надежда ячменева
Образовательный маршрут для совместной деятельности детей и родителей в сети интернет «Бумага: сегодня и вчера». Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад №407 г. о. Самара Ячменева Н. Ю.
Уважаемые родители!
Как часто мы встречаемся с ситуацией, когда ребенок просит бумагу для рисования, а через несколько минут мнет ее и выбрасывает в мусор. Затем просит новые и новые листочки, рисует несколько линий и снова выбрасывает. Если что-то в рисунке его не устраивает, то проще выбросить, чем переделать или стереть. Это происходит от того, что дети не представляют ценности этого материала и трудоемкости его производства. Возможно, если мы расскажем ребенку на чем писали в древности, как появилась бумага, о ее видах и свойствах, о том сколько труда и природных ресурсов необходимо, чтобы ее произвести, он изменит отношение к бумаге, к своей деятельности с ней А также будет способствовать формированию бережного отношение к окружающему миру.
Публикация «Образовательный маршрут для совместной деятельности детей и родителей в сети интернет „Бумага: сегодня и вчера“, Видео» размещена в разделах
Шаг 1 На чем писали в древности.
Начните обсуждение темы в тот момент, когда ребенок попросит у вас лист бумаги для рисования или письма. Спросите о том, на чем бы еще он смог нарисовать или написать. Расскажите ребенку о том, что люди не всегда писали на бумаге, так как бумаги в древности не было. Первоначально люди использовали камень, металлические пластины, глиняные таблички, кости и кожу различных животных. В разных древних государствах были свои материалы для письма. Например, в Египте использовали папирус, а в Древнем Китае вместо бумаги использовали шелк. К беседе нужно подготовится. В этом вам поможет следующий источник: https://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/uroki/urok13.htm
Для того, чтобы ребенок сделал вывод о многообразии материалов для письма, которые использовали в древности посмотрите с ребенком презентацию https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-na-temu-kak-poyavilas-bumaga
А если вашего ребенка не заинтересовала презентация,покажите ему мультфильм и этот вывод ребенок обязательно сделает сам. https://www.youtube.com/wat
Шаг 2 Как появилась бумага.
Прежде чем обсуждать с ребенком этот вопрос познакомьтесь со следующими интересными фактами. Впервые люди узнали бумагу в 105 году н. э. в Китае. Бумагу изготовил из растительных волокон Цай Лунь. Делали бумагу из размолотых старых тряпок, древесины, растений. Бумага изготавливалась весьма примитивно – массу размалывали в ступе деревянными молотками, а затем вычерпывали ее формами с сетчатым дном. Начиная с 1803 года в производстве бумаги стали использоваться бумагоделательные машины.
Подробнее:
https://www.calculate.ru/book/bumaga/kak_poyavilasj_bumaga/
https://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=75
Проиллюстрируйте свой рассказ мультфильмом
https://www.youtube.com/watch?v=42fj9mxSbaQ
Обсудите с ребенком вопрос о том, какое количество бумаги можно изготовить таким способом и пригодится ли этот способ сейчас.
Шаг 3 Как изготавливают бумагу сегодня.
На прогулке обратите внимание ребенка на деревья. Распросите его о том, какие полезные вещи можно сделать из дерева, для чего они пригодятся. Расскажите о том, что древесину используют для производства бумаги. Объясните,что бумагу производят на бумажных фабриках.
Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья. Подробнее вам необходимо познакомиться с этапами производства бумаги https://allforchildren.ru/why/how45.php
Посмотрите с ребенком мультфильм https://rutube.ru/video/116b6d9855af1b09464af8e37939e866/
После просмотра подведите ребенка к выводу о том, насколько долог путь бумаги от растущего дерева. Побеседуйте с ребенком о том, что чем больше бумаги тратит человек в процессе своей деятельности тем больше деревьев приходится вырубать для ее производства. Задайте ребенку вопрос о том, что каждый человек и он сам может делать для того, чтобы сохранить природу или уменьшить вред, наносимый ей. Подтвердить правильность своих выводов вы можете, посмотрев мультфильм. https://www.youtube.com/watch?v=xAv5v-XojFU
Шаг 4 Виды бумаги.
