Ирина Шурхаева
Образовательный проект образно-игровой ритмической гимнастики «Топоножка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17
Образовательный проект образно-игровой ритмической гимнастики "Топоножка"
разработано
инструктором по физкультуре
МАДОУ № 17
Шурхаевой И. А
г. Дивногорск
Пояснительная записка
Публикация «Образовательный проект образно-игровой ритмической гимнастики „Топоножка“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели»
(Жак Далькроз)
Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Ещё в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости.
Еще на заре ХХ века князь С. М. Волконский, популяризатор идей Жака Далькроза, писал, что ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений.
Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики. Её содержанием являются разнообразные, простые по технике выполнения физические упражнения (ОРУ, танцевальные и др.). Они выполняются поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку.
Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого направления. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы.
Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.
Современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм.
Педагоги все чаще сталкиваются с негативным или безразличным отношением детей к двигательной активности. Стимулирование их желание заниматься физическими упражнениями – важная, но не простая задача, решаемая педагогом.
Образно-игровая ритмическая гимнастика – это своеобразное гармоничное сочетание музыки, образных и имитационных упражнений и игры, которые оказывают эффективное и разностороннее воздействие на организм ребенка, решают определенные задачи воспитания и обучения детей.
Образовательный проект по образно-игровой ритмической гимнастики ориентирован на целостное развитие личности ребенка.
Он предусматривает развитие природных способностей детей посредством комплексов этого вида гимнастики.
При этом используются средства и методы решения целей и задач с учетом этапов дошкольного детства.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, каждый разрабатывающийся комплекс гимнастики должен подчинять его какому-либо сюжету (например, «Зимняя сказка», «Приключения Буратино», «Африка», «Приключения Электроника», «Скоро в школу» и т. п.). Подбирая музыкальное сопровождение к таким комплексам, необходимо принимать во внимание смысловое содержание песни, близкое по тематике.
Каждое упражнение комплекса должно иметь название и выполняться под свой музыкальный эпизод. При этом у ребенка легче возникают моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстрее запоминает порядок выполнения движений. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Детям интересно, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений образы, характеры и действия персонажей песен, сказок и мультфильмов.
Приступая к разработке комплекса ритмической гимнастики, нужно представить себе его целевое назначение.
Он может быть предназначен:
- для общей или специальной разминки на занятии;
- для комплексного или направленного развития двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости, координации движений);
- для формирования осанки;
- для решения задач восстановления или как отдельное самостоятельное занятие.
Цели и задачи проекта :
Цели:
- способствовать обогащению двигательного и эмоционального опыта детей;
- улучшать функциональное состояние организма ребёнка;
- повышать двигательную активность через систему занятий.
Задачи:
- создать условия для обучения правильному выполнению упражнений как по форме (направление движений, амплитуда, так и по характеру усилий (ритм, темп, дозировка);
- способствовать формированию правильной осанки детей, развитию общей выносливости, координации движений, подвижности в суставах, элементарных двигательных качеств (пластичности, ловкости, пружинных плавных движений, воображения, воспитанию трудолюбия.
1. Содержание работы по образовательному проекту
образно-игровой ритмической гимнастики
1.1. Условия для реализации задач проекта :
1. Использование интенсивных методов.
Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Яркая музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности. Быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве.
Таким образом, в процессе исполнения одной композиции в течении 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.
2. Обеспечение психологического комфорта (чувство защищённости каждого ребёнка).
Педагогу важно не делать замечаний вслух, а, наоборот, подбадривать детей. Необходимо подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным особенностям детей. Известно, что детям (и взрослым) нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, отвергается.
3. Выбор оптимальной системы занятий.
Выбор связан с использованием двух уровней работы с музыкально-ритмическим материалом.
Первый уровень – тренинговый. Освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, так как они могут – все по-разному.
Второй уровень – специальный. Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития каждого ребёнка и на этом основании подбирает индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка.
4. Объединение усилий педагогического коллектива для решения поставленных задач.
Согласованность действий педагогического коллектива, использование репертуара занятий в разных формах работы (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомлению с окружающей природой и т. д.)
1.2. Этапы организации занятий
Для рациональной организации занятий с полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделять отдельные этапы.
Система работы по организации занятий образно-игровой ритмической гимнастикой условно разделяется на 2 этапа.
1. Подражание.
В основе первого этапа обучения – подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Ещё одна особенность такого показа – он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями.
2. Самостоятельность.
Второй этап обучения способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения. На этом этапе происходит развитие самостоятельности. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Постепенно предлагается исполнить всю композицию самостоятельно.
Задача педагога – содействовать накоплению двигательного опыта, формированию навыков и умений, для чего детям необходимо много двигаться, а данный этап рассматривается как интенсивный тренинг.
Самостоятельное исполнение детьми упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов – воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.
При составлении комплексов образно-игровой ритмической гимнастики учитываются следующие основные положения:
- упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовки ребёнка (доступность в выполнении);
- разностороннее воздействие упражнений на организм детей;
- постепенное нарастание нагрузки;
- чередование упражнений с большим напряжением с более лёгкими упражнениями, например, упражнения на расслабление.
Подбирая упражнения ритмической гимнастики, следует учитывать простоту и образность. Используются основные упражнения руками, ногами, головой, туловищем. При выполнении поворотов и наклонов руки рекомендуется держать в исходном положении – на поясе, к плечам, за голову, что дает возможность зрительно контролировать основные движения. Детям нравятся упражнения танцевального характера, бег с различными движениями рук, доступные прыжки, элементы акробатики. На занятиях используются ритмические и народные танцы, имитация движений из различных видов спорта и трудовой деятельности (стирка, рубка дров и др., также имитация поз и движений различных животных.
1.3. Общие методические рекомендации по составлению
комплексов образно-игровой ритмической гимнастики
(по М. В. Кузьменко)
Упражнения должны:
- соответствовать уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся;
- следовать принципу постепенного нарастания нагрузки (от легких и простых, связанных с движениями отдельных частей тела, до комплексных, дающих нагрузку большим группам мышц);
- оказывать всестороннее воздействие на занимающихся, обеспечивать развитие основных двигательных качеств;
- способствовать формированию правильной осанки и умению управлять своими движениями;
- чередуясь, включать в работу разные части тела, что повышает эффективность мышечных усилий и дает отдых работавшим мышцам;
- действия силового характера сочетать с расслаблением;
- предусматривать логический переход из конечного положения одного действия в исходное положение последующего;
- по мере освоения повышать координационную сложность действия;
- входя в комплекс для разминки в подготовительной части, служить решению задач всего занятия;
- выполняться на два или четыре счета, что не требует предварительного разучивания и, следовательно, дополнительного времени.
1.4. Основные этапы составлений комплекса образно-игровой ритмической гимнастики
- Определить задачи и сюжет комплекса.
- Подобрать музыкально сопровождение, соответствующее сюжету комплекса или близкое по тематике.
- Прослушать фонограмму несколько раз и осмыслить ее характер.
- Выявить структуру музыкального произведения: части, периода, запевы, припевы, проигрыши.
- Приступить к постановке образно-игровых упражнений под музыку с учетом смыслового содержания песни и общих методических рекомендаций, изложенных выше.
- Апробировать отдельные блоки на небольшой группе детей, внести необходимые поправки.
2. Комплексно-тематический план
Месяц Тема
III квартал 2015 г.
Сентябрь Занятие № 1-2
Цель: Проведение обследования уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Определить оценку подвижности каждого ребёнка через наблюдение за выполнением свободных танцевально-ритмических движений под музыку. Обследовать детей на чувство ритма с помощью различных движений под ритмичную музыку.
Занятие № 3-4
Цель: Познакомить детей с термином "Ритмическая гимнастика". Дать детям сведения о пользе занятий ритмической гимнастикой. Вызвать желание заниматься ритмической гимнастикой посредством просмотра видео с выступлением детей на праздниках в д/с
IV квартал 2015 г.
Октябрь Занятие № 1-2
Цель: Познакомить детей с базовыми упражнениями и движениями ритмического танца. Показать правильное их выполнение. Учить детей принимать правильное исходное положение всех частей тела.
Занятие № 3-4
Цель: Познакомить с ритмической гимнастикой «Синий иней». Показать последовательность выполнения движений. Разучивание отдельных элементов в ритмическом комплексе под счет. 1- 2 части комплекса.
Ноябрь Занятие № 1- 2
Цель: Закрепление отдельных элементов ритмического комплекса под счет. 1- 2 части комплекса.
Занятие № 3 – 4
Цель: Отработка двух частей комплекса, разучивание 3 части под счет
Декабрь Занятие № 1 - 2
Цель: Разучивание движений комплекса под музыку. Учить детей эмоционально показывать характер музыки.
Занятие № 3 – 4
Цель: Закрепление движений комплекса под музыку, работа над трудными местами. Учить детей эмоционально показывать характер музыки.
Выступление детей на Новогодних утренниках в детском саду.
I квартал 2016 г.
Январь Занятие № 1 - 2
Цель: Ознакомить с упражнениями с лентами. Дать детям представление о структуре всей композиции, порядке выполнения упражнений, смены темпа выполнения
Занятие № 3-4
Цель: Разучивание первой части комплекса под счет в медленном темпе
Февраль Занятие № 1 - 2
Цель: Закрепление движений первой части под музыку, разучивание второй части комплекса под счет
Занятие № 3 - 4
Цель: Отработка движений первой части комплекса, закрепление второй части комплекса. Учить чувствовать движения и получать радость и удовлетворение от выполнения
Март Занятие № 1 – 4
Цель: Соединение двух частей комплекса под музыку, работа над трудными местами. Отрабатывать синхронность выполнения движений
Выступление на утренниках и досугах
II квартал 2016 г.
Апрель Занятие № 1
Цель: Познакомить детей с движениями ритмического танца «Утро начинается», обучать базовым упражнениям. Показать правильность их выполнения.
Занятие № 2 – 4
Цель: разучивание ритмического комплекса под меленный и быстрый счет. Отрабатывать трудные элементы комплекса
Май Занятие № 1 – 4
Цель: Закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса. Работа над трудными местами. Отрабатывать синхронность выполнения движений.
Выступление на выпускном в д/с.
Июнь Выступление на празднике, посвященному Дню защиты детей.
Список литературы:
1. Методика проведения фитнес-технологий М. М. Борисовой;
2. Программа секционной работы по гимнастике для детей старшего дошкольного возраста Л. Г. Верхозиной;
3. Система упражнений на развитие основных видов движений у детей 3-7 лет, разработанная Е. Н. Вавиловой.