ГАЛИНА ДЕРЯБИНА
Образы добра и зла в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица» на уроке музыки в 3 классе
▼ Скачать
Конспект урока музыки в 3 классе по программе Е. Критской
Тип урока : изучение нового материала c первичным закреплением.
Форма учебного занятия: сюжетно- ролевая игра через реализацию себя в роли создателей балетного спектакля.
Тема: «Образы добра и зла в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица».
Публикация «Образы добра и зла в балете П, И, Чайковского „Спящая красавица“ на уроке музыки в 3 классе» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Чайковский П.И.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель урока : Создать условия для формирования представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле; представление о использовании композитором средств музыкальной выразительности при создании контрастных образов (добро и зло)
Задачи урока :
1) обучающие
-сформировать представление о балете как о музыкальном спектакле, объединяющем в себе разные виды искусства.
2) развивающие
-развивать творческое воображение : интонационно- образное мышление, эмоциональную память через цветовосприятие, графическое моделирование, а также пластическое интонирование.
УУД предметные
-понимать значение вступления к балету, контраста как способа развития музыки.
-понимать, что балетный спектакль невозможен без содружества музыки с литературой, хореографией, изобразительным искусством.
УУД метапредметные
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения
-строить свои рассуждения о воспринимаемых выразительных свойствах музыки
Регулятивные:
-определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев балета
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых
Коммуникативные:
-высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других.
-сотрудничать в совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе
-Принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности
Личностные:
-научиться оценивать поступки героев музыкального произведения с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных ценностей
-Приобрести первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности
3) воспитательные
- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;
Этапы урока :
1) организационный
Слайд1
- Дети заходят в класс под музыку. Звучит вальс из балета П. Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент)
-Звучит музыкальное приветствие
-Учитель проверяет готовность к уроку, организует внимание детей
2) мотивация
Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам волшебный звонок!
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
’Друзья, поздравляю с началом урока!
У. : Чтобы отправиться в путешествие в прекрасную, волшебную страну музыки, нам нужно подготовиться: сосредоточиться, активизировать внимание, слух.
У Посмотрите внимательно, кого вы видите на экране?
Слайд2
Дети: Шарль Перро.
Учитель: Правильно это французский писатель, поэт и литературный критик XVII века, автор всемирно известных сказок. Ребята, я предлагаю вспомнить самые известные сказки, которые каждый из вас их читал или слышал: (Красная Шапочка, Золушка, Кот в сапогах, Спящая красавица).
-А как вы думаете, почему. На уроке музыки я вдруг заговорила с вами о сказках Шарля Перо.
Учитель: А почему говоря о музыке, мы часто обращаемся к какому-либо литературному произведению?
Дети: Потому, что много музыкальных произведений написано на литературные сюжеты. Это оперы и балеты.
Учитель: Правильно. Сегодня у нас на уроке мы будем говорит о сказке Шарля Перо «Спящая красавица». И как во многих других сказках в этой сказке встречаются два противоположных образа это… (образ добра и зла).
Слайд3
-Музыку к этой сказке написал композитор
Дети: П. И. Чайковский.
Учитель: Композитор П. И. Чайковский, сочинивший для нас красивую музыку к сказке «Спящая красавица» выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет.
Учитель: Ребята, вспомните, о чем мы с вами говорили и постарайтесь сформировать тему нашего урока. (если дети затрудняются можно дать подсказку)
Слайд 4
Учитель: И так, мы определили тему нашего урока.
Слайд 5
3) Актуализация.
Учитель: Что мы уже с вами знаем о балете?
Слайд 6.
Балет это музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют
- Ребята, балет является простым или сложным музыкальным жанром? Почему?
Дети: Балет это сложный музыкальный жанр… В балете соединяются сразу несколько видов искусства
Учитель: Я предлагаю вам, ребята, их вспомнить.
Дети: – Литература.
Учитель: Правильно, при создании музыки к любому спектаклю за основу композитор берет литературное произведение. А композитор к каждой строчке литературного произведения сочиняет музыку?
Дети: Нет. Нужно краткое содержание произведения.
Учитель: А как называется краткое содержание музыкального спектакля?
Дети: Либретто.
Слайд 7
Учитель: В современных театрах оперы и балета либретто печатается в программках, которые раздается зрителям в начале спектакля, прочитав которую, зрители узнают не только краткое содержание спектакля, но и, кто из артистов будет исполнять роли героев спектакля.
-А теперь нам нужно назвать основной вида искусства, без которых вообще не смог существовать такой жанр как балет
Дети: Это музыка
Слайд 8.
Танец,
Слайд 9.
Учитель: Какой вид искусства отвечает за оформление художественное оформление спектакля?
Слайд 10
Дети: Изобразительное искусство.
Учитель: Правильно. Эскизы костюмов и декорации создают художники. Без этого спектакль не будет таким красочным и интересным для зрителей.
И так мы видим содружество видов искусства музыки, хореографии, литературы и изобразительного искусства. Такое содружество, взаимодействие называется словом «синтез»
Слайд11
Поэтому балет называют синтетическим видом искусства.
4) целеполагание и планирование
Учитель: Ребята, а как мы сможем узнать, что в балете все виды искусств действительно взаимосвязанные между собой. И что посредством музыки можно создать различные образы героев сказки.
Дети: Посмотреть балет, услышать музыку.
Учитель: А еще можно попробовать себя в роли создателей спектакля.
Слайд12
И так цель поставлена, нам нужно доказать, что балет это музыкальный спектакль, объединяющий в себе разные виды искусства и что средствами музыкальной выразительности, можно создать разнохарактерные образы героев спектакля
Слайд13
План есть: Послушать музыку, посмотреть видеофрагменты, попробовать себя в роли создателей спектакля. 15 мин
5)Основная работа
Представьте, что мы пришли в театр, какие правила мы должны соблюдать. (приходить заранее, не опаздывать, продвигаться к своему месту лицом к сидящим, когда мимо тебя проходит рядом сидящий зритель нужно привстать, не шуршать, не разговаривать, в гардеробе пальто отдавать и забирать по очереди, в буфете вести себя хорошо, не толкаться).
И вот мы уже в зрительном зале.
Открываем программки и знакомимся с либретто.
Итак, события происходят в замке. Во дворце праздник – рождение принцессы Авроры. Король Флорестан и королева пригласили гостей. Фея Сирени и еще 5 волшебниц благословляют новорожденную. Одаривают ее пятью необходимыми качествами. Но только к принцессе подошла ее крестная, Фея Сирени, как врывается в торжественный зал злая ведьма по имени Карабос. Она обвиняет короля и королеву в том, что ее не пригласили на праздник. Она желает жестоко отмстить. Добрые волшебницы уговаривают ее, просят не губить судьбу юной принцессы. Но зло Феи Карабос неумолимо. Она призывает злые силы и заклинает, что Аврора уколет руку веретеном и умрет. В этот момент Фея Сирени, которая не успела сделать свое предсказание, провозглашает, что принцесса не умрет. Она только уснет на много-много лет. Злу никогда не победить добро, и Фея Карабос в бессилии отступает.
А там за кулисами артисты готовятся к выходу на сцену, волнуются, повторяют свои танцевальные композиции
Представляете, какая это трудная задача – рассказать людям языком танца о победе добра над злом, красоты над безобразием.
Вы хотели бы принять в этом участие? Тогда встаньте.
Тихо! Мы за кулисами, с интересом наблюдаем. Что там происходит?
Слайд 14
Представьте, что много лет назад вас заколдовала злая волшебница. Сейчас зазвучит музыка и вам предстоит создать образы в соответствии с характером музыки
(звучит фрагмент из музыки балета Фея Дрожже).
Вы застыли неподвижно в причудливых позах. Вдруг появляется добрая фея и жезлом одного за другим расколдовывает вас. Постепенно всё оживает, начинает двигаться, сначала робко, затем всё больше ощущая прилив жизненных сил. Постепенно ваши движения становятся свободными…
дети иллюстрируют пластикой слова учителя.
Вы чувствуете, что каждый из вас - Человек, и вы многое можете.
Ребята, композитор задумавший этот балет П. И. Чайковский был большим мастером. Для каждого главного героя он сочинил свою выразительную и неповторимую музыкальную тему. Сейчас вы услышите музыкальную интродукцию к балету (вступление, в которой раскроется главная идея балета. Откройте ваши программки и прочтите, что означает слово интродукция.
У композиторов есть такая традиция, перед спектаклем исполняется небольшое вступление-интродукция, для того, чтобы зритель настроился на предстоящее событие. Исполняется она при закрытом занавесе.
Слайд 15
Слушание: Интродукция «Две феи»
Учитель : Ну что, узнали кого-нибудь из героев сказки в этой музыке?
Дети: Да. Две феи.
Учитель: Сколько разных по характеру мелодий вы услышали?
Дети: Две. Фея Карабосс злая, а фея Сирени добрая и нежная.
Учитель: Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот прием называется контраст. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Что показывает контраст?
Дети: Борьбу добра и зла.
Учитель: Наша группа художников разделиться на две подгруппы и попробуют создать красочное полотно, из которого можно будет сшить платья для двух волшебниц, ведь у каждой из них на балу должен быть соответствующий ее образу наряд. (Дети –«художники подходят к столам на которых приготовлены карандаши, краски, бумага.)
Музыканты должны нам описать, какими музыкальными средствами воспользовался композитор для характеристики двух фей Самое трудное задание и ответственное, ведь музыка- основа балета. Вы выступите последними, выслушав всех и сделаете выводы. Можно пользоваться программкой. Первая группа музыкантов будет подбирать средства музыкальной выразительности для Феи Сирени, вторая группа для феи Карабосс.
Слайд 15 с картинкамми
Повторное слушание муз. Фрагмента «Две феи»
Учитель :И так, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Что у нас получилось?
-Ответы художников. Какие цвета наиболее точно отразили характер героинь в вашем воображении?
Сравните свои цвета и те, которые подобрал художник – костюмер балета. Цвет костюма Феи Карабос – тёмный, Феи Сирени –светлый.
Ответы Музыкантов.
Средства музыкальной выразительности
мелодия темп Динамика
острая, скачками, прерывистая
плавная волнистая, протяжная стремительный
спокойный неторопливый
плавный
быстрый,
порывистый
Громко,
Тихо
Противоположные цвета, яркая выразительная музыка, построенная на противоположных средствах выразительности – всё построено на контрасте.
Учитель : Как вы считаете, важную работу вы сейчас выполняли для постановки спектакля?
Дети: Да. Важную и нужную
Учитель: А теперь давайте посмотрим видеофрагмент «Две феи» как зрители.
Видеофрагмент
Учитель: Какие движения были у феи Карабос?
Дети: Резкие, угловатые, порывистые,
Учитель: А какие движения были у феи Сирени,
6) Итог урока
Учитель: Как вы думаете, достигли мы своей цели? ( вспоминают цель: доказать, что в каждом балетном спектакле есть взаимодействие разных видов искусства, и если что-то исключить, то спектакля не получится) Значит какой вывод мы можем сделать? (Балет - синтетический вид искусства). Мы доказали, что используя различные средства музыкальной выразительности композитор создал контрастные образы положительного и отрицательного героя балета.
Я вновь прошу разделиться на группы и вспомнить все ключевые слова, имеющие отношение к теме нашего урока. Каждая группа называет по одному слову, не повторяясь, я буду записывать их на доске. Победит та команда, которая назовет последнее слово.
Проработка темы «Верю – не верю»
Проработка учебного материала
5 минА теперь каждая группа получает карточку с вопросом, который должны закончить сами и прочитать классу. Класс хором отвечает «верим» или «не верим».
Вариант: 1. Верите ли вы, что музыку балета «Спящая красавица» написал?
2. Верите ли вы, что в балете все артисты….?
3. Верители ли вы, что злую колдунью зовут…. ?
4. Верите ли вы, балет объединяет музыку, живопись и …. ?
5. Верите ли вы, что П. Чайковский написал балет на сюжет сказки?
6. Верите ли вы, что главные события в этой сказке происходят в…. ?
7. Верит ли вы что контрастные образы в этом балете?
Настало время переходить к следующей части нашего урока к пению.
Вспомните правила пения.
1 Упражнение на развитие голоса и слуха. До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Разучивание песни «Если добрый ты»
Ребята, мы сегодня с вами приступим к разучиванию песни, в
Разучивание песни: «Если добрый ты»
Муз. Савельева сл. Пляцковского
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно!
7) Домашнее задание: 1) Нарисуй театральную афишу к балету «Спящая красавица»
8) Рефлексия:
Ребята, вам было интересно сегодня на уроке?
Вам понравилась музыка, которую вы услышали?
А что у вас сегодня хорошо получилось?
Ребята, а герои сегодняшней сказки вас чему научили?
Спасибо нашим сказочным героям, которые нас учат добру. Мы не прощаемся со сказкой, а говорим ей «до свидания»