Ляпина Анастасия
Образовательный проект на тему «Куклы русских людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
Проект
«Куклы русских людей»
Выполнила: воспитатель:
Ляпина А. М.
Мухтолово, 2020
Актуальность проекта : Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много разных интересных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Публикация «Образовательный проект на тему „Куклы русских людей“» размещена в разделах
В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.
В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека.
С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.
Исследователи приписывают кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь.
Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19 веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.
Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания об истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнам во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Цель проекта : Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
Задачи проекта :
Обучающие:
Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;
Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;
Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
Развивающие:
Развивать творческие и познавательные способности;
Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Обогащать словарный запас дошкольников.
Вид проекта : Информационно-творческий
Продолжительность: с 3 по 31 октября
Участники проекта : дети старшей группы «Знайки», воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Предполагаемый результат:
- формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;
- развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;
- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
- повышение интереса дошкольников к культуре русского народа, к русским народным куклам.
- создание необходимых условий для ознакомления детей с тряпичной куклой (альбом разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий; технологические карты по изготовлению тряпичных кукол; мини-музей «Куклы русского народа»).
- воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
- развитие умения детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
Этапы работы над проектом.
1 этап.
Проблема: Проанализировав уровень знаний детей об истории русского народа, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения показали, что необходимо изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и традициями русского народа. Я считаю, что с решением данной проблемы поможет справиться проект «Куклы русского народа», который знакомит детей с культурой и традициями русского народа.
На мой взгляд, приобщение детей к русской народной культуре сегодня необходимо. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Проектная деятельность с детьми помогает просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такая деятельность учит ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе проектной деятельности формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. Кроме того, проектная деятельность помогает и самому педагогу развиваться и самосовершенствоваться.
2 этап.
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта; оформление папок передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы; беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.
3 этап.
Мероприятия с детьми.
Познавательное развитие.
- Рассказ воспитателя: «Жизнь и быт предков», «Многообразие кукол»
- Просмотр презентации «Куклы русского народа», «История кукол».
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
-Просмотр видеофильмов: «Кукла-кувадка своими руками», «Как сделать куклу мотанку «Крупеничка и Богач»», мастер-класс «кукла-закрутка своими руками».
- Дидактические игры: «Третий лишний», «Одень бумажную куклу», «Что из чего», «Узнай элемент узора».
Речевое развитие.
- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка», «Куколка в траве», «Кукла».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «Моя любимая кукла».
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин кукол», «В музее», «День рождение Куклы», «Мастерская кукол»,
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
- Презентации: «Куклы-обереги», «Кукла своими руками»
- Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление кукол: оформление мини- музея «Куклы русского народа», пополнение кукольного уголка, фото и репродукции различных времен с изображением кукол, изготовление кукол-кувадок, куклы «малышок-голышок», куклы-пеленашки, куклы-капустки.
Художественно-эстетическое развитие.
- Рисование: «Нарисуй тряпичную куклу».
- Аппликация: «Кукла в национальном костюме».
- Изготовление с детьми кукол («кукла-пеленашка», «кукла-кувадка», «кукла малышок-голышок», «куклы-капустка»).
- Конструирование: «Домик для куклы»
Музыкальная деятельность.
- Хороводные игры: «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…».
- Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.
- Слушание музыки: Ольга Зарубина «Песня куклы», «Русские матрешки».
Физическое развитие.
- Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня», «Гуси-лебеди», «Ай ду-ду-ду».
- Пальчиковая гимнастика: «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».
Мероприятия с родителями:
- Выставка творческих работ детей.
- Оформление папок-передвижек для родителей на тему : «История и традиции русской народной куклы».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
- Участие в создании мини-музея «Куклы русского народа»
Консультация для родителей: «Расскажите детям, как вы жили, во что играли».
Заключительный этап:
- выставка детского творчества «Куклы русского народа».
- Организация мини-музея «Куклы русского народа».
- Презентация проекта.
Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о культуре и традициях русского народа, об истории русской народной тряпичной куклы, будут знать различные виды тряпичных кукол, проявлять интерес к истории своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Приложение №2.
Игра-хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка
(дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья,
(хлопки руками вправо-влево)
Богатства и почести.
(хлопки руками вправо влево).
Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами.
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
Игра-хоровод «Платочек»
Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.
Галя по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.
Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек.
Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).
Не горюй, подруженька Галя!
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.
Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.
Игра-хоровод «Ярмарка»
Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т. д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя» :
– Что угодно для души?
Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ» :
– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
Жмурки «Ваня» и «Маня».
Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.
Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.
Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.
«Жмурки»
Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:
– Где стоишь?
– На мосту.
– Что продаёшь?
– Квас.
– Ищи три года нас.
Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.
Приложение №3.
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.
Значение узоров:
Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.
Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.
Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.
Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний.
Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.
Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
Дидактическая игра «Что из чего».
Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.