анастасия викторовна
Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект по теме:
«Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста»
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. В целевых ориентирах: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Публикация «Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
В методике развития познавательной активности младших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию занимательного математического материала, в том числе блоков Дьенеша, в развитии познавательной активности детей : Н. Н. Поддьякова, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, З. А. Михайловой и др. Все они свидетельствуют о возможности занимательного материала эффективного для развития познавательной активности детей.
Актуальность данного проекта
Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из актуальных в педагогике.
Актуальность проекта заключается в изучении познавательных интересов и развитии логического мышления на занятиях и в повседневной жизни у детей дошкольного возраста, в создании оптимальных условий для развития у них логического мышления через грамотное построение целостного педагогического процесса.
Дошкольники проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине.
Перед педагогами стоит задача: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение.
Обучать детей нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану его физического и психического здоровья, наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Только в этом случае ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем может стать интересным, интеллектуальным человеком.
Блоки Дьенеша дают представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи : малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен: это развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представление); логического мышления (анализ, синтез. сравнение, обобщение, классификация); вариативности мышления творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений, увеличение объема внимания и памяти; развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
А самое главное, играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании целостной системы материалов по развитию логического мышления у дошкольников, систематизируемых в доступной и увлекательной форме.
Выделение обучающих и развивающих задач подчиняю основной цели: развитию познавательно-творческих способностей детей, что обосновано идеями развивающего обучения.
Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход помогает каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.
Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях.
Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций.
При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию познавательной активности детей через игровую деятельность.
2. Развивать у детей мелкую моторику рук.
3. Привлекать детей к игровой деятельности с использованием блоков Дьенеша.
4. Обогащать представления детей о форме, величине, цвете.
5. Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в течение учебного года поэтапно в соответствии с целями и задачами:
Подготовительный этап - постановка цели, задач; составление картотеки игр; разработка перспективного плана работы по теме; выбор форм работы с родителями; определения ожидаемого результата.
Основной этап - реализация перспективного плана работы по проекту; составление консультаций для родителей; становление сотрудничества с родителями по реализации проекта.
Заключительный этап - информирование родителей о результатах проведения проекта; представление опыта работы педагогам детского сада.
Срок реализации данного проекта
Один учебный год.
Участники проекта
дети, родители, воспитатель.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут с осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом индивидуальных особенностей. Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей.
Ожидаемые результаты проекта
1. У детей сформирована познавательная активность через игровую деятельность.
2. У детей развита мелкая моторика рук.
3. Дети с удовольствием играют блоками Дьенеша.
4. Дети имеют представления о форме, величине, цвете.
5. У детей развиты познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
План реализации проекта
№ п/п срок проведения мероприятия по реализации проекта
(форма, цель, методическое сопровождение)
организация
развивающей предметно пространственной среды, разработка дидактического обеспечения
организация взаимодействия с детьми организация взаимодействия с родителями организация взаимодействия с коллегами/
социальными партнерами
1. 2 неделя сентября
3 неделя сентября
4 неделя сентября Знакомство с блоками Дьенеша.
Рассматривание фигур (Блоки)
Продолжаем знакомиться с блоками Дьенеша Консультация для родителей: «Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»
(Приложение 1) Выставка методической литературы с учетом темы по самообразованию. Подбор методического материала по теме самообразования.
2. 1 неделя октября
2 неделя октября
3 неделя октября
4 неделя октября Работа с блоками
«Найди такую же фигуру»
Работа с блоками
«Найди НЕ такую же фигуру»
Дидактическая игра «Найди и покажи?»
Работа с блоками
«Наведи порядок» Анкета для родителей
«Развитие познавательной активности у дошкольника в семье» (Приложение 2)
Консультация для воспитателей
«Знакомство с играми «Блоки Дьенеша» (Приложение 3) Изготовление картотеки игр с блоками Дьенеша.
3. 1 неделя ноября
2 неделя ноября
3 неделя ноября
4 неделя ноября Дидактическая игра «Выложи ряд»
Работа с блоками
«Цепочка»
Дидактическая игра «Что изменилось»
Работа с блоками
«Собери бусы» Стендовая информация «Блоки Дьенеша» (Приложение 4)
Демонстрация изготовленного альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)»
Изготовление альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)»
4. 1 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря
4 неделя декабря Игра №2 «Дорожка к детскому саду»
Игра №3 «Сказочное солнышко»
Дидактическая игра «Выложи ряд»
Игра №4 «Пряничный домик» Буклет для родителей «Цвет, форма и величина в развивающих играх» (Приложение 8)
Презентация для педагогов «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми» Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-3 года)»
5. 2 неделя января
3 неделя января
4 неделя января Работа с блоками
«Найди одинаковые по размеру, но разные по форме»
Работа с блоками
Вариант 1. «Кто быстрее соберет блоки»
Вариант 2. «Поручения» Памятка для родителей «Развиваем мелкую моторику».
