Татьяна Анатольевна Клепикова
Образовательный проект «Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы работы
1. Создание проблемной ситуации.
В группе появилась карта детского сада с обозначением улиц вокруг. Дети задают вопросы :
- Ребята, сегодня утром вы спрашивали: что это такое, за чем это, что мы с этим будем делать?
Публикация «Образовательный проект „Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Это – карта, на ней обозначен наш детский сад и улицы, которые находятся рядом, но нет домой и светофоров, и пешеходов. Вы хотите узнать о том, что окружает наш детский сад и научиться ориентироваться по карте?
- Да.
- Каждый из вас идет в детский сад, а вечером обратно. Вы видите дома и знаки. Что может находиться в этих домах?
- В этих домах: магазины, банки, почта, метро и другое.
- Вы хотите составить карту своего маршрута и рассказать другим детям о нем?
- Да.
- Для того что бы рассказать свой маршрут нужно хорошо ориентироваться : знать лево и право, назад и вперед, определять длину пути. Вы хотите этому научиться?
- Да.
- Тогда мы с вами отправляемся в удивительное путешествие знаний, как ориентироваться на месте.
2. Выбор темы, целей и задач;
3. Привлечение в участии родителей;
4. Изучение методической литературы;
5. Составление перспективного плана;
6. Создание развивающей среды;
7. Подбор игр и оборудования.
Основной этап:
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве) :
Где находится твой дом?
«У кого что получилось»
Игры на формирование ориентировки "на себе" :
Солнышко
Калейдоскоп
Части тела
Игры на формирование пространственных представлений : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко:
Доползи до игрушки
Куда я спрятался
Вправо, влево прокати, только мяч не упусти
Внимательно слушай и рисуй
Магазин
Найди магнит
Путешествие по азбуке
Художник
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения:
Найди игрушки
Жмурки с колокольчиком
Где находится твой дом?
Незаконченные изображения
Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства :
Адресное бюро
Астрономы
Где спрятан клад?
Давайте дружить
Собери слово
Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве :
Прятки
Дорога в сад.
Где, чей домик?
Совместное составление планов, чертежей, схем.
Изготовление дидактических игр соответствующего содержания
Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
Заключительный этап:
1. Картотека графических диктантов;
2. Буклет «План – карта, дорога из дома в детский сад»
3. Презентация проекта на педагогическом совете.
Вывод:
Детям было интересно, у них усовершенствовались:
пространственные представления,
навык ориентирования на листе клетчатой бумаги,
составление графических изображений,
моделирование рисунка, чертежа, плана, схем.
Родители поддержали проект.
4. Перспективный план работы с детьми.
Месяц Регламентированная деятельность детей Нерегламентированная деятельность детей
Сентябрь
«Слуховой диктант». Цель: ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур. «Рисуем геометрические фигуры». Цель: Рисовать геометрические фигуры по образцу в тетради в клетк
«Повтори наоборот». Цель: Развивать пространственную координацию «Волшебный сундучок». Цель. ориентироваться в микропространстве "Разноцветное путешествие" Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Октябрь
«Нарисуй правильно» Цель. Определять положение предмета по отношению к себе, другому лицу. «Слушай и рисуй» Цель: Формировать умение ориентироваться на листе бумаги «Отгадай, чей голосок» Цель: Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве. "Художник"" Цель: ориентироваться в микропространстве "Бабочка" Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению. «Путешествие по азбуке» Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.
Ноябрь «Рисуем животных» Цель: рисовать символическое изображение животных в тетради в клетку используя образец. «Графические диктанты» Цель: Развивать способность ориентироваться в тетради в клетку «Горю – дуб» Цель: Укрепить мышцы конечностей; усовершенствовать навыки ориентирования в пространстве; "Найди место" Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости "Стрелоплан" Цель: учить детей ориентировать наплоскости, закреплять понятие "право", "лево".
Декабрь «Рисуем животных» Цель. Рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. «Закончи предложение» Цель. Определять словом положение предметов П. И. «Найти, где спрятано» Цель. Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве. «Разведчик» Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути. "Скок-перескок" Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног
Январь «Рисуем животных» Цель. Рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. «Вверху - внизу» Цель. Определять словом положение предметов. «Найди и промолчи». Цель:Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве. "Найди игрушки" Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, "Жмурки с колокольчиком" Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов
Февраль «Рисуем животных» Цель: рисовать символическое изображение животных в тетради в клетку используя образец. «Графические диктанты» Цель: Развивать способность ориентироваться в тетради в клетку «Кто ушел?» Цель: Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве. "Кто правильно назовет" Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами "Вратарь" Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения
Март «Дорисуем картинку». Цель. ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур. «Слева – справа» Цель. Определять словом положение предметов «Хитрые мыши» Цель:Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве. «Следопыт». Цель. учить ориентироваться по схеме. «Путешествие по комнате» Цель: учить ориентироваться по схеме
Апрель «Слуховой диктант». Цель: ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур. «Графические диктанты» Цель: Развивать способность ориентироваться в тетради в клетку «Нарисуй правильно». Цель. Ориентировка по отношению к другому лицу. «Графические диктанты» Цель: Развивать способность ориентироваться в тетради в клетку. «Иголка и нитка». Цель: Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве. "Адресное бюро". Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов. "Астрономы". Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости"Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности" Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным "Где Маша?" Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.