Алия Пичугина
Образовательный проект по элементарному музицированию для детей с ОВЗ «Звуки вокруг нас»
Название проекта : «Звуки вокруг меня»
Вид проекта : музыкально-познавательный
Тип проекта : долгосрочный (ноябрь 2021 – май 2022)
Руководитель проекта : музыкальный руководитель Пичугина Алия Рафаильевна
Участники проекта : дети группы «Ромашка», родители воспитанников, педагоги ДОУ
Актуальность
Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков.
Публикация «Образовательный проект по элементарному музицированию для детей с ОВЗ „Звуки вокруг нас“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
От мастерства педагога, его культуры, любви к детям зависит всесторонне воспитание детей и счастливое детство каждого из них. Развивая музыкальные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку в современном мире. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок станет уверенным в себе, научиться пониманию и состраданию.
От заинтересованности ребенка к музыке зависит его музыкальность. С развитием музыкальности приходит радость и необыкновенное желание новых встреч с музыкой.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.
В музыкально-коррекционной деятельности, основные элементы направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.
Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, развитию у него творческих способностей, воображения, речи. Особенно хочется обратить внимание на музыкальную деятельность. Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы.
Развивать артикуляционный аппарат.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать правильную осанку
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества.
Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая). Это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат. Одной из современных технологий в системе коррекционной помощи детям с ВОЗ безусловно, является важнейший педагогический принцип Карла Орфа («Шульверк») – импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя”.
Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах и играть с элементами музыки и речи : ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т. п. ; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Музыкальное воспитание по Орффу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра - могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания.
Цель проекта : Создать условия для изучения детьми простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования, формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности.
Для реализации поставленной цели и достижения ожидаемых результатов спроектированы следующие задачи :
Образовательные задачи :
- систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп (духовые, струнные,
ударные);
- повышать интерес детей к музыкальной деятельности;
- обогащать словарный запас и активизировать речь детей.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;
- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса,
музыкальной памяти и музыкальности в целом.
Воспитательные задачи:
- раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности
дошкольников;
- формировать навыки общения и сотрудничества (совместной работе воспитателей с детьми и их
родителями);
- способствовать применению усвоенных музыкальных знаний в игровой практике.
- привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков вокруг себя;
I. Этап: Подготовительный.
II. Этап: Реализация плана.
III. Этап: Заключительный.
Итоговое мероприятие: НОД «Мир звуков вокруг нас»
Ожидаемый результат: Систематизированы и закреплены знания воспитанников об инструментах разных групп; повышен интерес дошкольников к музыкальной деятельности; развиты память, музыкальный слух, чувство ритма, фантазия; раскрыт творческий потенциал, инициатива и самостоятельность детей.
Формы и методы работы с родителями:
- ознакомление с принципами творческого музицирования Карла Орфа; (консультация)
- практикум нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников «Моя музыкальная семья»
- совместные выступления оркестра шумовых инструментов на праздниках, развлечениях и досугах. (дети-родители-педагоги).
.
Примерное тематическое планирование
Месяц Название темы
Ноябрь - Речевая игра «Деревья» (использование звучащих жесты)
- Музыкальная игра «Узнай, какой дождь?»(метал. ложки разных размеров, метал. палочки, трегугольники) ;
- Песня «Дождик», муз. Г. Романовой.
(с использованием металлофона)
- Музыкально-дидактическая игра «Кто живет в лесу» (деревянные палочки, кубики деревянные, ложки);
-Сказка-шумелка про овечку (полиэтиленовые пакетик, камешки, стаканчики,колокольчики, крышечки).
Декабрь - Речевое упражнение «Мы зиму встречаем» (звучащие жесты)
- Снежный вальс импровизация А. В «Времена года» (дождик, султанчики)
- Игра с кубиками под русскую народную мелодию
- Песня инсценировка «Ёлочка» (фантики, клавесы, кубики, треугольники, бубен)
Январь - Речевое упражнение «Дружные ребята» (звучащие жесты)
-Слушание пьесы. «Бьют барабаны» Л. Шварц
-Импровизация под музыку «Бьют барабаны» Л. Шварц
- Сказка-шумелка «В зимнем лесе» (фантики, металлафон, колокольчик, кубики, карандаши, крышечки)
Февраль Снежная сказка
- Упражнение с флажками Э. Григ «В пещере горного короля»
- «Упражнение с колокольчиками» Т. Вилькорейской.
-Музыкально-дидактическая игра «Колпачок» (стаканчики)
- Песня «Петя-барабанщик» М. Красева
Март Солнечная капель
- Речевое упражнение «Жаворонок» (звучащие жесты)
- Импровизация ДМИ Э. Грига «Утро»
- Дидактическая игра «воробушек и лебедь»
- Песня «Весенний звон» (треугольники, колокольчики, звучащие жесты)
Апрель Весна стучится в окна
-Речевое упражнение «Будем мы весну встречать» (звучащие жесты)
-Музыкально дидактическая игра «»
-Сказка-шумелка «Пых» (деревянные ложки, полиэтиленовый пакет, металлофон, пластмассовые стаканчики)
Май Звездный бал
-Речевое упражнение «Прогулка» (Звучащие жесты)
-Музыкально дидактическая игра «Три цветка» (разноцветные листы бумаги)
- «Бумажный оркестр» ,«Полька» А. Жилинский