Вероника Петшиковская
Возрастные особенности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление родителей с возрастными особенностями школьников
Задачи:
- выработать общие направления взаимодействия воспитателей, педагогов, учителей и родителей в воспитательном процессе,
Подготовительная работа:
- вырезание цветочков и кружочков для проведения психологического тренинга,
- подбор материала (мяч, ручки, карандаши)
- изготовление памяток для родителей «Психологические и возрастные особенности детей» и «Как любить ребенка».
Публикация «Возрастные особенности детей» размещена в разделах
Повестка дня:
1. Вступительное слово (сообщение о цели встречи) :
дидактическое упражнение «Цветочек».
2. Возрастные особенности развития детей.
3. Разное. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.
Ход собрания
Здравствуйте!
У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Дорогие родители, бабушки, мамы, папы законные представители! Мы очень рады видеть вас на общешкольном родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание детей и создание для них уютной и радостной обстановки в нашей школе – невозможная задача. Но вначале, хотелось бы чтобы мы с вами по приветствовали друг друга и познакомились в руках у меня мяч я называю свое Имя Отчество и на первую букву имени называю характер особенности наших детей. Ваша задача назвать свое ИО и на первую букву имени описать своего ребенка. Например:Я Вероника Сергеевна дети в кабинете у меня вежливые. Марина Ивановна сын у нее Мечтательный. Спасибо за проделанное упражнение можете присесть.
Не для кого не секрет что Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Быстро летит время. Приходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым, должна быть опорой родителям. Счастливые те дети и родители, кто прошли вместе этот путь. Прав, наверное, известный педагог В. А. Сухомлинский, сказав: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом». Работа с детьми, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью, приятными ожиданиями в своей жизни. Пусть встреча детей в нашей школе обязательно будет яркой, полезной.
Сегодня на нашем родительском собрании мы имеем возможность остановиться на проблемах воспитания, приоткрыть маленькие секреты к успеху в воспитании. Узнать возрастные особенности наших детей.
Дидактическое упражнение «Цветочек».
Дорогие родители! Ваш ребенок, как цветочек, который мы будем растить вместе. Дома вы ребенка называете ласково, по-разному. Педагогам, работающим с детьми это знание, тоже поможет в общении с детьми. На цветочках с именем вашего ребенка напишите, как вы его ласково называете. После этого передайте его свои классным руководителям. А пока вы делаете задание я начну рассказывать о возрастных особенностях детей.
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышление
С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.
В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т. к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель (педагог) - это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы.
Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Подростковый возраст с 11-16 лет. Подразделяется на подгруппы младший подростковый и старший подростковый возраст. Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.
Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.
В этот период наблюдается направленность на себя, само исследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с невроз подобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.
Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.
Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.
В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.
Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.
Юноши и девушки охотно используют время обучения для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.
Вы Родители должны объяснить ребенку, что вы волнуетесь за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: “всегда быть дома в 20 часов и точка”. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Помните: влияние группы тем больше, чем неблагополучнее у подростка отношения с родителями.
Стоит также отметить, что в это время может проявиться потребительское отношение к взрослым. С одной стороны, подросток хочет проверить равенство своих прав с правами взрослых, с другой, очень часто подросток воюет с родителями прежде всего за расширение своих прав, в то время как круг своих обязанностей стремится сузить. В данном случае необходимо четко оговаривать с ребенком круг его прав и обязанностей в вашей семье. Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования (ребенок должен чувствовать безопасность).
Еще одна значимая проблема в этом возрасте – это проблема самооценки.
Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей. Чтобы помочь ребенку в повышении самооценки вы родители можете:
• Выделять позитивные качества, а не только негативные
• Снижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать ее обучающее воздействие, показывать, что “эталоны” взрослые тоже ошибаются
• Оказывать эмоциональную поддержку
Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребё нку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».
Подведение итогов работы мастер-класса. Карагызова Л. К.
«Каковы ваши впечатления? С каким настроением вы сегодня уйдёте с нашего родительского собрания?»
На доску прикрепляется изображение солнышка. Всем присутствующим раздаются смайлики (грустные и смешные, они выбирают смайлик, соответствующий результатам увиденного мастер-класса и отдают его ведущему. Все смайлики прикрепляются к солнышку.
«Как видите – сегодня у вас прекрасное настроение!»
Обратите внимание на памятки, сделанные для вас и лежащие на столе.
Как любить своего ребёнка
Правило первое:
уметь слушать своего ребёнка всегда и везде не перебивая, и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт.
Правило второе:
уметь говорить, проявляя мягкость и уважительность, исключая назидательность, грубость ихамство.
Правило третье:
наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвё ртое:
достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для подражания.
Правило пятое:
признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Правило шестое:
Для нормального развития желательно, чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.
Поэтому как не надо себя вести.
• Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
• Не надо говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".
• Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.
«ЗОЛОТЫЕ» правила воспитания
1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы
снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Как предупредить детскую агрессивность
1. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
2. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте своего ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.