Маргарита Шалашова
Общие основы педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕРМИНЫ К РАЗДЕЛУ
«ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
Активность личности - деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
Андрогогика - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
Публикация «Общие основы педагогики» размещена в разделах
Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным правилам.
Аннотация - краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи или другого издания, а также его краткая характеристика. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого, место и время издания в номинативной форме.
Аристотель - древнегреческий философ. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления, заложил основы современных естественных наук. Был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Беседа – один из основных методов в педагогике, предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.
Бецкой И. И. – общественный деятель, педагог, автор программы образовательной реформы, целью которой было создание полезной государству и обществу «новой породы человека» Утверждал приорритет воспитания в формировании человека.
Блонский П. П. – русский философ, педагог и психолог. Основоположник советской педологии. Считал, что обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; необходимо уважение личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннее развитие личности ребенка.
Вентцель К. Н. – русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания, рассматривающего воспитание, как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Внушение – психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет особо сформированные словестные конструкции.
Воспитание – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, семьей и школой; специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-образовательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Воспитание нравственное – формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Воспитание трудовое – вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности, передача трудовых навыков и учений, воспитание любви к труду и потребности трудовой деятельности.
Воспитание умственное – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, адаптации к окружающей среде; формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Воспитание физическое – узконаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей.
Воспитание эстетическое – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Эстетическое сознание – форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания является природная и социальная действительность, субъектом выступает общество в целом.
Эстетическое чувство – переживание эстетического отношения к действительности. Выражает понимание прекрасного, активизирует деятельность, помогает яснее понять высокое назначение человека, осуждать неблаговидные поступки.
Воспитание этическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.
Гениальность – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений.
Гербарт И. Ф. – немецкий философ, психолог и педагог, создатель учения о ступенях обучения, теоретического обоснования педагогики, идеи воспитывающего обучения и разработки методических приёмов, учитывающих воспитательные возможности учебных предметов.
Герогогика – раздел андрогогики, научная область, занимающаяся изучением методов и закономерностей воспитания и образования, переквалификации и социализации в новых условиях пожилых людей.
Демокрит – древнегреческий философ, считал, что воспитание ведет к обладанию мудростью, человек частица природы, ее «микрокосм», процесс воспитания и обучения преобразует природу человека; важным в обучении является воспитание интеллекта; формирование стремления постигнуть неизвестное, чувства долга и ответственности – залог успеха в воспитании и образовании.
Детство – период жизни человека от рождения до подросткового возраста; включает: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст.
Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности; важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности.
Деятельность ведущая – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности.
Деятельность педагогическая – специальная деятельность преподавателя, направленная на сообщение учащимся суммы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения.
Дидактика – теория обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и изучения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
Дидактические принципы – объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
Добролюбов Н. А. - литературный критик, поэт, публицист, последователь Я. А. Коломенского; считал, что идеал воспитания – в удовлетворении «естественных стремлений»; сочетание умственного, физического и нравственного воспитания, необходима забота о личности ребенка, ее разностороннем развитии, подготовке юного человека к активной и счастливой жизни.
Дьюи Джон - американский социальный философ и педагог, теоретик прагматизма. Основные сочинения философа посвящены исследованию проблем общественного развития, теории человеческой природы, опыта и познания, педагогики и философской логики.
Задача педагогическая - это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Закономерности педагогического процесса – это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
Знание – результат процесса познавательной деятельности. Под знанием подразумевают тот результат, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмперическую или практическую проверку.
Индивид – биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида.
Индивидуальность – особенная личность в полноте ее духовных и физических свойств.
Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задает вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Исследование научное педагогическое – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Каптерев П. Ф. – российский и советский педагог и психолог. Основоположник отечественной педагогической психологии. Считал, что воспитание ребёнка должно начинаться с момента его рождения. Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребёнка — важнейшая задача первоначального воспитания.
Квинтилиан Марк Фабий - крупнейший представитель педагогической мысли древнего Рима. Квинтилиан выступает сторонником общественного воспитания, отдавая ему предпочтение перед домашним. Ему принадлежала прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.
Коменский Ян Амос – основоположник классической педагогической теории. Считал, что цель воспитания – подготовка человека к вечной жизни, есть три составные части воспитания: научное образование, нравственное воспитание, религиозное воспитание; воспитание и обучение рассматриваются в неразрывном единстве; три источника познания: чувства, разум, вера; цель воспитания заключается не только в приобретении знаний, но и в развитии моральных качеств.
Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта.
Концепции образования – концепции, которые учитывают определенные концепции познавательной деятельности человека и предполагает специфическую организацию и технологию учебных занятий.
Лесгафт П. Ф. – российский биолог, педагог, создатель системы физического воспитания; считал, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности.
Личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем.
