Коновалова Наталья
Общее представление о фонематическом восприятии у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье описаны общие представления о фонематическом восприятии.
Ключевые слова: восприятие, фонематическое восприятие. фонематический слух.
Восприятие выражает постоянную связь индивида со средой, раскрывается человеку и оказывает доступность ему.
Предмет восприятия - это действия жизни человека или эпизоды его бытия, тоже самое само восприятие исполняется в виде действия, т. е. определенного момента жизни. Восприятия привязаны к происшествиям жизни, воздействующим на органы чувств, обусловлены ими. Они являются долею психики и подчинены логике ее организации и развития. [1]
Публикация «Общее представление о фонематическом восприятии у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонематическое восприятие относится к более элементарному уровню определения речевых выражений. Оно предполагает навык дифференцировать и категорически идентифицировать абсолютно все фонемы родного языка. БД Эльконин выявил фонематическое восприятие как слышание определенных звуков в слове и способность создавать анализ звуковой формы слов при их внутреннем произношении.
Первостепенной важностью для овладения звуковой стороной языка фонематический слух имеет возможность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и навык определения различия звуки речи в их последовательности в словах. [2]
Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова проявляется не сразу. Это результат постепенного развития. С раннего возраста ребенок воспринимает слова как единый неделимый комплекс звуков с определенной ритмической и мелодической структурой. Следующий этап характеризуется постепенным развитием способности различать фонемы, из которых состоит слово. При этом происходит активное овладение словарным запасом и правильным произношением слов.
Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период жизни от 1 до 4 лет с пониманием устной речи и индивидуального произношения слов по воспринимаемому образцу. Произношение слов является главным условием выявления и обобщения дифференциальных признаков фонем. Для того,чтобы фонематическое восприятия у детей развивалось, важно сознательно и произвольно выделять отдельные звуки в словах и сравнивать звуки речи (старше 4-5 лет). Механизм фонематического восприятия в области чтения и письма значительно изменяется в разделение слов на составные их звуки речи, при соотнесении звуков с буквами и при создании новых звуковых образов букв в словах.
Д. Б. Эльконин считает, что процесс развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференциации звуков (гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие, т. е. ребенок возникает с акустического различения звуков, и далее переходит к суставному.
Развитый фонематический слух является очень важной предпосылкой для того, чтобы ребенок не был трудным для понимания и научился читать и писать. Кроме того, его обучение обеспечивает определению представлений о звуковом составе слова, помогает приобрести навыки фонематического анализа слов, мысленного распределения в главных элементах (фонемах) различных звуковых комплексов: сочетаний звуков, слов, как же и по слогам.
Фонематические деформация слуха у детей с ОНР часто является вторичным, ведь своя речь не приводит к развитию четкого слухового восприятия и контроля. Проблемы возникают даже с восприятием и воспроизведением простейших ритмов, воспроизведение сложных ритмов им обычно недоступно. [2]
Исследования таких ученых как Г. А. Каше, О. В. Правдиной, Н. Х. Швачкина, несформированность фонематического восприятия является одной из главных причин, которые являются причиной речевых нарушений.
Ученые отмечают большое количество мероприятий по развитию фонематического восприятия у дошкольников : слуховой тренинг, игровые упражнения, а также дидактические игры, фонетический ритм и компьютерные программы.
Методика изучения уровня сформированности звукопроизношения и фонематического восприятия опиралась на диагностические методики обследование речи Л. С. Волковой, Г. Г. Голубевой, В. В. и В. С. Коноваленко, Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой и включала 4 блока:
1 блок «Отражение слогового и словесного ряда» направлено на определение, по мнению логопеда, умения слушать и правильно повторять определенные слоги и слова.
2 блок «Дифференциация звуков при воспроизведении слов» включал задания на четкое произношение звуков, их дифференциацию на слух и на правильное произношение звуков в словах и в тексте.
3 блок «Звуковой анализ слов» использовались задания на определение звуков в слове по порядку и характеристика их особенностей.
4 блок «Звуковой синтез слов» включал задания на разделение слова на составные эле-менты - фонемы (звуки, развитие умения слышать гласные звуки и отделять гласные звуки от согласных. [3]
Рассмотрим характеристику уровней звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия :
-высокий уровень подразумевает абсолютную сформированность фонематического восприятия, а так же фонематических представлений (при выполнении заданий проявляются небольшие затруднения за счет ограниченности словарного запаса, в определении последовательности, количества, места звука в слове).
-средний уровень характеризуется сформированностью фонематического восприятия и фонематических представлений в целом (детям требуется больше времени на выполнение задания, сложные формы звукового анализа и синтеза вызывают значительные трудности, а при выполнении заданий на элементарные формы анализа используют помощь взрослого).
-низкий уровень - недостаточно сформированы процессы фонематического анализа и синтеза (дети не могут обойтись без помощи взрослого, фонематического восприятия, что выявляется в смешении похожих по звучанию фонем, а состояние фонематических представлений характеризуется осложнением при составлении словесных цепочек, при произношении слов на заданный звук по указанной лексической теме.
-очень низкий уровень - не сформировано фонематическое восприятие, возможны ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками, при выполнении заданий на изучение фонематического анализа и синтеза с затруднением выявляет наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, убрать лишние картинки, которые начинаются на определенный звук, деформирован фонематический слух. [3]
Методы логопедической работы для детей с нарушениями фонематических процессов в условиях логопедического пункта обуславливаются совместной образовательной программы и специальной коррекционной программы для формирования и полноценного развития абсолютно каждого ребенка. Одним из важных условий высокого уровня обучения детей с нарушениями речи считается связь и тесное взаимодействие логопеда, воспитателей, а так же и других специалистов детского сада. [4]
Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в связи с их подготовкой к школе так же остается актуальной, но успешное освоение школьной программы во многом зависит от усвоения ребенком всех сторон речи.