Лучший педагог года

Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста

анастасия викторовна
Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста

Образовательный проект по теме:

«Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста»

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. В целевых ориентирах: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Публикация «Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах

В методике развития познавательной активности младших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию занимательного математического материала, в том числе блоков Дьенеша, в развитии познавательной активности детей : Н. Н. Поддьякова, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, З. А. Михайловой и др. Все они свидетельствуют о возможности занимательного материала эффективного для развития познавательной активности детей.

Актуальность данного проекта

Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из актуальных в педагогике.

Актуальность проекта заключается в изучении познавательных интересов и развитии логического мышления на занятиях и в повседневной жизни у детей дошкольного возраста, в создании оптимальных условий для развития у них логического мышления через грамотное построение целостного педагогического процесса.

Дошкольники проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине.

Перед педагогами стоит задача: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение.

Обучать детей нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану его физического и психического здоровья, наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Только в этом случае ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем может стать интересным, интеллектуальным человеком.

Блоки Дьенеша дают представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи : малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен: это развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представление); логического мышления (анализ, синтез. сравнение, обобщение, классификация); вариативности мышления творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений, увеличение объема внимания и памяти; развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

А самое главное, играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании целостной системы материалов по развитию логического мышления у дошкольников, систематизируемых в доступной и увлекательной форме.

Выделение обучающих и развивающих задач подчиняю основной цели: развитию познавательно-творческих способностей детей, что обосновано идеями развивающего обучения.

Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход помогает каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях.

Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций.

При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию познавательной активности детей через игровую деятельность.

2. Развивать у детей мелкую моторику рук.

3. Привлекать детей к игровой деятельности с использованием блоков Дьенеша.

4. Обогащать представления детей о форме, величине, цвете.

5. Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта осуществляется в течение учебного года поэтапно в соответствии с целями и задачами:

Подготовительный этап - постановка цели, задач; составление картотеки игр; разработка перспективного плана работы по теме; выбор форм работы с родителями; определения ожидаемого результата.

Основной этап - реализация перспективного плана работы по проекту; составление консультаций для родителей; становление сотрудничества с родителями по реализации проекта.

Заключительный этап - информирование родителей о результатах проведения проекта; представление опыта работы педагогам детского сада.

Срок реализации данного проекта

Один учебный год.

Участники проекта

дети, родители, воспитатель.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут с осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом индивидуальных особенностей. Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей.

Ожидаемые результаты проекта

1. У детей сформирована познавательная активность через игровую деятельность.

2. У детей развита мелкая моторика рук.

3. Дети с удовольствием играют блоками Дьенеша.

4. Дети имеют представления о форме, величине, цвете.

5. У детей развиты познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.

План реализации проекта

№ п/п срок проведения мероприятия по реализации проекта

(форма, цель, методическое сопровождение)

организация

развивающей предметно пространственной среды, разработка дидактического обеспечения

организация взаимодействия с детьми организация взаимодействия с родителями организация взаимодействия с коллегами/

социальными партнерами

1. 2 неделя сентября

3 неделя сентября

4 неделя сентября Знакомство с блоками Дьенеша.

Рассматривание фигур (Блоки)

Продолжаем знакомиться с блоками Дьенеша Консультация для родителей: «Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»

(Приложение 1) Выставка методической литературы с учетом темы по самообразованию. Подбор методического материала по теме самообразования.

2. 1 неделя октября

2 неделя октября

3 неделя октября

4 неделя октября Работа с блоками

«Найди такую же фигуру»

Работа с блоками

«Найди НЕ такую же фигуру»

Дидактическая игра «Найди и покажи?»

Работа с блоками

«Наведи порядок» Анкета для родителей

«Развитие познавательной активности у дошкольника в семье» (Приложение 2)

Консультация для воспитателей

«Знакомство с играми «Блоки Дьенеша» (Приложение 3) Изготовление картотеки игр с блоками Дьенеша.

3. 1 неделя ноября

2 неделя ноября

3 неделя ноября

4 неделя ноября Дидактическая игра «Выложи ряд»

Работа с блоками

«Цепочка»

Дидактическая игра «Что изменилось»

Работа с блоками

«Собери бусы» Стендовая информация «Блоки Дьенеша» (Приложение 4)

Демонстрация изготовленного альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)»

Изготовление альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)»

4. 1 неделя декабря

2 неделя декабря

3 неделя декабря

4 неделя декабря Игра №2 «Дорожка к детскому саду»

Игра №3 «Сказочное солнышко»

Дидактическая игра «Выложи ряд»

Игра №4 «Пряничный домик» Буклет для родителей «Цвет, форма и величина в развивающих играх» (Приложение 8)

Презентация для педагогов «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми» Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-3 года)»

5. 2 неделя января

3 неделя января

4 неделя января Работа с блоками

«Найди одинаковые по размеру, но разные по форме»

Работа с блоками

Вариант 1. «Кто быстрее соберет блоки»

Вариант 2. «Поручения» Памятка для родителей «Развиваем мелкую моторику».

(Приложение 7)

Проведение мастер-класса для педагогов по теме: «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста» (Приложение 9) Изготовление папки «Методические рекомендации для родителей

по развитию познавательной активности малышей»

6. 1 неделя февраля

2 неделя февраля

3 неделя февраля

4 неделя февраля Работа с блоками

«Волшебный мешочек»

Работа с блоками

«Какую фигуру я загадала?»