Локк Джон – последователь Я. А, Коломенского. В своем учении «Мысли о воспитании» считал, что небходимо развивать физически и духовно цельного человека, добро – это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания, гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении; ребенок «чистая доска», на котором можно писать все, что угодно.
Ломоносов М. В. – первый русский ученый-естествоиспытатель. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Был сторонником принципа природосообразности. Воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине.
Макаренко А. С. – советский педагог и писатель. Отнесен к 4 педагогам, определившим способ педагогического мышления XXвека. Считал, что трудовое воспитание- один из важнейших элементов воспитания; идея соединения обучения с организованным производительным трудом; семья является первичным коллективом, где все должны быть полноправными членами со своими функциями и обязанностями. Личный пример родителей влияет на ребенка, формирует его личность.
Метод – путь и способ познания, изучения, достижения цели, способ решения задач.
Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к жизни.
Методы педагогического исследования – методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование.
Мотив – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Навык – компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.
Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимодействия воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
Педагогика дородовая – педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода.
Педагогика информационно-кибернетическая – педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.
Педагогика исправительно-трудовая – содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
Педагогика кондуктивная – система реабилитации детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями.
Педагогика лечебная – разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.
Педагогика культуры – изучает значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.
Педагогика народная – представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В ней отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек.
Педагогика необходимости (авторитарная) – сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения.
Педагогика общая – изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.
Педагогика педоцентристская – педагогика, в центре которой находится ребенок с его особенностями и личной свободой. Педагогический процесс направлен на развитие природных дарований детей, раскрытие заложенных в них потенций.
Педагогика права – занимается вопросами воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны. Опирается на представление о воспитании человека в соответствии с его правом на самореализацию и личностный выбор, из чего вытекает и характер уважительных взаимоотношений с учениками в процессе обучения.
Педагогика православная – ветвь педагогического знания, в основе которого лежит православное мировидение и миропонимание. Изучает влияние православия на развитие человека, а также разрабатывает подходы, цели, принципы, методы, содержание воспитания и образования людей и особенно детей в вере, в любви к богу.
Педагогика реабилитационная – комплексная дисциплина, базирующаяся на медико-психологических и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы педагогического воздействия на больного или трудно-обучаемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.
«Педагогика свободы» - педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную самость.
Педагогика социальная – содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.
Педагогика специальная – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Песталоцци И. Г. – основоположник таких педагогических идей как : всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте, процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому, основа обучения – наглядность, обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, гуманный характер воспитания: доброжелательное отношение к детям.
Пирогов Н. И. – русский педагог профессор, в своих педагогических идеях писал : идея самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования; общечеловеческое воспитание должно быть согласовано с идеей национального воспитания.
Платон – древнегреческий философ, в своих педагогических воззрениях писал : большое значение предается самопознанию; воспитание-важнейший фундамент всей жизни человека; педагогическое воздействие ограниченно сложной и противоречивой природой человека; воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей; наличие тесной духовной связи между наставником и учеником; при обучении следует обеспечить «свободу призвания»; игровое обучение, воспитывающее обучение.
Предвидение педагогическое – прогнозирование и предсказание в сфере образования и развития личности ребенка, предвосхищение возможного хода событий в педагогическом взаимодействии.
Предмет педагогики – исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Приём – относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях.
Принципы целостного педагогического процесса – основные положения теории, ее идеи. Отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс. К основным принципам целостного педагогического процесса относят : организация педагогического процесса и руководство деятельностью воспитанников.
Доступность в обучении и воспитании – предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Я. А. Коломенский: переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко; переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса.
Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка – реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии
Наглядность в педагогике – полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным- значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие, связать обучение с жизнью.
Научность в обучении и воспитании – состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Требует соблюдения следующих правил: обеспечить ребенку неискаженное начальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное и заинтересованное отношение; при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины; раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
Принцип культуросообразности – учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.
Принцип природосообразности – идея построения учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся. Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие становятся определяющими факторами работы училища и педагогов.
Принцип сотрудничества – ориентация в процессе воспитания на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъективных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения – принцип, сущность которого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти.
Систематичность и последовательность – предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Последовательность обучения заложена в общеобразовательных программах, предназначенных для дошкольных учреждений.
Сознательность, активность, самодеятельность – в каждом ребенке заложено больше истин, чем всех педагогических учебниках вместе взятых, а функция педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. Эффективность этого принципа возможна при соблюдении правил: создание у воспитанников положительного представления о будущей профессиональной деятельности; формирование всестороннего интереса к конкретной професии; заинтересованность воспитанников в результате своего труда и показ этих результатов для достижения успехов в собственной профессиональной деятельности и коллектива; превращение воспитанников в заинтересованных и активно действующих лиц жизнедеятельности коллектива; определение конкретных целей и задач воспитательного процесса, каждого воспитательного мероприятия; побуждение воспитанников к правильной самооценке собственных действий, поступков.