Наталья Рудковская
Общеобразовательная программа по реабилитации несовершеннолетних Технология профессиональной
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа по реабилитации несовершеннолетних
«Технология профессиональной и личностной успешности»
Составитель: Н. А. Рудковская
п. Лучезарный
2015 г.
Пояснительная записка
Совершенно очевидно, что любое прогрессивное общество нуждается в специалистах с высоким профессиональным и личностным потенциалом. Несомненно, чтобы стать профессионалом необходимо достичь соответственного уровня культуры, образования и жизненного опыта, но знание основ обеспечит молодым людям, будущим специалистам более ясную картину пути в этом направлении.
Публикация «Общеобразовательная программа по реабилитации несовершеннолетних Технология профессиональной» размещена в разделах
Основной задачей этой программы является воспитать молодых специалистов, снабдить их набором инструментов, которые позволят раскрыть свой потенциал и развить свои профессиональные и личностные способности. Профессионализм рассматривается не только как искусство управления и как явление межгрупповой дифференциации, но и как личностное качество, обеспечивающее человеку возможность высокого уровня развития, достижения больших жизненных и профессиональных высот, личностного успеха.
Воспитанники познакомятся с универсальными законами, факторами, стратегиями и принципами успешности, с моделями и способами работы с людьми, с вопросами эффективного руководства, принятия решений, разрешение конфликтов и многим другим. В ходе занятий, включающих интерактивные обучающие методы (модулирование ситуации, направленные дискуссии, структурированные переживания) воспитанники научатся уверенному поведению, усовершенствуют свои познавательные способности.
Включенные в программу темы по психологии общения, конструктивного разрешения конфликтов, управление эмоциями, развитие интеллекта, творческих способностей помогут молодым людям и в самореализации и самоопределении в выборе будущей профессии, а также в установлении деловых взаимоотношений, в развитии и поддержании личных жизненных важных аспектов – здоровья, семейного счастья, благополучия и психологического комфорта.
Цель программы : формирование социально - адаптивной личности в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями, умениями и навыками по самореализации и самоопределению в выборе будущей профессии и дальнейшей трудовой деятельности.
Задачи программы :
- Решать вопросы по самореализации и самоопределению в выборе профессии и дальнейшей трудовой деятельности, раскрыть свой потенциал и свои профессиональные и личностные способности.
- Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности оказание взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Научить уверенному поведению, усовершенствовать познавательные способности,
- Прививать уважение к труду, бережное отношение к результатам труда.
- Развить представление о мире профессии, экономическое мышление, юридические основы, интеллект, креативность, творческие способности.
- Стабилизировать эмоциональный фон, снизить уровень тревожности, научить соблюдать правила здоровья и противостоять вредным привычкам.
Данная программа будет реализовываться при создании, следующих психо-педагогических условии:
1. Учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
2. Создание атмосферы безопасности и взаимодействия с детьми;
3. Использование стимулирующей помощи взрослого в стимуляциях вызывающих у детей, какие либо затруднения;
4. Использование положительных оценок (похвала, поощрение подбадривание); занимательности и наглядности материала в процессе работы;
5. Помощь в налаживании взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Методика и технологии реализации :
Программа состоит из 3 разделов, разделенных на темы. Общий объем занятий 60 часов:
- 1 раздел «Шаг в профессию» - 8 часов.
- 2 раздел «Технология профессиональной и личностной успешности» - 9 часов.
- 3 раздел «Юридические основы устройства на работу» 5 часов.
Каждый из разделов представляет собой цикл занятий. Общий объем - 22 занятия, теоретических занятий - 3, практических -19.
Продолжительность каждого занятия составляет 1 академический час, длительностью 40 минут.
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 11-18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Формы занятий: занятия включают в себя 4 этапа: организация детей, основная часть занятия, физминутка и окончание занятия.
I. Организация детей:
- создание «ситуации успеха» через практическое задание с которым может справиться ребенок, и которое основано на ранее полученных знаниях и связано с новым материалом;
- создание интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность, сюрприз, загадку).
