Елена Кугергина
Образовательный проект «Экономика играючи или развитие финансовой грамотности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить свой проект «Экономика играючи или развитие финансовой грамотности у дошкольников»
В России идеей раннего исследования с деньгами проводил выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко. Он писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
Публикация «Образовательный проект „Экономика играючи или развитие финансовой грамотности у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «обмен», «деньги», «цена». Дети – это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово не грамотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Гипотеза: мы предполагаем, что изучая курс финансовой грамотности в детском саду у детей сформируются знания и умения в области экономики.
Позвольте представить
Цель проекта : формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
С задачами проекта вы можете ознакомиться на экране
Задачи проекта :
Для педагогов:
• познакомить с системой работы по формированию экономического опыта детей;
Для детей:
• дать детям первичные представления о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
• сформировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
• развивать эмоциональную сферу детей;
• развивать творческие способности детей;
• расширять словарный запас детей.
Для родителей:
• дать дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста;
Каковы же формы работы?- спросит заинтригованный педагог?
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Это:
• беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей;
• использование ИКТ – технологий;
• тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран;
• ознакомление с элементарными финансовыми понятиями;
• сюжетно – ролевые игры;
• чтение художественной литературы;
• использование сказок с экономическим содержанием.
• тематические занятия;
• дидактические и настольные игры.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Для педагогов:
• педагоги получат систему работы по формированию финансовой грамотности детей;
• педагоги будут иметь представление по проблеме недостаточных знаний в данной области;
Для детей:
• повышение познавательного интереса к профессиям взрослых;
• овладение детьми познавательными, речевыми умениями и навыками;
• пополнение словарного запаса дошкольников;
• вовлечение каждого ребенка и его родителей в работу над проектом, развитие инициативны и самостоятельности в творческой деятельности с использованием разнообразных средств выразительности;
• получение навыков совершения реальной покупки в магазинах.
Для родителей:
• получат дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста;
ИТАК, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
На I этапе (подготовительный)
Был сбор материала: информационного, методического, дидактического; проведение опроса детей с целью уточнения представлений имеющейся информации у детей,составление плана работы.
На II этапе-(основной)
Стали изучали историю возникновения и развития денежных купюр и монет. Так возникла идея создания мини-музея «Денежка». С помощью родителей собрали коллекцию монет, которая вызвала у детей большой интерес, провели конкурс на лучшую копилку. Приняли участие в конкурсе Министерства Финансов РМЭ «Финансовая грамотность» (В связи с 100-летием образования Министерство финансов Республики Марий Эл)
Что повышает интерес к экономическим знаниям?
-Конечно, игра, которая и явилась главной на всех этапах проекта.
Дети охотно играют в настольные игры : Монополию, Миллионер, Денежный поток, Товарный поезд и др.
Ролевые игры: Гипермаркет, Кафе, салон Красоты, Семья, Магазин Игрушек, продуктовый магазин и т. д.
Для развития финансовой грамотности был изготовлен лэпбук «Мир финасов» (с темами пословицы, ребусы, история денег, игра «Что можно что нельзя купить» «Где можно хранить деньги», дидактическое пособие Кольца Луллия по теме «Что можно и чего нельзя купить»
Практика-лучшее учение: снимали деньги в банкомате, совершали различные покупки в магазинах.
Были на экскурсии в Банке, казначействе, супермаркете «Пятерочка»
Увлекательными были занятия: «Загадки Снежной Королевы», «Детективы спешат на помощь», интересно прошли квест-игры «Путешествие в страну Финансов», «Сокровища шкатулки Рублика».
Путешествовать по стране Экономике можно много.
Дети получили представление о непростом мире предметов и услуг, как результате труда взрослых.
С опытом работы поделилась с педагогами на августовской конференции по теме «Финансовая грамотность дошкольников», приняла участие в районном конкурсе методических пособий «Волшебные кольца Луллия» (изготовление пособия «Что можно и чего нельзя купить», для педагогов ДОУ провела консультацию.
Родителей ознакомила с проектом по финансовой грамотности,
III этап-заключительный
На заключительном этапе - повторный опрос детей с целью проверки уровня знаний по теме проекта.
-Каковы же результаты?- задаст вопрос профессионал-эксперт
Воспитанники узнали историю возникновения денег, пополнился словарный запас; сформированы основы финансовой грамотности, получили навыки совершения реальной покупки в магазинах, повысился познавательный интерес к профессиям взрослых;
Родители воспитанников дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста;
Педагоги познакомились с системой работы по формированию финансовой грамотности детей;
- Какие эффекты в рамках запланированной деятельности?- спросите Вы
Достижения финансовой грамотности в том, что эта деятельность способствует пониманию, что такие ценности как жизнь, радость и здоровье близких людей за деньги не купишь.
Перспектива развития проекта : продолжение формирования представлений у детей об экономике, потребностях, норме жизни, деньгах, товаре, цене в соответствии с их возрастными особенностями.