Оксана Ельникова
Образовательный проект в средней группе «Сказка в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Михайловский детский сад №1»
Образовательный проект
в средней группе
Автор-разработчик проекта :
Ельникова Оксана Геннадьевна
1 квалификационной категории
2020 г.
Темочки:
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Тема проекта : «Сказка в музыке»
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети средней группы.
Тип проекта : долгосрочный
Сроки реализации: 10января- 30марта
По характеру продукта: информационно-творческий.
Доминирующая в проекте деятельность : восприятие музыки.
Проблема:
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего. Влияние и значение сказок детям в дошкольном возрасте, несомненно, она способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра, а сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. В результате промежуточного мониторинга музыкальной деятельности в разделе «Восприятие музыки» выявились проблемы:
многие дети никак не реагируют на классическую музыку или делают вид, слушают;
недостаточное умение детей высказать свои впечатления о музыкальном образе.
Возможные причины: неразвито эстетическое и художественное сознание воспитанников, неспособность к эстетическим переживаниям, беден эмоционально-образный словарь.
Я увидела возможность решить эти проблемы через самую любимую детьми тему по слушанию музыки программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой - «Сказка в музыке». Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию.
Руководитель проекта :
Ельникова Оксана Геннадьевна- музыкальный руководитель
1-ой квалификационной категории
Место проведения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Михайловский детский сад №1»
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».
Задачи:
Образовательные :
Формировать умение слушать и слышать музыку сопоставлять и сравнивать музыкальные интонации с цветом, светом и поэтическими образами;
учить детей слышать изобразительные моменты в музыке;
формировать интерес к классической музыке с помощью ИКТ – технологий;
формировать интерес к классической музыке через театрализованную деятельность;
активизировать творческие, музыкально - исполнительские, актерские способности детей при поставке музыкальной сказки «Сказка про Ёлочку».
Развивающие:
Развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
развивать умение детей в двигательной импровизации передавать музыкальный образ;
развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, в инсценировании сказок;
развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждать их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;
учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации во время постановки музыкальной сказки;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемый результат:
Для детей:
Сформированность эмоционально -оценочного отношения к музыке;
развитое образное мышление и творческое воображение;
повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности;
получение первого опыта самооценки;
творческое самовыражение воспитанников.
Для педагога: получение практического опыта по работе с детьми средней группы по данной теме.
Для родителей: через совместную деятельность взрослых и детей повысить интерес семьи к музыкальной деятельности в детском саду.
Аннотация:
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. Проект рассчитан на совместную деятельность музыкального руководителя, детей, родителей и воспитателей, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве : ребенок –семья –ДОУ.
Этапы работы над проектом :
1 этап «Подготовительный»
изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольниками в рамках проблемы проекта;
подбор методического материала, фонотеки по проекту «Сказка в музыке»;
разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий;
составление конспектов музыкальных занятий с использованием музыкально-дидактических пособий Лэпбуков «Музыкальный теремок» и «Сказка в музыке»;
пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей;
оформление информационного стенда для родителей по теме: «Сказка в музыке».
2 этап «Основной»
Название
мероприятий Тема
Работа с детьми
НОД
Методическая литература:
Работа с родителями:
Работа с педагогами: Речевое развитие,
познавательное развитие:
заучивание стихотворений на тему «Сказка»;
отгадывание загадок;
разучивание слов песен индивидуально с каждым персонажем музыкальных сказок : «Сказка про Ёлочку», «Сказка про внучку и собачку Жучку»;
пересказ русской народной сказки «Теремок»;
пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса»;
пересказ русской народной сказки «Сказка про внучку и собачку Жучку»;
беседа о сказочном персонаже Баба Яга, (избушка на курьих ножках, ступа и т. д.)
Продуктивная
деятельность:
изобразительная деятельность «Избушка на курьих ножках», на фортепианную сюиту М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» (Избушка на курьих ножках);
аппликация: коллективная работа «Баба Яга», фоновая музыка : П. И. Чайковский «Баба Яга», «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».
Художественно-эстетическое
развитие:
Слушание:
музыкальная сказка «Теремок» с использованием музыкально-дидактического пособия Лэпбук «Музыкальный теремок»;
музыкальная сказка «Кот, петух и лиса» с применением кукольного театра, где куклами управляют сами дети;
музыкальная кукольная сказка «Сказка про козлика» с участием взрослых и детей;
«Баба-Яга», муз. П. Чайковского, (демонстрация мультфильма «Баба - Яга» на музыку П. Чайковского);
«Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» (демонстрация мультфильма на музыку М. П. Мусоргского).