Для того, чтобы познакомить ребенка с видами бумаги подготовьтесь, используя следующие источники https://www.calculate.ru/book/bumaga/klassifikaciya_i_vidi_bumagi/
https://www.f1-kansk.ru/creative/origami/harakteristika.php
Рассмотрите с ребенком иллюстрации видов бумаги наиболее встречающихся с повседневной жизни:
газетная https://www.usafa.edu/df/dflib/SL3/stalag/triweekly.jpg
журнальная https://melovka.ru/wp-content/uploads/magazine-collage.jp
мраморная https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn :ANd9GcRt_aRc0bhFU1rhh2wY73gNdL4gPG5L9RQzj_svlGY4DYX00R5tyQ
шагреневая https://blogs.orlean.ru/uploads/images/00/00/02/2011/07/29/aa15a4bc5e.jpg
обойная https://www.ru.all.biz/img/ru/catalog/middle/389527.jpeg?rrr=1
упаковочная https://img.board.com.ua/a/1043461933/wm/1-podarochnyie-paketyi-upakovochnaya-bumaga-bantiki.jpg https://img.board.com.ua/a/1043461933/wm/1-podarochnyie-paketyi-upakovochnaya-bumaga-bantiki.jpg
писчая https://clipday.ru/wp-content/uploads/2009/05/clipped-paper-with-pencil-s.jpg
картон https://upakovka-karton.narod.ru/image/BIG/razmer_karton.jpg
калька https://tvorilegko.ru/d/212143/d/p1050516.jpg
пергаментная
https://dietadiary.com/forum/images/nincha/statii/veganmeal/2012/bumaga-dlya-vypechki.jpg
промокательная https://thumbs.dreamstime.com/thumb_682/1334261461N3Fld0.jpg
После просмотра картинок помогите ребенку сделать выводы о многообразии видов бумаге, о широте способов ее применения и необходимости в жизни человека. Предложите собрать свою коллекцию бумаги. Скорее всего, в вашем доме найдется много интересных образцов, что-то найдется у друзей и знакомых, а что-то можно приобрести в магазине. И вашему ребенку будет что с гордостью продемонстрировать друзьям.
Шаг 5 Опыты по определению свойств бумаги.
Задайте ребенку вопрос о том, можно ли определить свойства бумаги только лишь при ее осмотре. Подведите его к выводу о необходимости провести опыты. Заранее познакомьтесь с материалами ресурса (раздел 3.1) https://zamam.ru/bumaga4.html
Опыт № 1. Влагостойкость бумаги.
Оборудование: ёмкости с водой, различные виды бумаги картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага.
Методы: в ёмкость с водой на 1 мин. опускаем бумагу и наблюдаем, что будет происходить.
Опыт № 2. Горение бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги : картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага, спички, блюдца.
Методы: берём шесть блюдец на них кладём кусочки бумаги, поджигаем и наблюдаем, что будет происходить в течение минуты.
Опыт № 3. Прочность бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага.
Методика: берём кусочек бумаги и начинаем тянуть его в разные стороны. При этом наблюдаем, что будет происходить с бумагой
Опыт № 4. Прозрачность бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага.
Методика: берём кусочек бумаги двумя руками, подносим его к лампочке и пробуем рассмотреть через него предметы.
Опыт № 5. Мягкость бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага.
Методика: берём разные кусочки бумаги, мнём их в руках. С силой сжимаем и наблюдаем, что будет происходить.
Опыт № 6. Способность сохранения тепла.
Оборудование: два стакана, лист газетной бумаги, водный термометр, часы, горячая вода.
Методика: возьмём два стакана, один обернём листом газетной бумаги, нальём в оба стакана одинаковое количество горячей воды. И измерим температуру воды в начале опыта, через 10 мин., 20 минут и сравним.
После проведения опытов обратите внимание ребенка на то, что свойства бумаги зависят от ее вида и сферы применения. Задайте вопрос о том, какую бы бумагу он выбрал для рисования, для оформления подарка, для вытирания рук, для оформления комнаты и. т. д.
Шаг 6 Как сделать бумагу в домашних условиях.
Предложите ребенку представить ситуацию, когда в доме закончилась бумага, а очень хочется что-то нарисовать. Ребенок,наверняка, предложит вам сделать ее самостоятельно. Чтобы сделать это, посмотрите следующий ролик https://www.youtube.com/watch?v=WGnavybClN8
Такой простой и быстрый способ понравится вашему ребенку. Ну а если вы захотите сделать необычную бумагу, то вам пригодится следующая информация.
https://letidor.ru/article/samaya_neobychnaya_bumaga_svoi_30028/
Итак, наш маршрут закончен. Надеюсь, он поможет вашему ребенку расширить представление о бумаге, пробудит интерес к изучению окружающего мира и пониманию своей важной роли в нем. А также будет способствовать формированию бережного отношения к природе и ее богатствам. Если вас заинтересовала тема нашего маршрута, рекомендуем рассмотреть еще вопрос вторичного использования бумаги (макулатуры) и многообразие изделий из различных видов бумаги.