Вечернина Зульфия Фархедовна
Образовательный проект «Секреты развития речи дошкольников». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему «Секреты по развитию речи дошкольников»
воспитателя МБДОУ «Детский сад села Улу-Теляк»
Вечерниной Зульфии Фархедовны
Содержание
Введение….…. 3
Особенности проекта…. … …. …8
Содержание проекта…. …. ….11
Заключение….…33
Список использованных источников…. 35
Приложения
Введение
Публикация «Образовательный проект „Секреты развития речи дошкольников“, Часть 1» размещена в разделах
Одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение родным языком, так как речь не дается человеку от рождения. Именно язык является главнейшим фактором развития и воспитания ребенка. Чтобы ребенок начал говорить, должно пройти время. Взрослые в свою очередь должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых.
В последнее время заметно снизился уровень речевого развития у детей. Они меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают информационные коммуникации. Ребенок мало проводит времени в окружении взрослых, редко слушает рассказы и сказки мамы.
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. В период от рождения до 7 лет в ребенке закладывается основа для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. А если запас опыта мал, то у ребёнка могут вызвать трудности общения с окружающими, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Из-за недостаточно правильно сформированной речи в дошкольном возрасте, в дальнейшем ребенок плохо адаптируется в школе.
Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, также период для развития любознательности. Ребенок становится первооткрывателем окружающего мира, маленьким исследователем. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его развитие.
Развитие речи у ребенка – одна из важнейших задач, которую решает система дошкольного образования, родители, педагоги, занимающиеся с детьми. Правильное развитие речи имеет огромное значение для дальнейшего успешного обучения ребенка в начальной, а затем и средней школе. Уровень развития речи зависит от целого ряда условий: от уровня развития общих способностей, от частных способностей определенной направленности.
Задачей педагога в дошкольном учреждении состоит в выборе таких методов и приемов обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, формировать навыки коммуникации, культуры общения, умения кратко и доступно отражать свои мысли, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении, а также добывать информацию из разных источников.
Актуальностью данного проекта является то, что не во всех дошкольных образовательных учреждений работа по развитию речи проводится на высоком уровне. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может доступно выразить свои мысли и желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. У ребёнка с недоразвитой речью пропадает любознательность, интерес. В нашем селе много детей дошкольного возраста, которые не посещают детский сад. Большинство детей мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свои впечатления, ощущения не могут описать хотя бы в двух-трех предложениях. Элементарное описание увиденного вызывает вопрос: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткое общение.
И мне как воспитателю очень важно помочь таким детям всесторонне развиваться и подготовиться к школе с учётом возрастных и психических особенностей. Я думаю, что живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи для развития личности ребенка.
Новизна данного проекта заключается в использовании современных и эффективных приемов и методов работы по речевому развитию дошкольников, овладении навыками речевого общения.
Практическая направленность. Изучив, весь теоретический материал по данной теме и исходя из проделанного опыта, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, мною были добавлены темы занятий по данному проекту в основной календарно-тематический план. Использование данного проекта способствует развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Готовым проектом могут воспользоваться педагоги дошкольного образования, учителя-логопеды, родители воспитанников.
Основная цель проекта - создание условий для максимального, комплексного раскрытия речевого развития детей дошкольного возраста и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи проекта :
• формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;
• совершенствовать речевой аппарат детей, систематически включая в занятия артикуляционную гимнастику, чистоговорки;
• развивать фонематический и речевой слух у детей дошкольного возраста;
• развивать словесно-логическое мышление дошкольников, внимание, память, воображение;
• развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;
• способствовать формированию умений учить правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения, а также плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
• воспитывать интерес к художественным произведениям;
• сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам становления связной речи детей.
Принципы к формированию проекта :
• принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком;
• принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку;
• принцип систематичности предусматривает систематичное усвоение языкового материала, а также в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
• принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов;
• принцип коммуникативно-деятельностного подхода основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; он подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;
• принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка, многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка;
• принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания;
• принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи;
• принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива повисит качество речи и мера успешного обучения, обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений детей;
• принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.