Папки-передвижки

Образовательный проект «Песочная страна — страна чудес» (совместно — педагог-психолог с логопедом и методистом)

Юлия Вертьянова
Образовательный проект «Песочная страна — страна чудес» (совместно — педагог-психолог с логопедом и методистом)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Песочная страна- страна чудес»

(совместно – педагог-психолог с логопедом и методистом)

Тип проекта :

– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный;

– По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов;

– По времени проведения долгосрочный;

– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Актуальность темы.

Публикация «Образовательный проект „Песочная страна — страна чудес“ (совместно — педагог-психолог с логопедом и методистом)» размещена в разделах

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Цель:

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

• Организовать работу с “педагогической песочницей”;

• Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;

• Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

• Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;

• Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Адресная направленность.

Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений, учителей – логопедов и практических психологов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.

Принципы реализации проекта :

• Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

• "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

• дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

• сочетание научности и доступности материала;

• наглядность;

• характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

• профессиональная компетентность педагога;

• принцип от близкого к далекому;

• принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

• принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

• Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

• Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

• Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

• Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

• Формирование самосознания и адекватной самооценки;

• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

• Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;

• Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

• организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Основные средства:

• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

• Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

• Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта :

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – диагностическо-методический.

• Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

• Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

• Создание банка идей и предложений;

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

• Определение задач воспитательно-образовательного процесса;

• Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).

Презентация проекта :

• Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители, педагогическом совете;

• Презентация проекта на муниципальном уровне;

• Презентация на областном уровне;

• Создание слайд – шоу.

Работа с детьми представлена следующими формами:

• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.

• Организованная образовательная деятельность с детьми;

• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

• Самостоятельная игровая деятельность детей;

• Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице :

– конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– диагностика;

– создание картин на песке и “песочного мира”;

– игры в адаптационный период;

– создание песочных композиций и “секретов”.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

• Анкетирование, тестирование родителей;

• Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;

• Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).

• Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада №3, родители);

• Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

• Индивидуальная консультативная работа;

• Родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

4. Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

• Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;

• Система мониторинга для отслеживания результатов работы;

• Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;

• Система занятий по адаптации детей к ДОУ.

Методическая работа с педагогами :

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

– повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность

– развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений

– развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы

– формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

Особенности песочной терапии.

Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это игровой способ рассказать о своих проблемах.

Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).

Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.

Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Принципы работы с детьми:

• системность подачи материала,

• наглядность обучения,

• цикличность построения работы,

• доступность,

• проблемность,

• развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.

Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.

Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

Форма проведения работы с песком разнообразна : использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Список литературы:

1. Грабенко Т. А., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии. // Школьный психолог, 2006г. №3.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

6. Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – М., 2000.

7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

9. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.

10. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.

11. Юнг К. Г. Человек и его символы. – М., 1998.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Абхазия — Страна души, Страна сказок». Часть 1Фотозарисовка «Абхазия — Страна души, Страна сказок». Часть 1 Фотоотчет "Абхазия — Страна души, Страна сказок". Часть 1. Абхазия — Страна души, Страна сказок. Со време Советского Союза наряду.

Фотоотчет проекта по самообразованию «Песочная страна» с детьми первой группы раннего возраста с 1–2 летФотоотчет проекта по самообразованию «Песочная страна» с детьми первой группы раннего возраста с 1–2 лет Данный проект по самообразованию является результатом работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Фотоотчет зимнего развлечения в подготовительной группе совместно с родителями «Страна зимних игр и развлечений»Фотоотчет зимнего развлечения в подготовительной группе совместно с родителями «Страна зимних игр и развлечений» Фотоотчет зимнего развлечения в подготовительной группе совместно с родителями «Страна зимних игр и развлечений» Цель развлечения – укрепление.

Фотозарисовка «Абхазия — Страна души, Страна сказок». Часть 2Фотозарисовка «Абхазия — Страна души, Страна сказок». Часть 2 Фотозарисовка «Абхазия — Страна души, Страна сказок». Часть 2. Один из красивейших городов Абхазии - сказочная Гагра. Расположенный в 22.

Фотозарисовка «Абхазия — Страна души, Страна сказок». Часть 3Фотозарисовка «Абхазия — Страна души, Страна сказок». Часть 3 Фотозарисовка «Абхазия — Страна души, Страна сказок». Часть 3. Абхазия - удивительная страна! Все природные красоты окутаны своими легендами.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Песочная страна» Конспект НОД в средней группе Тема: «Песочная страна» Цель: Развивать познавательную активность детей по средствам знакомства с песком.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Рисуем на световых планшетах «Песочная волшебная страна»Рисуем на световых планшетах «Песочная волшебная страна» Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий: Рисовать песком на стекле весело.

Сценарий физкультурно-познавательного досуга «Песочная страна»Сценарий физкультурно-познавательного досуга «Песочная страна» Материал будет полезен для педагогов и инструкторов по физической культуре с целью организации досуга для детей среднего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Песочная страна — страна чудес» (совместно — педагог-психолог с логопедом и методистом)
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 15:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «Песочная страна — страна чудес» (совместно — педагог-психолог с логопедом и методистом)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Вертьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД