Наталья Корытова
Образовательный проект «Мой любимый Красноярск» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Мой любимый Красноярск»
Разработала: Корытова Н. В.
воспитатель МБДОУ №9
г. Красноярск.
Описание актуальности образовательного проекта «Мой любимый Красноярск» (актуальность, цель, задачи, участники, продукт проекта)
Проблема:
Публикация «Образовательный проект „Мой любимый Красноярск“ (средняя группа)» размещена в разделах
У каждого человека есть дом – место, где ему уютно и хорошо, где его всегда ждут. Город, в котором мы живем, это тоже наш дом, только общий.
Проведенный среди воспитанников опрос показал, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе. Дети сомневаются в ответах недостаточно владеют информацией так, как родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости.
Знакомство с родным городом, улицами, с известными людьми, прославившими район, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социально-личностного развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному городу, помогает создавать условия для развития гражданских чувств. Дошкольники должны знать: как устроена жизнь в районе, о людях, именами которых названы родные улицы, о достижениях предков и современников. И тогда они будут не только гордиться своим городом и районом, но и заботиться о нем.
Цель: Формирование начальных представлений у детей среднего дошкольного возраста о родном городе.
Задачи:
Познакомить детей с историей родного города, его
достопримечательностями;
Развивать познавательный интерес, творческие способности детей;
Воспитывать патриотизм, гордость за свой город.
Участники проекта : педагоги, воспитанники средней группы, родители.
Вид проекта : нравственно-патриотический.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Срок реализации: краткосрочный - 1 неделя.
Продукт проекта : Фотоколлаж «Мы и город»
Итоговое мероприятие: Развлечение «Мы и город»
Планируемые результаты:
Дети имеют первоначальное представление о Малой Родине – городе, в котором они живут, название ближайших улиц, имена известных людей прославивших район.
Предварительная работа:
• Изучение специальной литературы по теме: история Красноярска, улицы нашего города.
• Проведение мониторинга знаний детей о родном городе;
• Проведение анкетирования родителей;
• Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала: открытки с видом Красноярска, достопримечательности родного города.
• Подбор подвижных, словесных, настольных, сюжетно-ролевых, дидактических игр и упражнений.
• Оформить папку –передвижку «Мой любимый город Красноярск»
Этапы проекта :
I Вводно-мотивационный этап:
Мотивация педагогов:
Проводя беседу с детьми по теме: «Мой город» я заметила, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе.
Возникла проблема: как рассказать детям о родном городе? Как такую серьёзную информацию представить в доступной их пониманию форме и ориентировать на использование её в различных ситуациях.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что чувство патриотизма и любовь к своему городу у ребёнка надо воспитывать к тому времени, когда они пойдут в школу, поэтому перед нами стоит задача – привлечь к проекту не только детей, но и их родителей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Для мотивации родителей мы провели родительское собрание в нетрадиционной форме: КВН «Мой город Красноярск», и выяснили, что многие родители не знакомы не только с историей родного города, но также не знают название улиц города и его достопримечательностей.
Провели анкетирование: «Как научить ребенка любить свой город?»
Родители были ознакомлены:
• с анализом анкет;
• результатами мониторинга уровня знаний детей о своем городе.
Родители согласились, что с их стороны недостаточно внимания уделяется этому вопросу и что необходимо активизировать работу по ознакомлению детей с родным городом для воспитания патриотизма у дошкольников и гордость за свой город. Они активно откликнулись на предложение участвовать в нашей проектно - исследовательской деятельности.
Мотивация детей:
Письмо от Незнайки.
«Дорогие ребята, я по телевизору увидел ваш город и очень хочу с ним познакомиться, узнать его историю. Но чтобы не заблудиться в нем я должен знать названия улиц, достопримечательности города, правила поведения на улицах города. В этом можете мне помочь только вы. Скоро я приеду к вам в гости. До встречи»
Выявив проблему проекта - не знание родного города, мы приступили к планированию работы по ее решению. Для этого мы воспользовались моделью 3 вопросов.
Сначала выяснили, что дети знают и хотят узнать о родном городе, обсудили, как и каким способом можно узнать про интересующую нас тему. Дети предлагали свои варианты ответов и вопросов, которые мы записали и поместили на информационном стенде, а так же написали письмо для родителей, где попросили помощи. Затем оформили плакат, где дети сами предложили мероприятия, которые помогут ответить на поставленные вопросы.
Литература:
"Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет" О. С. Ушакова,
"Занятия по ИЗО в детском саду" Т. С. Комарова,
"Занятия по ознакомлению с окружающим миром" О. В. Дыбина.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Практико - деятельный этап проекта «Мой любимый Красноярск»
Комплексно – тематический план на неделю для детей средней группы
День недели Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах
Понедельник Познавательное развитие. ФЦКМ на тему: «Город, в котором я живу - Познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; Развивать интерес к истории и современности города;
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за родной город
Физическое развитие - по плану инструктора по физической культуре.
Утро: Ситуативный разговор по иллюстрации «Прогулка по городу» - Анализ уровня знаний детей о городе. Развивать умение составлять короткие творческие рассказы.
Рассматривание иллюстраций,
наборы открыток с видами города.
Дидактическая игра: «Найди улицу» - закрепить названия улиц, маршрут от детского сада до дома.
Прогулка: целевая прогулка в парк «Сады
мечты» - познакомить детей с ближайшим
местом отдыха людей район Взлетка.
Подвижная игра «Найди, где спрятано»
ориентировка в пространстве.
Вечер: Загадывание загадок.
Цель: Учить детей понимать образный смысл загадок. Пополнение книжного уголка иллюстрациями города Красноярска, литературой по теме.
Краеведческий материал, герб города.
Дидактические игры: «Что перепутано?»,
«Собери картинку».
Раскраски :
«Мой город Красноярск» Информирование родителей о теме недели «Мой любимый Красноярск»
Посоветовать родителям посетить с детьми те места, о которых рассказывается детям: ГЭС в Дивногорске, Мемориал Победы, парк им. Горького, стадион им. Ярыгина, Краеведческий музей и Театр Кукол
Вторник Речевое развитие
Составление рассказа по картине «Дети гуляют на прогулке» - Формировать умение внимательно рассматривать картину, составлять рассказ по картине, опираясь на план; Упражнять в подборе слов, близких по значению, подбирать слова, обозначенные действия предметов; Воспитывать уважение к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.
Музыкальное занятие по плану музыкального руководителя Утро: Чтение произведений по теме: -продолжать знакомить детей с родным городом через ознакомление с художественной литературой.
Дидактическая игра: «Расскажем сказку вместе» - Развивать коллективное творчество детей, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказе.
Прогулка: экскурсия на ближайшую улицу им. генерала-майора авиации В. С. Молокова - Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети.
Подвижная игра «Лошадки» - Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
Вечер: Конструирование из строительного материала «Мост через реку» - Развивать умения детей использовать ранее полученные знания для постройки разных мостов, решая следующие задачи:
- выбирать разнообразный строительный материал, необходимый для строительства;
- планировать и контролировать этапы своих действий;
- совершенствовать партнерские взаимоотношения. Выбор предметного окружения по собственному замыслу, сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»
Фото «Памятные места грода Красноярска»
Настольно-печатные игры: «Найди пару».
Пазлы на тематику «Достопримечательности города» Прогулки детей с родителями по улицам города
Консультация для родителей «История родного города»
Среда Познавательное развитие. ФЭМП на тему: «Путешествие в парк» - развивать математические способности; Закреплять порядковый счёт в пределах трёх. Учить соотносить цифры 1-3 с количеством. Закреплять названия геометрических фигур. Учить группировать фигуры по общим признакам, выделять фигуру не похожую на другую.
Физическое развитие - по плану инструктора по физической культуре. Утро: Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города – продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.
Дидактическая игра: «Доберись до дома» - продолжать формировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, находящихся на улице
Прогулка: наблюдение за транспортом на улице – формировать знания детей о транспорте нашего города.
Ситуативная беседа: «Правила поведения на улице» - Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, учить соблюдать их.
Подвижная игра: «Найди, где спрятано»
ориентировка в пространстве.
Вечер: Чтение стихов о городе Красноярске – воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой город. Выбор предметного окружения по собственному замыслу, сюжетно-ролевые игры:
«Парикмахерская», «Семья»;
Иллюстрации с изображением разных видов транспорта.
Трафареты с изображением разных видов транспорта, домов. Сбор материала для оформления
Фотоколлажа «Мы и город»
Четверг Художественно–эстетическое развитие.
1. Рисование на тему: «Мой дом» - Учить детей рисовать дома, передавая прямоугольную форму стен и треугольную форму крыши. Развивать чувство композиции, учить гармонично, размещать элементы рисунка на листе бумаги, дополняя изображение элементами на основе впечатлений от окружающей жизни. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своему дому, городу.
Музыкальное занятие по плану музыкального руководителя
Утро: Ситуативно-игровое упражнение по социально-нравственному воспитанию «За что я люблю свой город?» - Продолжать расширять знания детей о родном городе. Выяснить, за что дети любят свой город? Чем он им так дорог?
Прогулка: знакомство с улицей на которой находится детский сад - вызвать интерес к микрорайону, побуждать детей составлять небольшие рассказы.
Подвижная игра: «Найди свой домик» - развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Вечер: Творческая мастерская «Домик» - познакомить детей с техникой оригами; учить детей изготавливать элементарные поделки.
Дидактические игры:
«Что перепутано», «Собери картинки»
Выбор предметного окружения по собственному замыслу, сюжетно – ролевые игры «Дом», «Гараж».
Раскраски :
«Мой город Красноярск»
Набор открыток «Красноярск» Совместный конкурс рисунков «Мы Красноярцы»
Пятница Художественно–эстетическое развитие.
Аппликация (коллективная) – «Дома на нашей улице» - Учить детей передавать в аппликации образ (городской) улицы; Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький; Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой; Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем; Воспитывать навыки коллективной работы, вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.
Физическое развитие на улице по плану инструктора по физической культуре.
Утро: Игра на слуховое внимание «Кто позвал?»
Дидактическая игра: «Найди такую же» - находить сходство и различие в открытках с видами города.
Прогулка: Наблюдение за трудом дворника - воспитывать уважение к работе дворника, заботливое отношение к окружающей среде.
Подвижная игра: «Грузовик» - координация речи с движением.
Вечер: Изготовление фотоколлажа «Мы и город» - закрепление пройденного материала; развитие творческих способностей детей. Набор открыток «Красноярск»
Выбор предметного окружения по собственному замыслу, сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Ватман, фотографии с изображением детей на фоне достопримечательностей города. Совместный просмотр
нетбука «Мой город», мультимедийные презентации, выставки детских работ.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Мы и город»
Заключительный этап
Результат:
Тема проекта «Мой любимый Красноярск» детям очень понравилась, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; с удовольствиям рассматривали картинки, открытки, альбомы о родном городе. Вместе с родителями подбирали материал по теме. Детский коллектив стал более сплоченный.
Родители проявили инициативу и творчество в подборе материала по теме и участия в конкурсе рисунков.
Проделанная работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей и родителей принять участие в проекте «Мой любимый Красноярск».
Сопутствующие материалы – методическое обеспечение проекта «Мой любимый Красноярск»
Материально – техническое обеспечение занятий:
Печатные пособия:
- набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой;
- литература по теме: книги, альбомы, календари, энциклопедии;
- настольные игры по теме;
- дидактические игры:
-ИТК – средства
- ноутбук;
- сканер, принтер;
- цифровая фотокамера;
- мультимедийные образовательные ресурсы (презентации).
- демонстрационная полка для детских работ и книг;
- наборы для детского творчества.
Приложение