Татьяна Шпилева
Образовательный проект «Для ума зарядка — сложная загадка»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Автор проекта : воспитатель Шпилева Татьяна Викторовна.
Исполнитель проекта : воспитатель старшей группы
Шпилева Татьяна Викторовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : информационно - практико-ориентированный.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Охватываемые образовательные области : физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,
Возраст детей: 5 - 6 л.
Публикация «Образовательный проект „Для ума зарядка — сложная загадка“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею.
Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
Загадки приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Проблема: Детям нравиться отгадывать загадки, но как придумать загадку, в чём её секрет они не знают. Дети думают, что у загадки может быть одна отгадка, а это не так.
Основная цель проекта : Научить детей составлять загадки разных видов.
Задачи:
Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
Познакомить с типами загадок, условиями и приёмами разгадывания.
Научить придумывать загадки.
Воспитывать любовь к родному языку.
Принципы:
Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи. Этот принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать и использовать, как традиционно произносятся слова, словосочетания в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения.
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
Этапы проекта :
Проект включает три основных этапа:
Подготовительный:
Постановка целей и задач, определение методики работы предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Деятельностный:
Ознакомление детей с художественной литературой
Рассмотрение карт и схем.
Работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация).
Проведение совместно-организованной деятельности.
Завершающий:
Подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ.
Закрепление полученных знаний.
формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Форма реализации проекта : Книга загадок. Квэст по математике.
Работа с родителями:
. Выполнение творческих заданий с детьми дома:
1. Сообщение детей о загадках.
2. Разучивание с детьми загадок.
3. Придумывание с детьми загадки.
Участие в подборке детских сборников загадок.
Консультации для родителей «Учите детей отгадывать загадки», «Учимся составлять загадки».
Стенгазета «Угадай старославянскую загадку».
Ожидаемые результаты
Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым.
Различают виды загадок.
Проявляют интерес к составлению загадок.
Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Литература:
1. Аникин В. П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». – М. : Учпедгиз, 1957
2. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки». М. : Просвещение, 1981.
3. Кудрявцева Е. «Использование загадок в дидактической игре».Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
4. А. Нестеренко «Страна загадок». Ростов-на-Дону., Изд-во Ростовского университета 1993.
5. М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.
Системная паутинка.
Речевое развитие Чтение р. н. с. «Дочь семилетка», «Мудрые ответы», «Загадка неразгаданная», «Мужик разгадывает загадки».
Составление загадок с использованием карточек-схем «Чтение» загадок по карточкам.
Разучивание загадок по темам.
Нод «Старик - годовик».
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».
С/И «Подбери рифму», «Что на что похоже «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».
Вечер загадок.
Познавательное развитие
Нод «Откуда пришли загадки».
Квест по математике «В поисках клада».
Художественно-эстетическое развитие
Слушанье песенок загадок
НОД «Отгадай загадку, нарисуй отгадку».
Лепка: «Лиса»
Отгадай загадку, раскрась отгадку, выполни задание.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Расскажи загадку».
Зарядка рядом с загадкой.
П\И «Отгадай и покажи»,«Угадай, кто позвал», «Угадай, у кого мяч», «Угадай, кого поймали»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хочется отметить, в своей работе мы окунулись в таинственный и увлекательный мир загадки. Мы убедились, что отгадывание загадок это интересное и полезное занятие. Узнали историю загадки и научились придумывать свои загадки.
Загадка- это особый и интересный мир. Отгадывание загадки – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадку легче отгадать, зная как она устроена.
Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте!
А ЧТО ДАЛЬШЕ?
Продолжать работу по формированию умений составлять загадки, разнообразных по структуре. Познакомить детей с загадками разных народов мира.