Татьяна Ивановна Фонина
Образовательный проект «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность: длительный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Образовательные области : познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность, здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Актуальность: Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Публикация «Образовательный проект „Чудо-дерево“» размещена в разделах
Проблема взаимосвязи человека с природой существовала всегда. Однако, в настоящее время проблема взаимодействия человеческого общества с окружающей средой приняла огромные масштабы, её размах грозит экологической катастрофой. Как в России, так и во всём мире экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят её. Необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. В таких условиях экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий приобретает громадное значение. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий
уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребё нка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.
Уже сегодня необходимо проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому будет присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Цель: Воспитание основ нового экологического мышления дошкольников.
Задачи:
Формирование системы знаний о растительном мире;
Воспитание гуманного отношения к представителям растительного мира;
Расширение знаний о законах роста и развития живых организмов;
Привитие элементарной ответственности в практической деятельности за жизнь растений;
Развитие познавательного интереса к миру растений;
Моделирование экологического общения детей с природой, культуры контактов с природными объектами;
Расширение и обобщение знаний детей по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Предполагаемый результат:
«Погружение» ребёнка в природный объект поможет осмыслить причинно-следственную зависимость жизни живого организма;
Работа в рамках проекта будет способствовать развитию эмоционального воображения детей;
Развитие познавательного интереса, дети научатся замечать удивительное рядом;
Заложить основы экологического мышления;
Искоренение душевной глухости и агрессии по отношению к живому;
Развитие ценностного отношения к миру живой природы
Повышение экологической культуры родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением дуба.
Знакомство с литературой по теме.
Использование дидактических игр на тему «Растительный мир».
Привлечение родителей к работе по данной теме.
Деятельность родителей в проекте :
Помощь в подборе научно-популярной и художественной литературы, чтение с детьми, подбор интересной информации;
Беседы с детьми;
Рассматривание иллюстраций;
Походы с детьми в парк, наблюдения
Реализация проекта :
Формы организации Исполнитель
Подготовительный этап
Беседы «Что за дерево такое?» воспитатель
Изготовление альбома «Деревья нашего участка». Воспитатель, дети.
Выставка иллюстраций, репродукций дуба. Родители, дети.
Основной этап
Циклические наблюдения за дубом. Воспитатель, родители, дети.
Совместная деятельность «Дуб дождя и ветра вовсе не боится» Воспитатель
Беседа у пня «Сколько лет дереву» Воспитатель.
Чтение художественной литературы о дубе. Воспитатель, родители, дети
Рассматривание репродукций
А. К. Саврасов «Пейзаж с дубами и пастушком», И. И. Шишкин «Дубы», «Дубы в Старом Петергофе» Воспитатель
Художественное творчество: зарисовки, скульптурная лепка дуба, аппликация. Воспитатель
Музыкально-игровая импровизация по сказке Ю. Ярмыша «Жёлудь и туча». Воспитатель. Музыкальный руководитель.
Фольклорные произведения о дубе: загадки, поговорки, пословицы. Родители
Интерактивная деятельность по сказке «Легенда о дубе» Воспитатель
Игры-импровизации «Песенка дубовых сеянцев», «Мечты дуба» Воспитатель, дети
Дидактическая игра с использованием пособия «Дары Фрёбеля» : «Её величество точка» (создание картинной галереи) Дети, воспитатель.
Практическая работа «Вырастим деревце» Дети, воспитатель
Экспериментальная работа «Без чего жёлудь не прорастёт…» Дети, воспитатель
Расскажи сказку «Жёлудь» П. П. Дудочкина. Воспитатель, дети.
Экскурсия к дубу Петра 1 в Санкт-Петербурге. Родители, дети.
Заключительный этап
Обобщение опыта работы Воспитатель, родители
Презентация результатов проекта Воспитатель