Евгения Муравская
Образовательный проект «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №59 «Гномик» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад №59 «Гномик»)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ
(БУМАГОПЛАСТИКА)
«СЕГОДНЯ МАЛЕНЬКИЙ РОСТОЧЕК,
А ЗАВТРА ДАРОВАНИЙ ПЛОД»
Автор и разработчик:
воспитатель I категории
Муравская Евгения Александровна
Смоленск 2020
Содержание
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ….….…. 3
1.1 Паспорт проекта…. 3
1.2 Пояснительная записка…. 6
Публикация «Образовательный проект „Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод“» размещена в разделах
1.3 Актуальность…. ….6
1.4 Цель и задачи проекта…7
1.5 Планируемые результаты…. 8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ….…9
2.1 Этапы реализации проекта …. . .…. 9 2.2 Основополагающие принципы проекта ….…. 15
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ….…. …16
3.1 Оценка полученных результатов и итоговое значение…. 16
3.2 Материально-техническая база.. .….16 3.3 Список литературы и Интернет-ресурсов…18
3.4 Приложение….19
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончике пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок»
Сухомлинский В. А[11,с. 52].
1.2 Пояснительная записка
Образовательный проект «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод», направлен на решение одной из главных проблем качества совершенствования дошкольного образования - на раннее выявление и развитие таланта и творческих способностей у дошкольников. Проект ориентирован на развитие художественно-эстетическое способностей (бумагопластика) дошкольников.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых загадочных и интересных явлений природы. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который эффективно развивается в продуктивной деятельности. Как известно, продуктивную деятельность разделяют на технический и художественный труд. К последнему относится конструирование из бумаги. Ребенок, овладевая разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость[1,с. 5].
Но, к сожалению, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Причин этому несколько: во-первых, отсутствие у работников системы дошкольного образования знаний о технологиях, методах и приемах работы выявления и развития детской одаренности. А если эти знания и есть, то чаще всего педагоги делают основной упор на индивидуальную работу с отстающими детьми, а дети с хорошим потенциалом не получают должного развития. Во-вторых, наблюдается родительская неосведомленность в вопросах одаренности.
1.3 Актуальность и новизна проекта
Необходимость в разработке Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» возникла в силу следующих причин.
Во-первых, диагностика уровня художественно-эстетического развития у многих воспитанников на начало учебного года дала высокие результаты.
Во-вторых, выявление и развитие таланта и творческих способностей у дошкольников составляет одну из главных проблем качества совершенствования дошкольного образования в России.
В-третьих, художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий[1,с. 12].
В-четвертых, на сегодняшний день, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
С целью развития детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика, мною была разработана и реализована дополнительная образовательная программа «Бумажный калейдоскоп», которая легла в основу образовательного проекта «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод».
1.4 Цель и задачи проекта
Цель проекта : Создание условий для раннего выявления и развития детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика).
Задачи проекта :
1. Изучить современные технологии, методы и приемы работы с одаренными детьми;
2. Провести диагностическое исследование на предмет выявления одаренности, творческого потенциала в художественно-эстетической области;
3. Создать нормативно-правовое обеспечение Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» ;
4. Разработать план мероприятий, способствующих максимальному развитию творческого потенциала в художественно-эстетической области;
5. Пропаганда педагогических знаний среди круга родителей на тему развития детской одаренности в художественно-эстетической области;
6. Расширить спектр возможностей для участия одаренных дошкольников в творческих мероприятиях различного уровня;
7. Повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах детской одаренности.
1.5 Планируемые результаты реализации проекта
В рамках реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
1. Создание нормативно-правового обеспечения Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» ;
2. Формирование устойчивой системы выявления и развития детской одаренности в МБДОУ «Детский сад №59 «Гномик»
3. Внедрение в практику МБДОУ плана мероприятий, способствующих максимальному развитию творческого потенциала в художественно-эстетической области;
4. Повышение уровня знаний среди круга родителей на тему развития детской одаренности в художественно-эстетической области;
5. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одаренности через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении;
6. Расширение спектра возможностей для участия одаренных дошкольников в творческих мероприятиях различного уровня;
7. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов работающих с одаренными детьми.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Этапы реализации проекта
Содержание деятельности по развитию детской одаренности в художественно-эстетической (бумагопластика) области включает следующие рабочие блоки:
1. Работа с педагогами
2. Работа с воспитанниками
3. Работа с родителями воспитанников
4. Сотрудничество с социально-культурными институтами (С-К)
Образовательный проект по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» предполагает прохождение следующих этапов внедрения:
1. ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКИЙ (Май 2018- Сентябрь 2018).
