Гелена Кузнецова
Образовательный проект «В гостях у доктора Айболита»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»
Образовательный проект
средняя группа
Выполнила: Кузнецова Г. С.
пгт. Крапивинский
Характеристика проекта
Тема проекта : «В гостях у Айболита»
Тип проекта : познавательно-игровой
Длительность: краткосрочный
Участники: дети, педагоги, родители
Сроки реализации проекта : январь 2016 – февраль 2016.
Актуальность проекта
Публикация «Образовательный проект „В гостях у доктора Айболита“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает мыслить в условном пространстве. Игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Выполняя различные роли, ребёнок начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Это способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Трудно спорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильные представления о здоровом образе жизни. И в этом первым помощником является сюжетно – ролевая игра.
«Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе», - говорил А. С. Макаренко.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточность представлений у детей о деятельности врачей разных специальностей и о назначении различных кабинетов в поликлинике.
2. Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно - ролевых игр и умение играть в них.
Цели и задачи проекта
Цель проекта : формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Задачи:
• Развивать и обогащать сюжет игры и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
• Углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;
• Учить детей передавать в игре профессиональные действия врача, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;
• Помогать детям наладить взаимодействия в совместной игре;
• Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.
• Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной игровой, оздоровительной деятельности в семье и в ДОУ.
Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, познание, развитие речи, художественное творчество, безопасность, труд, физическая культура, в самостоятельной деятельности, в процессе взаимодействия с семьями.
Предполагаемые результаты реализации проекта.
• В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания о специализациях медицинских работников.
• Понимание детьми значимости данных профессий.
• Умение организовать сюжетно - ролевые игры на основе имеющихся знаний.
• У детей сформируются умения играть по собственному замыслу.
• Дети научатся ролевому взаимодействию, коммуникативным навыкам.
• Обогатится словарный запас детей.
• Приобретенные знания и навыки помогут детям осознать значение ЗОЖ.
• Родители получат необходимые теоретические знания по данной теме.
Этапы работы над проектом
1 этап: Предварительный
1. Создание развивающей среды:
• Пополнить зону «Больница». Внести атрибуты для игр: халаты и шапочки врача, муляжи баночек с лекарствами, бинты, инструменты, фуражку шофёра, руль.
• Внести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».
• Пополнить библиотеку книгами: Б. Заходер «Все работы хороши», В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Доктор Айболит».
• Оформить папку-передвижку» Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка»
2. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.
3. Разработать план взаимодействия с родителями через различные формы (анкетирование, беседа, консультация, родительское собрание, информационное оформление стендов.
Введение темы в педагогический процесс:
• Наблюдение на прогулке за машиной «скорой помощи»
• беседа воспитателя с детьми о профессии врача, об атрибутах, необходимых для работы врача; «О профессии врача, медсестры»; «Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы»
• Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа со старшей медсестрой
• Рассматривание сюжетных иллюстраций
• Рассказ воспитателя из личного опыта посещения больницы;
• Обращение к личному опыту детей: были ли они в больнице, по какому поводу
• Слушание музыкального произведения «Болезнь куклы»
• Чтение художественной литературы
• Создание проблемных ситуаций «Ксюша заболела»
2 этап: Основной
Направления развития Работа с детьми
Речевое Беседа о профессиях врач и шофёр
Рассказ детей "Мы с мамой ходили к доктору"
Элементы описания внешности врача, атрибутов и обстановки больницы, внешнего вида шофёра
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением больницы, врача, машины, шофёра за рулём автомобиля
Разучивание стихов о враче и шофёре
Чтение Ю. Яковлева «Больной»,
К. Чуковского «Доктор Айболит».
Познавательное Экскурсия в медкабинет
Экспериментирование:
«Проверим слух»
«Наши помощники – глаза»
«Фрукты: как их можно есть»
«Сколько ушей»
Социально-коммуникативное Сюжетно - ролевые игры
• «Кукла Катя заболела»
• «Мама и дочка пришли на приём к врачу»,
• «Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу»
Дидактическая игра
• «Профессии»
• «Узнай по описанию».