(Приложение 7)
Проведение мастер-класса для педагогов по теме: «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста» (Приложение 9) Изготовление папки «Методические рекомендации для родителей
по развитию познавательной активности малышей»
6. 1 неделя февраля
2 неделя февраля
3 неделя февраля
4 неделя февраля Работа с блоками
«Волшебный мешочек»
Работа с блоками
«Какую фигуру я загадала?»
Игра №8 «Домики»
Работа с блоками
«Найди пару» Мастер – класс для родителей
«Логические блоки Дьенеша»
(Приложение 6)
Консультация для воспитателей
«Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» (Приложение 5) Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Блоки Дьенеша для малышей Маленькие логики 2»
7. 1 неделя марта
2 неделя марта
3 неделя марта
4 неделя марта Игра №7 «Разноцветные зайчата»
Игра №1 «Бусы для мамы»
Игра №5 «Бабочки-красавицы»
Работа с блоками
«Помоги Мишке и Зайке» Буклет для родителей «Цвет, форма и величина в развивающих играх» (Приложение 8) Демонстрация изготовленной папки «Методические рекомендации для родителей
по развитию познавательной активности малышей»
Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Удивляйка 1. Дружим с Блоками Дьенеша»
8. 1 неделя апреля
2 неделя апреля
3 неделя апреля
4 неделя апреля Работа с блоками
«Второй ряд»
Работа с блоками
«Составь изображение»
Работа с блоками
«Домино»
Работа с блоками
«Цепочка» (усложнение) Стендовая информация
«Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления»
(Приложение 10) Показ развивающей среды (приобретенных альбомов) для совместной деятельности с детьми в группе Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Удивляйка 2. Дружим с Блоками Дьенеша»
9. 1 неделя мая
2 неделя мая
3 неделя мая
4 неделя мая Игра №5 «Бабочки-красавицы»
Игра «Лесные лужайки»
Игра №3 «Сказочное солнышко» (закрепление)
Работа с блоками
«Составь свое изображение» (по замыслу) Фотоотчет для родителей по реализации проекта. Презентация проделанной работы для педагогов детского сада. Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Удивляйка 3. Дружим с Блоками Дьенеша»
Приложение 1
Консультации для родителей
«Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно взрослые смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Памятка для родителей
Основные принципы построения общения с детьми
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте явления окружающего мира и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?»
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, предметы окружающего мира. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймё т: развивающее общении – это всегда немного общение «навырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребёнком, выезжайте на природу.
7. Приглашай те в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в другой комнате».
8. Ходите с ребёнком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Рекомендации по созданию познавательной развивающей среды.
Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Поэтому необходимо чтобы ребё нка окружали:
- игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей, цвета, формы и т. д. ;
- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формы, плавающие игрушки, ведёрки, лейки и др. ;
- банки разного размера;
- различные движущиеся игрушки;
- игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы;
- конструкторы, мозаика;
- разнообразные изобразительные материалы: бумага цветная и белая, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки;
- игрушки различной формы; игрушки контрастных размеров;
- ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть;
- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши;
- пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застёгивающиеся предметы;
- предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части – сломанные часы, фотоаппарат, приборы;
- ёмкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и др. ;
- машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы для «профессиональных» игр («Доктор», «Парикмахерская» и др.);
- игрушечные фигурки животных натуральной окраски;
- мягкие игрушки;
- книги сказок, о животных, с иллюстрациями, изображающими предметы реального окружения ребёнка;
Для детской познавательной деятельности необходимо стационарное оборудованное место – детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой, для занятий исследовательской деятельностью.
Приложение 2
Анкета для родителей
«Развитие познавательной активности у дошкольника в семье»
Уважаемые родители! Мы заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его познавательной активности
Просим Вас ответить на вопросы анкеты один из предложенных вариантов ответов:
1. Что интересует вашего ребенка (явления, область знаний, предмет?
В чем это выражается? ___
___
2. Имеется ли у вас возможность поиграть с ребенком в развивающие или другие игры познавательного характера?
Как часто это происходит? (Каждый день, 3-4 раза в неделю; редко)
___
3. Любит ли Ваш ребенок рассуждать? О чем?
4. С какими вопросами познавательного характера обращается к вам ребенок чаще всего?
___
5. Кто в семье имеет возможность больше всего заниматься с ребенком?
___ 6. Какие развивающие игры на развитие познавательной активности Вы используете в совместной деятельности с ребенком? Настольные, словесные, счетные палочки и т. д.) Перечислите, какие именно.
7. Предлагаете ли Вы ребенку во время прогулок сравнивать окружающие предметы по величине, по цвету, находить среди них похожие на определенные геометрические фигуры. (Да; нет; иногда).
___
8. Интересует ли ребенка форма предметов? Обращает ли он внимание на это?
___
9. Предлагаете ли Вы ребенку дома поэкспериментировать, что- либо измерить, взвесить, пересчитать, определить местонахождение и т. п.? (Да; нет; иногда)
___
10. Есть ли у ребенка возможность применить свои математические знания?
___
Благодарим за участие!