Елена Горюнова
Проект: «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад комбинированного вида №20
Краткосрочный проект во второй младшей группе: «Моя Семья».
Воспитатель:
Стреляева Елена Валерьевна
Г. Наро-Фоминск, 2016 год.
Краткосрочный проект во второй младшей группе: «Моя Семья».
Краткое содержание проекта :
• В процессе работы над проектом у детей формируются чувства сопричастности к родному дому, семье
Ожидаемые конечные результаты:
Публикация «Проект: „Моя семья“» размещена в разделах
• Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях.
• Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи
• Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Проблема:
- Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы.
Цель проекта :
- Формирование у детей понятие «Семья». Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта :
- Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях.
- Воспитание у детей любви и уважения к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- Гармонизация детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.
- Развитие партнёрских отношений с семьями воспитанников.
Обоснование актуальности:
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Новизна проекта :
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.
Продолжительность проекта : краткосрочный (первая неделя ноября).
Механизм реализации проекта :
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Подбор стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, потешек, русских народных сказок.
- Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций по теме «Моя семья».
- Беседы с детьми.
- Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр на семейную тематику.
Практический этап:
- Заучивание стихотворения «Моя семья» (пальчиковая игра).
- Беседы «Моя семья», «Загадки о членах семьи», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила поведения за столом», «Как я помогаю дома».
- Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Чтение русских народных сказок.
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери», дидактических – «Чья мама?» и театрализованных игр – «Колобок».
- Лепка «Угощение для бабушки». Рисование «Подарю цветочек маме».
- Папки-передвижки на темы: «Поиграй со мною, мама», «Семейный выходной».
Заключительный этап:
- Фотовыставка «Моя семья».
- Выставка детских работ.
Перспективы развития проекта :
Целью данного проекта явилось следующее : сформировать у детей понятие «Семья». Воспитать чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Для достижения данной цели были поставлены несколько задач, которые были успешно решены. Дети с большим удовольствием принимали участие в проектной деятельности. Для расширения знаний детей по данной теме: «Моя семья», считаю необходимым продолжить знакомство детей с обычаями семьи, с семейной культурой. Поэтому в перспективе мной намечены задачи по закреплению и углублению знаний по данной теме.
Приложение – 1.
Пальчиковая гимнастика "Моя семья"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого пальца)
Вот и вся семья!
(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
Приложение- 2
Беседа -1. : «Моя семья»
К детям в гости проходит Лунтик и сообщает, что он упал с луны и ему одному скучно и грустно. Лунтик просит помочь найти ему семью.
Воспитатель: У каждого человека есть семья. Скажите, что такое семья? (ответы детей)
Ребята, семьи бывают большие и маленькие. Расскажите, кто с вами живет (дети называют членов своей семьи).
Ребята, а вы знаете, как зовут вашу маму, папу (дети называют членов своих родных).
В семье у каждого есть свои обязанности, т. е. каждый что-то делает, расскажите, что делает ваш папа, бабушка.
Как вы помогаете своей бабушке?
Давайте с вами поиграем, если вы считаете, что в семье нужно вести себя так, то вы запрыгаете, если вы со мной не согласны, то затопаете ногами.
В семье все должны ругаться, в семье все должны дружить.
В семье все должны любить друг друга, в семье все должны драться.
В семье все должны жадничать, в семье все должны делиться друг с другом.
Скажите, а какой должна быть семья?
Лунтик узнает у ребят, а можно назвать бабу Капу и деда Шера его семьей (дети рассуждают).
Изготовление аппликации «Моя дружная семья»
Беседа-2. :Загадки о членах семьи.
Воспитатель: Что же это за письмо, давайте посмотрим. Да тут загадки, ребята. Вот послушайте:
Кто стирает, варит, шьет
На работе устает
Просыпается так рано?
Лишь заботливая ….
Дети: мама.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
(воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик).
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут вашу маму?
– Как мама называет тебя ласково?
-– Кто ты для мамы?
– А в чем вы помогаете маме по дому?
Дети: ответы.
Воспитатель: Замечательно. Еще одна загадка:
Кто научит гвоздь забить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята
Это наш любимый …
Дети: папа.
Воспитатель: Правильно, хорошо
(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут твоего папу?
– Кто ты для папы?
– Какой он папа?
Дети: ответы.
Беседа-3. : «Что такое хорошо и что такое плохо»
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Развитие речи).
Программное содержание: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятным окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).
Задача № 1 обучающая: формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.
Задача № 2 развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость на действия игровых персонажей, развивать диалогическую речь, побуждать детей к разговору.
Задача № 3 воспитательная: формировать представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения делиться с товарищем, опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкально -художественная.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Оборудование и материалы: игрушки (2 зайца, кубики.
Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо; рассматривание сюжетных картинок по теме «хорошо - плохо», ежедневно беседы с детьми о культурном поведении в саду, дома, на улице, о доброжелательном поведении друг к другу, желанием делиться игрушкой с товарищем, жить дружно.
Ход беседы
1. (Сюрпризный момент) Появляюсь с зайцем. Ребята, подойдите ко мне.
Ребята, я шла к вам в гости и встретила Степашку, который горько плакал. Я взяла его с собой, потому, что знаю, что здесь живут самые добрые дети. Это правда? Вы хотите помочь Степашке?
2. Садитесь на стульчики. Сейчас мы узнаем, что у него произошло…
Ребята, посмотрите какой я построил дом, буду в нем от лисы прятаться. И дождь меня в доме не намочит. Еще поставлю ящик и буду держать в нем морковку. Другие зайцы придут спрятаться от дождя, а я их морковкой угощу.
И тут появился Ушастик.
Что ты тут делаешь?
Дом строю, чтобы от дождя прятаться и морковку хранить.
Я тут прыгать хочу!
Прыгай в другом месте.
Нет, я здесь хочу! (ломает дом).
Я так старался, хотел всех друзей в гости позвать. Ты мог бы в другом месте попрыгать.
Что случилось со Степашкой?
(Ушастик сломал у него дом, его обидел другой заяц.)
Давайте успокоим и пожалеем его, скажем ласковые слова (дети подходят к зайцу).
Дети жалеют Степашку: (гладят, обнимают, целуют)
3. Д/и «Назови ласково»
Заяц, а если он маленький, то зайчик.
Ребята, а как мы друг друга называем?
Ваня, а ласково…
Сережа, а ласково…
Полина, а ласково…
Арсений, а ласково…
Андрей …
Ребята, какой Степашка? Хороший, пушистый, добрый! Что мы можем сказать Степашке? Не плачь, Степашка! Мы тебе новый дом построим!
А что же мы скажем Ушастику?
Дети ругают «плохого» зайца: (грозят пальчиком, так нельзя делать! Нельзя никого обижать! Молодцы ребята вы Степашку пожалели, а теперь, давайте, со мной поиграем, повторяйте за мной: п/ и «Зайка серенький сидит» :
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (дети сидят на корточках и показывают руками ушки). Проговариваем текст.
Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть (трем ладошки)
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать (прыгаем на месте)
как же еще можем ему помочь?
Дети вместе с воспитателем строят дом и любуются им.
Спасибо вам, друзья!
Молодцы, ребята, вы хорошо поступили! Я так и знала, что вы сможете помочь Степашке. Эта беда случилась, потому что Ушастик не знал, как правильно себя вести, а вы знаете? Давайте научим Ушастика правильно себя вести. Хотите? Мы сейчас поиграем в одну очень интересную игру она называется хорошо - плохо. А вы, зайчата, садитесь и слушайте.
3. Я буду называть разные поступки, если так поступать хорошо вы будете говорить «можно», если так делать нельзя, то вы говорите «нельзя». Попробуем?
Драться?
Ломать чужую постройку?
Покатать друга на санках?
Отбирать игрушки?
Мириться?
Кусаться?
Делиться игрушками?
Обижать друзей?
Рвать книги?
Угощать друзей конфетами?
Помогать взрослым?
Молодцы, ребята, все знаете! А ты, Ушастик, понял, как правильно себя вести?
Спасибо вам, ребята, я все понял, и больше никогда не буду ломать чужие постройки. И ты меня, Степашка, извини.
Молодец, Ушастик!
Я тебя прощаю, Ушастик
Ребята, смотрите, как зайцы обнимаются. Как хорошо, что Ушастик исправился, и больше никогда не будет обижать Степашку!
Это вы меня научили. Молодцы!
А вам, ребята, понравилось помогать зайчикам?
Мы обязательно расскажем своим друзьям, какие замечательные дети живут в этой группе. До свидания!
Я провожу зайчиков, чтобы они не заблудились. До свидания!
Беседа -4. :
Конспект режимного момента. «Обед».
Цели:
1. Продолжать охранять и укреплять здоровье детей.
2. Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками); умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
3. Воспитывать вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности.
Предварительная работа:
1. Ситуативные беседы о пользе здоровой пищи, этикете за столом.
2. С/р игры «Угостим куклу чаем», «Сварим борщ», «Как Ваня обидел гостей» и т. п.
3. Чтение художественных произведений на тему этикета за столом («Этикет» Юрия Чичёва)
Индивидуальная работа:
Катя Б. – закрепить умение сидеть прямо
Варя Н. – мотивировать к приему пищи
Стёпа Ш. – закреплять навыки правильно держать ложку
Ход режимного момента:
Помощник воспитателя сервирует столы, дети в это время находятся с воспитателем.
В-ль: К нам в гости пришла кукла Варя. Как вы думаете, кто она? (повар) Давайте вместе повторим – «повар»
А почему вы так решили?
Чем занимается повар? (ответы детей)
В-ль: А как вы думаете, что нам сейчас дадут на обед? (ответы детей – суп, второе, компот)
В-ль: Правильно, суп. А из чего можно сварить суп? (ответ детей). Правильно, в суп кладут мясо, картошку, морковку, лук. Ксюша, что кладут в суп?
- Пока мы с вами беседовали, Ольга Сергеевна накрыла на столы и пригласила нас к столу.
Но для того, чтоб сесть за стол, что нужно сделать? (Вымыть руки)
А как надо правильно мыть руки? (Не брызгаться, намыливать мылом, смывать, вытираться своим полотенцем) А теперь девочки идут мыть руки, а мальчики и Ваня смотрят – всё ли девочки правильно делают
Девочки идут мыть руки, мальчики стоят и смотрят.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
В-ль комментирует действия
В-ль: Руки намыливаем мылом. Смываем. И насухо вытираем полотенцем. Молодцы девочки! Идите садитесь за стол, а «Ваня» посмотрит как мальчики моют руки.
Кукла Ваня: Мальчики, а можно вытираться чужим полотенцем? (нет) А как вы находите свое полотенце? (по картинке) А можно брызгаться? (нет) Почему? (ответы детей)
Мальчики моют руки.
В-ль комментирует действия детей, хвалит их.
В-ль: Руки намыливаем мыло. Смываем. И насухо вытираем полотенцем. Молодцы мальчики! Идите садитесь за стол
Мальчики садятся за стол.
Разместив детей за столами, воспитатель говорит о том, что предложено сегодня детям на обед, (меню на обед) желает им приятного аппетита.
В-ль: А Ваню мы посадим в уголок дежурства, чтобы он всех видел.
Воспитатель обращает внимание на положение осанки детей во время приёма пищи, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.
В-ль: Не забываем - что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо. А еще мне Ваня сказал, что он принес вам небольшие подарочки. Но даст он их только тем, у кого все тарелки будут чистыми. Лева, не забывай, что ложку надо держать в правой руке.
Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи). А так же рассказывает о том, из чего состоят блюда.
В-ль: Молодцы! Аккуратно кушаете. Ване нравится как вы едите.
Помощник воспитателя организует постепенную смену блюд
В-ль: Молодцы! Не забывайте, что мы после еды вытираем рот салфеткой и говорим «Спасибо!»
Дети, которые закончили прием пищи, встают из-за стола, говорят «спасибо». Относят тарелку и кружку. И идут раздеваться.
В-ль: Молодцы! За ваши чистые тарелки Ваня дарит Вам вот такие наклейки.
Когда все дети вышли из-за стола, воспитатель помогает детям готовиться ко сну.
Ольга Сергеевна раздает наклейки за чистые тарелки.
Приложение – 3
Потешка: «Из за леса, из за гор»
Из за леса, из за гор
Едет дедушка Егор
Сам на лошадке,
Жена на коровке
Дети на телятках,
Внуки на козлятках
Съехали с гор, развели костер,
Кушают кашку, слушают сказку.
Чтение русской народной сказки: «Репка»
Посадил дед репку и говорит:
—Расти, расти, репка, сладк! Расти, расти, репка, крепк!
Выросла репка сладк, крепк, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут – потянут и вытянули репку.