МААМ-картинки

Образовательные технологии в педагогике и их особенности

Анастасия Жигаревич
Образовательные технологии в педагогике и их особенности
▼ Скачать + Заказать документы

Так как современный мир претерпевает быстрые изменения во всех сферах жизни, и образование не является исключением – в современной педагогике все больше внимания уделяется разработке и внедрению образовательных технологий. Главным недостатком при классическом обучении является передача суммы знаний и требование каждым преподавателем обязательных знаний от учащихся в соответствии с учебной программой. При этом существенно осложняется осмысление полученных знаний, затрудняется их применение, порождается неуверенность в собственных силах, способностях, что вызывает пассивность личности. Вот поэтому стали говорить о новых подходах в обучении, нетрадиционном обучении, лучше сказать, новых требованиях к преподавателю. Стали говорить о новых педагогических технологиях.

Публикация «Образовательные технологии в педагогике и их особенности» размещена в разделах

Смыслом перехода на новые технологии в школах является гуманизация отношений «учитель – ученик», требующая коренного изменения позиции учителя в образовательном процессе (главным действующим лицом в этом процессе должны стать учащиеся, а учителя – организаторами их учебной работы, переход от «знаниевой» педагогики к «способностной», от школы «памяти» к школе «развития», которая ориентируется на личность учащегося.

Образовательные технологии представляют собой широкий спектр методов, средств и подходов к обучению и обеспечению эффективности образовательного процесса.

Объект исследования – роль современных образовательных технологий в обучении.

Предмет исследования – виды образовательных технологий.

Цель данного реферата – рассмотреть основные образовательные технологии и их особенности, ведь качество образования учащихся обеспечивается не только наличием содержания обучения, но и сочетанием различных методов, способов, технологий обучения.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, учение, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

По мнению Левиной М. М педагогическая технология – это проект системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся.

Под педагогической технологией понимается целенаправленное конструирование образовательного процесса на основе совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и оценки полученных результатов для достижения поставленных педагогических задач.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.

• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

• Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

• необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

• осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

• возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

В целом, педагогическая технология подразумевает ответ на вопрос: «как сделать?» (из чего, какими средствами). Любая педагогическая технология представляет собой заранее проектируемую систему с определенным результатом – «продуктом» обучения.

В педагогической литературе на сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, хотя выделено две градации – традиционные и инновационные технологии обучения, но есть основные требования (критерии) педагогической технологии :

- Концептуальность;

- Системность;

- Управляемость;

- Эффективность;

- Воспроизводимость;

- Результативность.

Концептуальность – это опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы – это логика процесса, взаимосвязь его частей и целостность.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Результативность – наличие четкой и диагностично заданной цели, т. е измеряемого представления знаний и деятельности обучающихся как ожидаемого результата обучения.

Признаками образовательной технологии являются :

1. Целеполагание;

2. Результативность;

3. Экономичность;

4. Алгоритмируемость;

5. Проектируемость;

6. Целостность;

7. Управляемость;

8. Корректируемость;

9. Визуализация.

Одной из основных особенностей образовательных технологий является их интерактивность. Это означает, что обучение происходит не пассивным просмотром лекций, а через активное участие студентов. Использование интерактивных заданий, игр, вебинаров и других инструментов позволяет студентам активно взаимодействовать с материалом, обмениваться мнениями, задавать вопросы и развивать критическое мышление.

Еще одной особенностью образовательных технологий является персонализация обучения. Каждый студент имеет свои индивидуальные потребности и способности, поэтому использование технологий позволяет адаптировать процесс обучения под каждого конкретного студента. Это осуществляется благодаря индивидуальным программам обучения, развивающим приложениям и тестированию по уровню знаний.

Также образовательные технологии имеют возможность обеспечить доступность образования для широкого круга людей. Благодаря использованию онлайн курсов, веб-платформ и дистанционного обучения студенты имеют возможность получить образование даже при отсутствии физической возможности посещать учебное заведение.

Наконец, образовательные технологии способствуют развитию творческого подхода к обучению. Использование мультимедийных материалов, интерактивных заданий и проектных работ помогает студентам проявить свои творческие навыки и развить креативное мышление.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих результаты обучения.

Г. К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом :

- технологии, основанные на гуманизации учебного процесса

- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

- технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии диффе-ренцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.

- педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: блочная система планирования, технология теории поэтапного формирования умственных действий.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии :

o Информационно – коммуникационная технология

o Технология развития критического мышления

o Проектная технология

o Технология развивающего обучения

o Здоровьесберегающие технологии

o Технология проблемного обучения

o Игровые технологии

o Квест-технология

o Модульная технология

o Технология мастерских

o Кейс – технология

o Технология интегрированного обучения

o Педагогика сотрудничества.

o Технологии уровневой дифференциации

Публикации по теме:

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в КалининградеФотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в Калининграде 5-6 мая 2018 г. в Калининграде в школе-лицее №49 состоялись Тринадцатые международные чтения по гуманной педагогике «ЧИСТЫЕ МЫСЛИ ТВОРЯТ.

Образовательные технологии и их использование в процессе обученияОбразовательные технологии и их использование в процессе обучения Мою группу посещают дети с разным уровнем развития. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в нашем дошкольном.

Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы»Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Образовательные области ФГОС до для родителей.Образовательные области ФГОС до для родителей. С января 2014года все детские сады работают по ФГОС ДО. Педагогам понятны новые термины, а вот чтобы родителям было легче разобраться,.

Образовательные терренкуры на территории ДОУОбразовательные терренкуры на территории ДОУ Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня.

Отчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогикеОтчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогике Отчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогике С февраля 2021 года по май мной был разработан.

Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группаПроект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.

Образовательные технологии в детском саду ТРИЗ-технологии. [/b] Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательные технологии в педагогике и их особенности
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 09:16
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательные технологии в педагогике и их особенности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Жигаревич (УИ 3228901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД