Ольга Соколова
Образовательный проект «Чудо-город» или «Вторая жизнь картонной втулки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
старшая группа «Светлячки»
Номинация: Образовательный проект
«Чудо-город» или
«Вторая жизнь картонной втулки»
Сроки выполнения проекта : долгосрочный, 9 недель
Авторы и руководители проекта :
Соколова Ольга Александровна, воспитатель
Хохлова Олеся Сергеевна, воспитатель
Красноярск, 2018
АННОТАЦИЯ
Публикация «Образовательный проект „Чудо-город“ или „Вторая жизнь картонной втулки“» размещена в разделах
В основу данного проекта положена идея возможности самовыражения детей через самостоятельное создание новых игр из доступного материала, экспериментирование с разными безопасными материалами под руководством взрослого, а также эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Проект рассчитан на группу детей старшего дошкольного возраста от 5 лет. Также требуется помощь взрослого при работе, например, с горячим клеем.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. И далеко не секрет, что почти у каждой семьи дома имеются различные хозяйственно-бытовые предметы: бумажные полотенца, туалетная бумага, пищевая пленка, фольга, скотч и прочие бытовые принадлежности. Мы взрослые стараемся побыстрее избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей. Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры. Ведь от поделки до произведения искусства – один шаг.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Соколова Ольга Александровна, воспитатель, МБДОУ №1, Olgasueno@mail.ru
Хохлова Олеся Сергеевна, воспитатель, МБДОУ №1; khokhlovao79@mail.ru
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
В сети Интернет есть масса вариантов всевозможных поделок для дошкольников, в том числе и из картонных втулок. Вот и мы решили вместе с детьми мастерить поделки из данного бросового материала. Работы нам хватило на несколько занятий, после чего осталось очень много материала, который родители ребятишек с удовольствием приносили в детский сад целыми пакетами и коробками.
Дети с энтузиазмом принялись играть с втулками, используя их в качестве конструктора, добавляя новые детали из самого разнообразного материала из групповой творческой коллекции, но вот беда… все постройки после игры приходилось ломать и убирать в шкаф. Тогда возникла идея все творения, которые придумывали дети оформить в качестве постоянной игры и оставить в центре конструирования.
Проект ориентирован в конечном итоге на познавательное развитие дошкольников на основе создания новых видов игр из вторичного материала.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Актуальностью данного проекта является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей. Любая работа с природным и бросовым материалом – не только увлекательна, но и познавательна. Это даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях. И, согласно требованиям ФГОС ДО, развитию таких способностей помогает как раз организованная предметно-пространственная среда, которая дает детям возможность общения и совместной деятельности (в том числе детей разного возраста) и взрослых, возможность самовыражения; наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности также способствуют развитию познавательной активности. И именно поэтому целесообразной становится разработка проекта «Чудо-город».
Цель: Развивать творческую инициативность и самостоятельность у детей в процессе создания поделок из бросового материала – картонной втулки.
Задачи:
1. Обучение детей старшего дошкольного возраста способам конструирования из бросового материала, самостоятельно задумывать тему для будущих моделей.
2. Развитие познавательных способностей, творческого мышления и воображения через умение задавать вопросы и находить на них ответы как самостоятельно, так и с помощью взрослого.
3. Воспитание интереса к работе с бросовым материалом и создание положительных эмоций у детей от совместной творческой деятельности детей, взрослых и родителей.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для создания детьми новых игр из картонных втулок.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети создали «Чудо – город», в процессе деятельности проявили творческую инициативность и самостоятельность, при создании поделок из бросового материала – картонной втулки. Дети умеют продуктивно общаться в процессе реализации своей идеи, обращаться за помощью к взрослым и сверстникам, и наоборот, помогать товарищам, создавая новый творческий продукт.
ПРОДУКТ
Различные игры из втулок и вспомогательного материла по замыслу детей и взрослых. В перспективе – изготовление моделей родителями и детьми и создание единого игрового центра в группе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Целесообразно перед обучением детей работе как с любым природным, так и с бросовым материалом: картоном, бумагой и пластиком проведены занятия по знакомству со свойствами этих материалов. На первых занятиях шел полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, дети все чаще привлекались к показу. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствовала формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов сделали ее еще более увлекательной, и помогли преодолеть возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов повлияло положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказали влияние на развитие творчества дошкольников.
Формы объединения использовались различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию. Вся деятельность строилась по принципу – от простого к сложному, системности и индивидуального подхода. Методы и приемы обучения применялись наглядные (показ педагога-воспитателя, пример, помощь, словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, даже использование поговорок, пословиц и скороговорок, практические (моделирование самостоятельное и совместное с детьми, исследовательский и проблемный. А также был применен метод самоконтроля и самооценки деятельности и поведения детей.
Педагогам-коллегам представлен мастер-класс «Из ненужного – полезное».
Для родителей проведено анкетирование «Совместный труд детей и родителей». Предложены консультации на тему «Как развить творческие способности у детей» и «О пользе ручного труда для детей». Выпущены памятки «Сбор и подготовка материала», «Мастерим вместе с детьми».
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта полностью удалось уложиться в сроки, детально отработать каждый этап. Нами были созданы все необходимые для реализации проекта условия, сформирована предметно-пространственная среда, наполненная необходимым материалом. Проект был реализован в старшей группе «Светлячки». Родители охотно помогали детям и воспитателям на этапе сбора материала для игр.
В итоге детьми и воспитателями были созданы 2 игры и 1 игрушка-дополнение:
1. «Чудо-город» (рис. 2, которая представляет собой конструкцию из картонных коробок и втулок разной величины и предназначена для игры с мелкими игрушками по замыслу детей.
2. «Буквоград» (Рис. 1) – вертикальный лабиринт. Состоит из круглых втулок из-под скотча, составленных в пирамиду с круглым основанием 8 втулок и вспомогательных материалов (пластиковые крышки из-под сметаны, втулки от бумаги, пластиковые бутылки, капсулы от киндер-сюрприза, пуговицы, скорлупа от орехов). На основание игры нарисованы буквы, для повторения детьми. В лабиринт можно запускать шарики различной величины, а также мелкие игрушки в качестве экспериментальной детской деятельности: ребенок ставит гипотезу и либо подтверждает, либо опровергает ее. Например, пройдет ли зеленый шарик в это отверстие и сможет ли он спуститься в самый низ или застрянет посередине? Можно ли заменить шарик на кубик или мелкую игрушку?
3. «Степ-Лабиринт» (рис. 3) - горизонтальный лабиринт, представляющий собой картонную коробку с вклеенными внутри картонными втулками от туалетной бумаги. Разного цвета втулки обозначают своего рода ходы для простого маленького шарика-попрыгунчика, который необходимо прокатить через каждый ход в любом порядке и направлении. Прорези по бокам коробки позволяют удобно держать ее и поворачивать под разным наклоном.
Все игры оставлены в центре конструирования и используются детьми по назначению.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта рассчитана на 9 недель, а именно с 1 октября по 1 декабря 2018 года.
№ Этапы Цель Сроки
1 Подготовительно-проектировочный этап Обозначить тему проекта и собрать необходимый материал 1 - 5 октября
2 Практический этап - сконструировать примерные игры, которые можно сделать с помощью втулок различного размера;
- выбрать лучшую идею для реализации путем голосования;
- доработать детали игр;
- изготовить выбранные игры: склеить, покрасить, дополнить деталями 6 октября -
20 ноября
3 Обобщающе-результативный этап Описать полученные результаты, оформить проект для участия в конкурсе 21 ноября -
1 декабря
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ Название мероприятий Сроки Ответственные
Подготовительно-проектировочный этап
1 - обозначение и описание темы проекта;
- размещение объявления в родительской группе Viber о теме проекта и необходимости сбора втулок и вспомогательного материала (пуговиц, пластиковых бутылочек, капсул от киндер-сюрпризов и др.) 1 - 5 октября Соколова О. А., воспитатель
Практический этап
1
- освоение навыков работы с ножницами и горячим клеем;
- конструирование с детьми игры и игрушки, которые можно сделать с помощью картонных втулок различного размера 6 - 8 октября Хохлова О. С. ,
воспитатель
родители
2 - выбрать лучшую идею для реализации путем голосования 10 октября Соколова О. А. - воспитатель
3 - доработать детали игр 11 - 19 октября Хохлова О. С., воспитатель
4 - изготовить выбранные игры 20 октября –
20 ноября Соколова О. А., воспитатель
Обобщающе-результативный этап
1
2
3
4 - рекомендации родителям развивать творческие способности детей через «Полезный ручной труд»
- проведение мастер-класса для коллег-педагогов «Из ненужного - полезное»
- описание полученных результатов
- оформление проекта для участия в конкурсе Труд» Соколова О. А.
Хохлова О. С.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брыкина Е. К. Творчество детей с различными материалами, Педагогическое общество России. - М. : 2002. – 100 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64с.
3. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. Булычевой А. И. – М: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. - 173 с.
4. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – М. : СКРИПТОРИЙ, 2003, 2010. – 170 с.
5. Демина И. П. Подарки из природных материалов, СМОЛЕНСК «РУСИЧ», 2001. – 56 с.
6. «Дошкольное воспитание» - журнал 2000-2005, 2006-2008.
7. Иванова А. Ю. Поделки из ненужных вещей / А. Ю. Иванова. – М. : СУФЛЕР. - ФЕНИКС, 2014. - 64 с. : цв. ил. - (Волшебная мастерская. Мои первые шедевры).
8. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000. – 70 с.
Приложение