули и вытащили». (Пересказ дается без фонетических особенностей речи).
Анализ пересказов готового текста детей показал, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажение смысловой синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов и другое). У двоих детей трудности в составлении пересказов носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т. п.).
В результате анализа пересказов детей с ОНР (III уровень речевого развития) и детей контрольной группы, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) «низкий» и «недостаточный» уровень воспроизведения готового текста. У детей же контрольной группы уровень воспроизведения готового текста «хороший» и «удовлетворительный».
На основании проведенных исследований можно сделать следующие вывод: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) отмечается значительное отставание в формировании навыков монологической (пересказа) речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.