Педагоги Воспитанники Родители С-К институты
1. Изучение современных технологий, методик и приемов в работе с одаренными детьми
2. Разработка нормативно-правовых документов:
- Положение об инновационной деятельности
-Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные особенности
-Перспективный план работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности
- Положение о педагогическом совете стратегии одаренности воспитанников
- План проектной деятельности
-Пакет диагностических методик по выявлению одаренности в художественно-эстетической области
- Банк данных детей МБДОУ «Детский сад №59 «Гномик», имеющих ярко выраженные способности. 1. Диагностические исследования художественно-эстетического развития воспитанников
2. Творческие задания
3. Подготовка к участию в конкурсах различного уровня
4. Выставки творческих работ
1. Донесение информации до родителей на общем собрании о предстоящей реализации проекта «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод»
2. Групповое родительское собрание «Как распознать способности у дошкольника»
2. Информационная деятельность в области одаренности
3. Анкетирование родителей «Одаренный ребенок»
4. Консультация «Мой ребенок одаренный» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
4. Изучение запросов родительского круга одаренных детей 1. Анализ деятельности социально-культурных институтов воспитания и развития воспитанников:
1. МБУК «Дом Культуры» пос. Миловидово,
2. МБУК Библиотека №13 им. Ворлярлярский В. А. п. Миловидово
3. Центр эстетического воспитания «Элит Класс» (на базе МБДОУ «Детский сад №59»Гномик»)
2. Заключение договоров с заявленными социально-культурными институтами.
2. ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ (Сентябрь 2018 – Май 2019)
Педагоги Воспитанники Родители С-К институты
1. Участие в семинарах и практикумах, имеющих художественно-эстетическую направленность
- Заседание творческой группы «Современные технологии дошкольного образования в области художественно-эстетической направленности в условиях ФГОС»(Квиллинг) Ноябрь, декабрь2018, Кучерова Светлана Владимировна-воспитатель высшей квал. Категории МБДОУ Д. С №73 «МАЛЫШ»
- Семинар для педагогов «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации
- Семинар-практикум «Развитие художественных способностей посредством квиллинга» 26.02.2019 МБДОУ Д. С №37 «Мальвинка» Клименкова М. И
- Заседание творческой группы «Современные технологии дошкольного образования в области художественно-эстетической направленности в условиях ФГОС»(Квиллинг) февраль, апрель2019 Руководитель Кучерова Светлана Владимировна-воспитатель высшей квал. Категории МБДОУ Д. С №73 «МАЛЫШ»
2. Изучение современных технологий, методик и приемов в работе с одаренными детьми
3. Пополнение медиа и видиотеки материалами по вопросу развития художественно-эстетических способностей (бумагопластика) у дошкольников
4. Выступление на педсовете «Одаренные дети- приоритетное направление современного образования»
5. Профессиональные конкурсы художественно- эстетической направленности ( бумагопластика0:
- Городской фестиваль детского творчества «Мама лучше всех на свете!»
-Всероссийский дистанционный конкурс детского творчества «Дыхание весны»
- Всероссийский творческий конкурс «Мастерская Деда Мороза». Номинация «Декоративно-прикладное искусство». Конкурсная работа «Во мгле серебряной кружиться снежинок хрупких хоровод»
1. Участие в конкурсах художественно-эстетической направленности (бумагопластика) на различных уровнях :
На уровне ДОУ - Конкурс - выставка «Новогодняя снежинка»
Муниципальный- Городской фестиваль детского творчества «Мама лучше всех на свете!»
Всероссийский
дистанционный конкурс детского творчества «Дыхание весны», творческий конкурс «Мастерская Деда Мороза». Номинация «Декоративно-прикладное искусство». Конкурсная работа «Во мгле серебряной кружиться снежинок хрупких хоровод»
3. Участие в кружковой деятельности «Бумажный калейдоскоп». Тематический план кружка «Бумажный калейдоскоп» :
Сентябрь
-Диагностика художественно-эстетических способностей;
-Досуговая программа
«Бумажные фокусы) :
[8, https://www.maam.ru/].;
-«Это важно знать!». Знакомство с предупреждающим знаком при работе с ножницами, клеем и бумагой.
Октябрь
Карандашница «Божья Коровка»,
- Натюрморт «Фрукты в вазе» Знакомство с техникой комкования.
-«Золотая осень». Знакомство с приёмами работы рваной, мятой, витой спирали и торцевания бумаги. Коллективная работа по изготовлению композиции с использованием данных приёмов -«Ветка с осенними листьями»
Знакомство с приёмом скручивания бумаги.
Ноябрь-
-«Лукошко с грибами» Знакомство с приёмами плетения и оригами бумаги (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы - оригами; улитка- скручивание в жгутик). «Аквариум с рыбками». Знакомство с приёмами складывания и мозаики бумаги. Материал: коробка из-под конфет (рыбки-оригами, камни-комкование, водоросли- скручивание)
«Рамка для портрета». Подарок ко Дню Матери из бумажной тарелки (мозаика из рваной бумаги и цветы- складывание). -«Жар-птица». Коллективная работа. Знакомство стехникой квиллинг (оригами, гофрирование, комкование, квиллинг).
Декабрь-
-«Веселый мышонок». Изготовление композиции в технике оригами. -«Игрушка-шар». Изготовление праздничной ёлочной игрушки из картона и ажурной салфетки (снежинка – торцевание)
«Открытка Новогодняяя». Изготовление новогодней поздравительной открытки для своей семьи (елочка - оригами из ажурной бум. салфетки) -«Новый год в зимнем лесу». Коллективная работа по изготовлению праздничной сюжетной композиции: (елка –оригами; снег и бусы – комкование; зайцы-оригами).
Январь-
«Рождественский ангелочек». Изготовление праздничной композиции из ажурной бумажной салфетки (оригами и гофрирование). «Снеговик». Создание композиции с применением двух техник (комкование, торцевание из белой салфетки). «Снегирь на ветке». Композиция изготавливается в технике оригами и комкование. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
«Зимний лес». Для создания образа используются приёмы мятых и рваных салфеток
Февраль
«Валентинка». Создание праздничной открытки к празднику Святого Валентина. С использованием техники (складывание сердечка и улитки) «Парашютист». Создание открытки для пап к празднику 23 февраля в технике оригами.
«Кораблик с матросом». Коллективная работа по изготовлению открытки к празднику День защитника Отечества. Использование нескольких техник в работе: оригами, волны - рваные полоски бумаги)
• Март
«Тюльпаны в вазе». Изготовление открытки к празднику Международный женский День в технике оригами. «Цветок в горшочке». Коллективная работа по изготовлению поздравительной открытки к празднику 8 Марта в технике торцевания.
«Птица счастья». Создание весенней композиции с использованием двух техник: оригами и гофрирование
«Вот и прилетели!». Коллективная работа, посвящённая празднику «Сороки» с использованием техники оригами. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
• Апрель
««Ракета». Создание праздничной открытки ко Дню Космонавтики. Выполняется в технике оригами
«Космос». Коллективная работа по изготовлению
открытки к празднику Космонавтики. Выполняются в двух техниках: оригами и комкование салфеток.
«Пасхальное яйцо с цыпленком». Работа выполняется в технике торцевания. Композиция посвящена Светлому празднику Пасхи Май
«Открытка к 9 мая». Изготовление праздничной открытки с использованием техники оригами (звезда, гвоздики)
«Бабочки на лугу». Создание весенней композиции в технике оригами «Ветка сирени». Работа по изготовлению весенней композиции в технике торцевания. 1Комплекс родительских собраний «Семья и ее роль в развитии художественно-эстетических способностей ребенка»
2. Круглые столы, конференции, педагогические практикумы для родителей, мастер-классы;
3. Индивидуальная работа воспитателя с каждым родителем одаренного ребенка (беседы, консультации, педагогические советы)
4. Участие родителей в совместных конкурсах художественно-эстетической направленности (бумагопластика)
5. Совместное творчество родителей, воспитателей и детей. способствующего развитию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
6. Передача полезного опыта развития детской одаренности через САЙТ детского сада. Донесение информации до родителей на общем собрании о предстоящей реализации проекта «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод»
2. Групповое родительское собрание «Как распознать способности у дошкольника»
2. Информационная деятельность в области одаренности
3. Анкетирование родителей «Одаренный ребенок»
4. Изучение запросов родительского круга одаренных детей
1. Заключение договоров с заявленными социально-культурными институтами.