Упражнения на развитие слуха и голоса:
Музыкальное приветствие «Здравствуйте», музыка и слова Л. Кошкаровой;
«Теремок», музыка (русская народная попевка);
«Жучка», муз. Н. Кукловской, слова С. Федорченко
Песни:
песни из музыкальной сказки «Сказка про Ёлочку» :
«Грустная песенка ёлочки», муз. сл. Е. Еранцевой;
«Мы-веселые зайчишки», муз. сл. Е. Еранцевой;
«Медвежата-весёлые ребята»,муз. сл. Е. Еранцевой;
«Песенка белочек», муз. сл. Е. Еранцевой;
«Песенка ежей», муз. сл. Е. Еранцевой;
«Зимние подарки», музыка и слова С. Насауленко;
«Жили-были», муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных;
«Ой, вставала я ранёшенько», русская народная песня, обработка Н. Метлова.
Музыкально-ритмические движения :
Хороводы и пляски:
«Пляска лесных зверят», муз. (диск МП-3);
«Пляска с палочками», муз. (диск МП-3);
«Поссорились-помирились», муз. (диск МП-3);
хоровод «Как пошли наши подружки», русская народная песня, обработка М. Иорданского.
Игры с пением:
«Снежные колобки», муз. и слова М. Картушиной;
«Что любит мишка», музыка и слова Т. Лебзак;
«Оркестр», музыка и слова М. Картушиной.
Музыкально-дидактические игры :
лэпбук «Музыкальный теремок» :
«Кто в теремочке живёт?»;
«Что делают в домике?»;
«Ягодки»;
«Где мои детки?»;
«Помоги лисичке угадать музыкальный инструмент
пальчиковая гимнастика «Играем на фортепиано».
лэпбук «Сказка в музыке» :
«В гостях у Бабушки Яги»;
«Музыкальные жанры»;
«Найди половинку»;
«Угадай эмоцию».
Музыкально-тематические занятия НОД :
тематическое занятие «Знакомство с театром. Посещение кукольного театра»;
тематическое занятие «Сказка в музыке живёт» с использованием музыкально-дидактического пособия Лэпбук «Сказка в музыке»;
интегрированное занятие «Сказочные герои.
Образ Бабы Яги в искусстве» с демонстрацией мультфильмов на музыку «Баба - Яга» П. Чайковского и «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».
О. П. Радынова, «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
О. П. Радынова, А. И. Катинене. М. Л. Палавандишвили, Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
С. И. Мерзлякова, «Волшебный мир театра» (для детей 4-7 лет).
А. И. Буренина, «Ритмическая мозаика».
Н. А. Сорокина, «Театр, творчество, дети».
Консультации для родителей:
«Дети и театр»;
«Зачем ребёнку кукольный театр?»;
«Кукла-живая рука. Кукла-марионетки»;
«Воспитание культурных навыков, посещение кинотеатров, театров, выставок»;
«Как выбрать театр?»;
«Как устроить домашний концерт».
подбор материала для создания предметно-развивающей среды;
участие педагогов в театрализованной постановке «Сказка про козлика»;
разработать и провести интегрированное занятие «Сказочные герои. Образ Бабы Яги в искусстве» с демонстрацией мультфильмов на музыку «Баба - Яга» П. Чайковского и «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»;
разместить проект «Сказка в музыке» на сайте «infourok.ru» и получить свидетельство о публикации.
3этап «Заключительный»
музыкальная сказка «Сказка про Ёлочку»;
кукольная музыкальная сказка «Кот, петух и лиса» где куклами управляли сами дети;
кукольная музыкальная сказка «Сказка про Козлика»;
театрализация сказки «Сказка про внучку и собачку Жучку»;
интегрированное занятие «Сказочные герои. Образ Бабы Яги в искусстве» с демонстрацией мультфильмов на музыку «Баба - Яга» П. Чайковского и «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»;
кукольный спектакль «По щучьему веленью»;
выставка коллективной творческой работы «Сказочные герои. Образ Бабы Яги в искусстве».
Итог проекта :
для детей:
эмоционально-образный словарь стал более богатый, дети высказываются о музыкальных произведениях глубоко и обширно;
с помощью движений, мимики и жестов могут выразительно показать музыкальный сказочный образ, а также его развитие в музыке;
во время показа музыкальных сказок дети показали слаженность в выполнении действий. Воспитанники проявили свои актерские и творческие, музыкально-исполнительские способности;
у воспитанников появился опыт накопленных произведений по слушанию музыки, потребность слушать любимые музыкальные произведения не только на музыкальных занятиях, но и дома. На мой взгляд, детям больше всего понравилось прослушивание музыкальных произведений «Баба - Яга» П. Чайковского и «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», которые они желают слушать повторно.
для педагога:
цели и задачи проекта реализованы;
сформирован ряд проектных умений;
совместная работа участников проекта способствовала повышению интереса детей к классической музыке;
публикация проекта «Сказка в музыке» и его результатов на сайте «infourok.ru».
для родителей:
обогащение родительского опыта в музыкальном воспитании детей;
создавать в семье благоприятные условия для развития музыкальных способностей дошкольников, учитывая их опыт, приобретённый в детском саду.