II Основная часть:
- организация детского внимания:
- объяснение материала и показ способа действия или постановка задачи и совместное решение;
- закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа на практических занятиях);
- акцентирование внимания на затруднениях через столкновение знания с незнанием, умения с неумением.
III Физминутка:
Обеспечение на занятии условии для снятия усталости, оказание помощи детям в переключении их деятельности.
IV Окончание занятия:
- подведение итогов (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с поставленными задачами, оценивание участия воспитанников в занятии);
- фиксация в речи детей нового знания или способа действия;
- организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности;
- осмысление достижения и переключение детей на другой вид деятельности.
Методы работы: на занятиях используются различные методы работы: беседа дискуссия, опрос, ролевая игра, решение ситуации, практическая деятельность.
Режим занятий: 1 раз в неделю, занятия проводятся согласно календарно-тематического плана.
Состав исполнителей: воспитатели, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Ожидаемые результаты реализации программы :
- Решать вопросы по самореализации и самоопределению в выборе профессии и дальнейшей трудовой деятельности, раскрытие своего потенциала профессиональных и личностных способностей.
- Уметь сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказание взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Развить уверенное поведение и познавательные способности.
- Уважительно относиться к труду и его результатам.
- Иметь представление о мире профессии, экономическом мышлении, юридических основах; развивать интеллект, креативность, творческие способности.
- Стабилизация эмоционального фона, снижение уровня тревожности, соблюдение правил здоровья, противостояние вредным привычкам.
Формы контроля результатов: конкурсы, соревнования, выставки творческих работ воспитанников.
Материальное обеспечение программы, технические средства обучения и контроля: Стандартно оборудованный учебный класс игровая комната, актовый зал, компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор.
Рекомендуемая литература:
1. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука профориентации – СПб. Изд-во «Речь», 2006.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
3. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М. : Akademia, 2000.
4. Пряжников Н. С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., Издательство НПО «Модэк», 2002.
5. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М. : Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)
6. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С. Н., Шалавиной Т. И. – М. : «Просвещение», 2000.
7. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М. : Аванта+, 2003.
Содержание программы
1. «Шаг в профессию»
1.1. Моя будущая профессия
Практическое занятие
Когда пора определиться с выбором профессии. Сущность профессионального самоопределения.
1.2. Человек в мире профессий
Теоретическое занятие
Классификация профессии. Качества и атрибуты присущие той или иной профессии.
1.3. Профессия наших родителей
Практическое занятие
Роль родителей и семьи в выборе профессии для детей. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии. Кто еще может помочь в выборе профессии. Конкурс рисунков «Профессия наших родителей».
1.4. Здоровье человека и его профессиональная деятельность
Практическое занятие
Влияние профессии на состояние здоровья человека. Здоровье и выбор профессии. Охрана труда и выбор профессии. Техника безопасности.
1.5. Классификация профессии по Климову. :
Практическое занятие
Типы профессии : «человек-человек», «человек-природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ», «человек-техника».
1.6. «Мужские» и «женские» профессии
Практическое занятие
Существуют ли сугубо мужские и женские профессии. Насколько оправдано это деление.
1.7. Пути получения профессии
Практическое занятие
Учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, профессиональные курсы, возможности повышения квалификации.
1.8. Современный рынок труда.
Практическое занятие
Понятие рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. «Ловушки» для тех, кто ищет работу.
2. «Технология профессиональной и личностной успешности»
2.1. Успех как жизненно важная потребность человека
Практическое занятие
Ведущие факторы успеха. Основные стратегии успешного человека.
2.2. Качества обеспечивающие человеку личностные и субъективно - деятельностные достижения.
Практическое занятие
Качества обеспечивающие человеку достижения и успешность деятельности. Принципы и стиль жизни эффективного человека.
2.3. Факторы, препятствующие и сопутствующие личному и профессиональному успеху.
Практическое занятие
Факторы препятствующие успеху. Факторы сопутствующие успеху. Технология достижение профессионального и жизненного успеха.
2.4. Искусство управление собой
Практическое занятие
Личный рост как условие самопрогресса. Средства самозащиты в стрессе. Методы и приемы психотехнической тренировки.
2.5. Речевой этикет (этика оратора)
Практическое занятие
Золотые правила риторики. Речевой этикет. Упражнение в ораторском искусстве.
2.6. Понятие имиджа и его типы
Практическое занятие
Внешний вид и влияние его на успех. Имиджевая коммуникация. Этикет как оружие формирование имиджа.
2.7. Развитие познавательных способностей и творческого мышления.
Практическое занятие
Творчество. Креативность. Факторы препятствующие творческому мышлению.
2.8. Культура общения
Практическое занятие
Правила эффективного общения. Техника и приемы общения. Этико-моральные основы ведения переговоров.
2.9. Организация деятельности человека
Практическое занятие
Основные характеристики и виды деятельности. Мотивация деятельности и поведения. Целеполагание и этапность достижения цели.
3. «Юридические основы устройства на работу»
3.1. Хочу работать
Практическое занятие
Права приема на работу. Заявление на работу. Игра «Хочу работать».
3.2. Устраиваемся на работу
Практическое занятие
Правила приема на работу. Составление резюме. Сюжетно ролевая игра «Устраиваемся на работу».
3.3. Трудовой кодекс РФ
Практическое занятие
Трудовой кодекс - основной документ, регулирующий трудовые отношения. Основные права и обязанности работника и работодателя (ст. 21, 22). Рабочее время (ст. 91-96).
3.4. Адаптация в трудовом коллективе
Практическое занятие
Проблемы общения в трудовом коллективе. Привести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. Привить коммуникативные качества.
3.5. Шаг в профессию
Практическое занятие
Обобщать и систематизировать приобретенные знания, полученные на занятиях. Оценивать степень готовности воспитанников к выбору профессии подвести итог работы.
Утверждаю:
Директор ГКУ СО КК
«Курганинский СРЦН»
___ О. Г. Габдулхакова
«___»___2015г.
Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы по реабилитации несовершеннолетних
«Технология профессиональной и личностной успешности»
№
п/п
Название разделов и тем Количество часов
Всего Теорети-ческие
занятия Практи-ческие занятия
1. Шаг в профессию 8 - 8
2. Технология профессиональной и личностной успешности 9 - 9
3. Юридические основы устройства на работу 5 3 2
Всего 22 3 19
Утверждаю:
Директор ГКУ СО КК
«Курганинский СРЦН»
___ О. Г. Габдулхакова «___»___2015г.
Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Технология профессиональной и личностной успешности»
Раздел /
Тема Дата проведенияя
Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теорети-ческие
занятия Практи-ческие занятия
1 Шаг в профессию 8 - 8
1.1. Моя будущая профессия - 1
1.2. Человек в мире профессий - 1
1.3. Профессия наших родителей - 1
1.4. Здоровье человека и его профессиональная деятельность - 1
1.5. Классификация профессии по Климову - 1
1.6. «Мужские» и «женские» профессии - 1
1.7. Пути получения профессии - 1
1.8. Современный рынок труда. - 1
2 Технология профессиональной и личностной успешности 9 - 9
2.1. Успех как жизненно важная потребность человека - 1
2.2. Качества, обеспечивающие человеку личностные и субъективно-деятельностные достижения - 1
2.3. Факторы, препятствующие и сопутствующие лучному и профессиональному успеху - 1
2.4. Искусство управление собой - 1
2.5. Речевой этикет (этика оратора) - 1
2.6. Понятие имиджа и его типы - 1
2.7. Развитие познавательных способностей и творческого мышления - 1
2.8. Культура общения - 1
2.9. Организация деятельности человека - 1
3. «Юридические основы устройства на работу» 5 3 2
3.1. Хочу работать - 1
3.2. Устраиваемся на работу - 1
3.3. Трудовой кодекс РФ 1 -
3.4. Адаптация в трудовом коллективе 1 -
3.5. Шаг в профессию 1 -
Итого 22 3 19