Игра №8 «Домики»

Работа с блоками

«Найди пару» Мастер – класс для родителей

«Логические блоки Дьенеша»

(Приложение 6)

Консультация для воспитателей

«Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» (Приложение 5) Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Блоки Дьенеша для малышей Маленькие логики 2»

7. 1 неделя марта

2 неделя марта

3 неделя марта

4 неделя марта Игра №7 «Разноцветные зайчата»

Игра №1 «Бусы для мамы»

Игра №5 «Бабочки-красавицы»

Работа с блоками

«Помоги Мишке и Зайке» Буклет для родителей «Цвет, форма и величина в развивающих играх» (Приложение 8) Демонстрация изготовленной папки «Методические рекомендации для родителей

по развитию познавательной активности малышей»

Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Удивляйка 1. Дружим с Блоками Дьенеша»

8. 1 неделя апреля

2 неделя апреля

3 неделя апреля

4 неделя апреля Работа с блоками

«Второй ряд»

Работа с блоками

«Составь изображение»

Работа с блоками

«Домино»

Работа с блоками

«Цепочка» (усложнение) Стендовая информация

«Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления»

(Приложение 10) Показ развивающей среды (приобретенных альбомов) для совместной деятельности с детьми в группе Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Удивляйка 2. Дружим с Блоками Дьенеша»

9. 1 неделя мая

2 неделя мая

3 неделя мая

4 неделя мая Игра №5 «Бабочки-красавицы»

Игра «Лесные лужайки»

Игра №3 «Сказочное солнышко» (закрепление)

Работа с блоками

«Составь свое изображение» (по замыслу) Фотоотчет для родителей по реализации проекта. Презентация проделанной работы для педагогов детского сада. Пополнение развивающей среды для совместной деятельности альбомом «Удивляйка 3. Дружим с Блоками Дьенеша»

Приложение 1

Консультации для родителей

«Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно взрослые смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Памятка для родителей

Основные принципы построения общения с детьми

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте явления окружающего мира и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?»

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, предметы окружающего мира. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймё т: развивающее общении – это всегда немного общение «навырост».

6. По возможности, много путешествуйте с ребёнком, выезжайте на природу.

7. Приглашай те в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в другой комнате».

8. Ходите с ребёнком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Рекомендации по созданию познавательной развивающей среды.

Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Поэтому необходимо чтобы ребё нка окружали:

- игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей, цвета, формы и т. д. ;

- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формы, плавающие игрушки, ведёрки, лейки и др. ;

- банки разного размера;

- различные движущиеся игрушки;

- игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;

- самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы;

- конструкторы, мозаика;

- разнообразные изобразительные материалы: бумага цветная и белая, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки;

- игрушки различной формы; игрушки контрастных размеров;

- ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть;

- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;

- парные картинки;

матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши;

- пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застёгивающиеся предметы;

- предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части – сломанные часы, фотоаппарат, приборы;

- ёмкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и др. ;

- машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы для «профессиональных» игр («Доктор», «Парикмахерская» и др.);

- игрушечные фигурки животных натуральной окраски;

- мягкие игрушки;

- книги сказок, о животных, с иллюстрациями, изображающими предметы реального окружения ребёнка;

Для детской познавательной деятельности необходимо стационарное оборудованное место – детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой, для занятий исследовательской деятельностью.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Развитие познавательной активности у дошкольника в семье»

Уважаемые родители! Мы заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его познавательной активности

Просим Вас ответить на вопросы анкеты один из предложенных вариантов ответов:

1. Что интересует вашего ребенка (явления, область знаний, предмет?

В чем это выражается? ___

___

2. Имеется ли у вас возможность поиграть с ребенком в развивающие или другие игры познавательного характера?

Как часто это происходит? (Каждый день, 3-4 раза в неделю; редко)

___

3. Любит ли Ваш ребенок рассуждать? О чем?

4. С какими вопросами познавательного характера обращается к вам ребенок чаще всего?

___

5. Кто в семье имеет возможность больше всего заниматься с ребенком?

___ 6. Какие развивающие игры на развитие познавательной активности Вы используете в совместной деятельности с ребенком? Настольные, словесные, счетные палочки и т. д.) Перечислите, какие именно.

7. Предлагаете ли Вы ребенку во время прогулок сравнивать окружающие предметы по величине, по цвету, находить среди них похожие на определенные геометрические фигуры. (Да; нет; иногда).

___

8. Интересует ли ребенка форма предметов? Обращает ли он внимание на это?

___

9. Предлагаете ли Вы ребенку дома поэкспериментировать, что- либо измерить, взвесить, пересчитать, определить местонахождение и т. п.? (Да; нет; иногда)

___

10. Есть ли у ребенка возможность применить свои математические знания?

___

Благодарим за участие!

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Дидактические игры из фетра для развития познавательной активности детей дошкольного возрастаДидактические игры из фетра для развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Я предлагаю применять в работе пособия из фетра, ведь фетр.

Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками»Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить фотоотчёт по использованию блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками. Я часто.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с цветом блоков Дьенеша» Цель: продолжать знакомить с названиями цветов, учить соотносить предметы по цвету, выделять и выбирать предметы с заданными свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 16:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование блоков Дьенеша в процессе развития познавательной активности детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем анастасия викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД