Наталья Пономарева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб-всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Образовательный маршрут
для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет
«Хлеб — всему голова»
Автор: Пономарева Н. В., детский сад №129, воспитатель
Образовательная область
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
Уважаемые родители!
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предлагаю вашему вниманию познавательный маршрут по теме “ Хлеб - всему голова”. Путешествуя по этому маршруту, Вы познакомитесь с трудом хлеборобов и с тем как хлеб пришел на стол. Возможно, если мы расскажем ребенку насколько трудна работа хлебороба и как долог путь хлеба от зернышка до булочки - он бережнее будет относится к хлебу.
Шаг 1. “Разговор о хлебе”.
Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку
«Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»
Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб? После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят». Если ребенок согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:, то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!
Шаг 2. Как растет пшеница и рожь?
Хлеб получается из зернышек. Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи). Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно).
Видео для детей «Как растет пшеница?» ( 6:51)
Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика Ваш ребенок узнает:
- где растет пшеница?
- сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
- как называются люди, которые выращивают хлеб,
- как люди убирают урожай хлеба,
- как раньше люди выращивали хлеб.
После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:
• что его больше всего заинтересовало в фильме,
• чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
• что его удивило в этом фильме,
• что новое он узнал.
• Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма.
Шаг 3. Какие машины помогают людям выращивать хлеб?
В давние времена, когда не было машин, люди запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой. Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле.
Детям о тракторе.
Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).
Трактор – удивительная машина, которая сама возит все орудия, которыми обрабатывают землю. (https://www.youtube.com/watch?v=IfHr_0iJaK0&noredirect=1 ( 6:18)
После просмотра видео задайте вопросы ребенку:
• что такое трактор;
• какие функции выполняет трактор;
• как называют водителя трактора.
После трактора приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».
Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны».
познавательное видео для малышей про комбайн ( 1:37)
Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:
- что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
- как устроен комбайн и как он работает?
- какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?
Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор, где зерно хранят
Шаг 4. Как зерно превращается в муку.
С поля урожай на специальных машинах везут на элеватор. На элеваторе зерно высушат, очистят и отправят на мельницы, чтобы смолоть зерно в муку, а затем отвезут на хлебозавод и в пекарни. Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазин. В магазине люди покупают его.
Видео как пекут хлеб ( 2:22)
• кто печет хлеб? чем отличаются профессии повара и кондитера?
• какие бывают виды хлеба?
• как работает цех по производству хлеба?
Шаг 5. Пословицы и поговорки о хлебе.
Попросите ребенка объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Если ребенок затрудняется, помогите ему объясните сами. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.
А теперь вспомним пословицы о хлебе и подумаем, о чем же они.
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Есть хлеб – будет и песня.
Хлеб – всему голова!
Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка!
В хлебе вся сила!
Каждую крошку в ладошку!
Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Нет хлеба – нет обеда.
Без хлеба, без соли худая беседа.
А теперь попробуем прогуляться по русским народным сказкам. Ответить на вопросы викторины (https://LearningApps.org/display?v=pnqu8k8p301)
Шаг 6. Бережем хлеб.
Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? После этого посмотрите мультфильм про девочку которая на хлеб наступала. (https://www.youtube.com/watch?v=gh6qBt_2mrM( 9:18)
После просмотра обсудить вопросы:
Почему девочка так поступила? Как бы ты поступил на месте девочки?
• Что сказал мама девочке?
• Куда попала девочка?
• Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб?