ирина николаевна цуман
Образовательный проект «Белоствольная красавица» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Белоствольная красавица»
(длительность – 2 недели, для детей старших групп)
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории д/сада, в лес с родителями, дети могли больше узнать о березах: найти березу вблизи участка, дать ей имя, следить за изменениями в ее жизни; обсуждать наблюдаемое, какое настроение у дерева, от чего оно зависит, как дерево заботится о детях.
Тип проекта: Исследовательский
Участники проекта: Воспитатели, дети, музыкальный работник, родители.
Публикация «Образовательный проект „Белоствольная красавица“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Цель проекта: Формирование начальной экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста; формирование представлений о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза, почему это дерево так почитается на Руси.
Задачи: Расширить представления о самом почитаемом дереве в России – березе, значении ее в жизни человека; оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее взаимосвязи с окружающей средой; ознакомить со стихами, песнями, загадками о березе; развивать у детей познавательную активность, психические процессы; активизировать и обогащать их словарь; воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
Подготовительный этап:
• Подготовить природный материал для деятельности детей;
• Подобрать детскую и педагогическую литературу; картинки; грамзаписи; дидактические игры и др. ;
• Сделать ширму о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко»;
• Собрать картотеку пословиц, поговорок, стихов о березе.
Содержание проекта:
- провести с детьми цикл наблюдений за березой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;
-провести исследовательский этап:
• Изучаем листья;
• Сравниваем дерево с кустом;
• Изучаем плоды и семена;
• Изучаем кору и ствол;
• Изучаем корни;
- на основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие занятия, расширяющие представление о березе;
-предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты, придумать сказки о березе.
Реализация проекта:
1. Занятия познавательного цикла:
- комплексное занятие «Во поле береза стояла»
-познавательное занятие «Береза повислая», «береза – друг сердечный» (лечебные свойства березы)
- беседа «С кем ты дружишь, береза?»
- рассказ воспитателя «Воспетое дерево»
2. Чтение, заучивание наизусть, пересказ:
- чтение и заучивание пословиц и поговорок о березе; (см. приложение)
- пересказ русской народной сказки «Как коза избушку поострила»;
-заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березу русскую», С. Есенина «Белая береза»;
- чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки»;
- чтение С. Воронина «Моя береза» (летом, осенью, зимой, весной)
- заучивание В. Рождественского «Березка», и русской народной песенки «Береза, моя березонька» (см. С. Н. Николаева «Методика ЭВД в д/саду»).
3. Деятельность детей
- рисование – «Люблю березку русскую», «Березовая роща»;
- аппликация – «Веточка березы»;
- ручной труд – «Подарки для березы»;
- пение песен – «Во поле береза стояла…», «Ой да у дороженьки…»;
- хоровод – «На лугу», «Береза белоствольная»;
- рассматривание репродукций картин В. Н. Бакилева «Голубая весна». И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Березовая роща»;
- коллективная аппликация из бересты – «Лебедь белая плывет».
4. Совместная деятельность с детьми и родителями:
- циклические наблюдения за березой;
- составление творческих рассказов «Сказка о березе»;
-изготовление поделок из бересты;
- беседа за круглым столом «Целебное лукошко».
5. Ожидаемые результаты
Расширенные представления детей о самом почитаемом дереве в России – березе, о значении ее жизни человека; оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее взаимосвязи с окружающей средой; о значении березы в русском народном творчестве.
6. Трансляция проекта
Презентация готового проекта
7. Перспектива проекта
Результатами проекта можно воспользоваться в работе с детьми в экологическом воспитании, исследовательской деятельности, на музыкальных занятиях, посвященных устному народному творчеству.
Исследовательский этап
Изучаем листья
1. Вопросы к детям
- На дереве много листьев или мало?
- Густая у него крона или нет?
Дети объясняют свою точку зрения. Посмотрите сквозь крону на небо (чем меньше видно небо, тем гуще листва)
2. В жаркий день предложите постоять несколько минут на открытом месте, а потом в тени нашего дерева.
- Где приятнее находиться?
- Почему?
- Где более жарко под деревом или на открытом месте?
- Где больше солнечных лучиков?
Комментарий воспитателя: Под деревьями «прячутся» не только люди, но и растения, которые не любят жары.
3. Исследуем листок своего дерева. Предлагаю детям погладить листок руками: сначала сверху, а потом снизу.
- Какой он? Гладкий, пушистый, шершавый, волосатый, мягкий?
- А теперь потрогайте кончик листа.
- Он острый или тупой?
- Мягкий или твердый?
- Какой край у листа, проведите пальчиком, ровный или с зубчиками. Выемками?
- Что вам напоминает лист?
4. –Какого цвета листья у нашего дерева? Светло-зеленого или темно-зеленого?
- Есть ли на них пятнышки?
- Все ли листья на дереве одинакового цвета?
Задание детям: Найдите опавший лист и разотрите в руках. Чем пахнет? Что напоминает вам этот запах?
5. Посмотрите, есть ли на листьях следы вредителей?
6. Какие насекомые могли это сделать? Вместе с детьми поискать насекомых на дереве.