2. Сотрудничество с МБУК «Дом Культуры» пос. Миловидово,
2. Сотрудничество с МБУК Библиотека №13 им. Ворлярлярский В. А. п. Миловидово
3. Сотрудничество с Центром эстетического воспитания «Элит Класс» (на базе МБДОУ «Детский сад №59»Гномик»)
о с клубом, библиотекой п. Миловидово
3. Организация участия детей в конкурсах различного уровня
4. Благотворительная Акция «Белый цветок»
3. ЭТАП КОНТРОЛЬНЫЙ (Май - Июнь 2019).
Педагоги Воспитанники Родители С-К институты
1. Мониторинг одаренности в художественно –эстетической области. Итоговая диагностика.
2. Анализ результатов мониторинга и диагностики художественно-эстетического развития
3. Отчет по проделанной работе перед педагогическим составом
4. Отчет по проделанной работе перед родительским составом.
5. Обобщение и транслирование опыта работы на пед. совете.
Изучение современных технологий, методик и приемов в работе с одаренными детьми
2. Разработка нормативно-правовых документов:
- Положение об инновационной деятельности
-Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные особенности
-Перспективный план работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождениядетей, имеющих ярко выраженные способности
- Положение о педагогическом совете стратегии одаренности воспитанников
- План проектной деятельности
-Пакет диагностических методик по выявлению одаренности в художественно-эстетической области
- Банк данных детей МБДОУ «Детский сад №59 «Гномик», имеющих ярко выраженные способности. 1. Итоговые диагностические исследования художественно-эстетического развития воспитанников
2. Выставки авторских творческих работ
1. Инфорование родителей на общем собрании о завершении проекта «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод». Подведение итогов.
2. Анкетирование родителей по результатам проекта.
3. Соответствиеззапросов родительского круга одаренных детей полученным результатам
4. Дебаты
5. Поощрение и поддержка родителей одаренных детей на уровне ДОУ. 1. Анализ взаимодействия и сотрудничества ДОУ с социально-культурных институтов воспитания и развития воспитанников.
2. Оформление стенгазет, отчетов, фото выставок.
3. Информирование СМИ (интернет-ресурс) об итогах и результатах внедрении
Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод»
2.2. Основополагающие принципы проекта
В основе Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» лежат следующие принципы:
1)признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим; 2) непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка; 3) бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям и особенностям; 4) построение развивающей работы на основе диагностики; 5) индивидуальный путь развития ребенка; 6) принцип диалогичности;7)личностно-ориентированного подхода;8)доступности
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1Оценка полученных результатов и итоговое значение
В ходе реализации Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» были достигнуты следующие результаты :
1. Создано нормативно-правовое обеспечения Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» ;
2. Сформирована устойчивая система выявления и развития детской одаренности в МБДОУ «Детский сад №59 «Гномик»
3. В практику МБДОУ внедрен план мероприятий, способствующих максимальному развитию творческого потенциала в художественно-эстетической области;
4. Повысился уровнь знаний среди круга родителей на тему развития детской одаренности в художественно-эстетической области;
5. Произошло развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одаренности через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении;
6. Значительно расширился спектр возможностей для участия одаренных дошкольников в творческих мероприятиях различного уровня;
7. Повысился уровня профессиональной компетенции педагогов, работающих с одаренными детьми.
Цель проекта : создание условий для раннего выявления и развития детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика, полностью достигнута.
Итоговое значение
На мой взгляд, разработанный мною образовательный проект «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод», имеет немаловажное значение. Это своего рода «кирпичик» в решении одной из фундаментальных проблем качества совершенствования дошкольного образования в России в выявлении и развитии таланта и творческих способностей у дошкольников.
3.2 Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» МБДОУ «Детский сад №59»Гномик» располагает необходимыми ресурсами.
Во-первых, квалифицированные воспитатели и специалисты;
Во-вторых, групповые, оборудованные современными техническими средствами (интерактивная доска, проектор, магнитофон, компьютер, USB носители);
В-третьих, групповые помещения, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям;
В – четвертых, четкое соблюдение техники безопасности при организации деятельности;
В-пятых, наличие методических и дидактических материалов для организации деятельности;
Для успешной реализации программы «Бумажный калейдоскоп», в рамках Образовательного проекта по развитию детской одаренности в художественно-эстетической области (бумагопластика) «Сегодня маленький росточек, а завтра дарований плод» необходимо материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, цветные бумажные салфетки, креповая бумага, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, кисточки.