• «Узнай на ощупь».
Разработка социально – игровых ситуаций и внедрение
их в игровую деятельность.
Художественно-эстетическое Конструирование. Ручной труд.
• постройка здания поликлиники, аптеки (из крупного строительного материала)
• изготовление медицинских карточек, изготовление горчичников
Рисование
• оформление эскизов одежды медработников
• «Кто нас лечит?»
• «Доктор Айболит». По сказке К. И. Чуковского
• «Мойдодыр». По сказке К. И. Чуковского
Лепка
• Овощи и фрукты.
• Таблетки
• «Посуда». По произведению С. Я. Маршака «Федорино горе».
Аппликация
- Витамины на нашем столе.
Физическое Подвижная игра
• «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем»
• «Собери чемоданчик доктора».
О Здоровом образе жизни :
О питании
• Чтение С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
О санитарно – гигиенических навыках
• А. Кузнецова «Кто умеет?»
• Н. Найденова «Наши полотенца»;
О прогулке
• А. Барто «Прогулка»
• «Помощники весны»
О психологическом климате в группе и дома
• И, Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»
О болезнях, их лечении и профилактике
• С. Михалкоа «Прививка».
• «Загадки о врачах и оздоровье»
Построение ролевого диалога.
Роли Ролевые действия
Регистратор Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки.
Врач Ведет прием пациентов, заполняет карточки, дает рекомендации по уходу за больным, проводит осмотр, дает направление на анализы.
Медсестра Помогает доктору в проведении осмотра, выписывает рецепт, делает уколы, обрабатывает раны, измеряет температуру, рост, взвешивает.
Пациент Приходит на прием к врачу, рассказывает о своих недомоганиях, приобретает лекарство, ставит горчичники, измеряет температуру, принимает лекарство.
Шофер Привозит лекарство в аптеку, отвозит больного в стационар.
Работа с родителями:
• Совместное изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр «Больница», «Шофёр»
• Подборка стихов о профессиях врач и шофёр
• Итоговая фотовыставка «Играя растём! Играя развиваемся!»
• Анкетирование "Роль сюжетно - ролевой игры в жизни ребёнка"
• Экскурсия родителей с детьми в поликлинику, в пункт скорой помощи
3 этап: Заключительный
• Анализ результативности и перспективы социально - коммуникативного развития детей через сюжетно – ролевые игры.
• Самостоятельная игра детей. Участие детей в обсуждении проведенной игры.
• Фотовыставка "Играя растём! Играя развиваемся!"
• Показ сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
• Презентация проекта.
Выводы и практическая значимость проекта
Формирование основ социально – коммуникативного развития с помощью сюжетно – ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе.
Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
В ходе реализации проекта дети стали чаще использовать сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» и с большим интересом и успехом играть в нее, объединять в единый сюжет с разными играми. В игре больше проявляется самостоятельность, инициатива, творчество.
Дети по собственной инициативе активно обмениваются ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей. Взаимодействие детей в игре раньше было кратковременное, теперь стало длительное.
Родители стали более внимательными к играм детей и активными в жизни группы.
Список литературы:
1. Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2009.-128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (02)
2. Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №1, с. 4
3. Белая К. Ю. «Особенности планирования работы с учётом ФГТ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2011 №11, с. 6
4. В. А. Недоспасова «Растем игра: средний и старший дошкольный возраст» : Пособие для воспитателей и родителей:- М. : Просвещение, 2002
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя, 2-изд. -М. :Изд-во «Гном и Д» 2000.-96 с.
6. Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». Игра в детском саду» №6, 2003г.
7. Микляева Н. В., Ахтян А. Г., социально – нравтсвенное воспитание детей 5-7 лет – М., Айрис – пресс, 2009. Солодянкина О. В.
8. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М. : Аркти, 2004