Анастасия Жигаревич
Образовательные технологии в педагогике и их особенности
▼ Скачать + Заказать документы
Так как современный мир претерпевает быстрые изменения во всех сферах жизни, и образование не является исключением – в современной педагогике все больше внимания уделяется разработке и внедрению образовательных технологий. Главным недостатком при классическом обучении является передача суммы знаний и требование каждым преподавателем обязательных знаний от учащихся в соответствии с учебной программой. При этом существенно осложняется осмысление полученных знаний, затрудняется их применение, порождается неуверенность в собственных силах, способностях, что вызывает пассивность личности. Вот поэтому стали говорить о новых подходах в обучении, нетрадиционном обучении, лучше сказать, новых требованиях к преподавателю. Стали говорить о новых педагогических технологиях.
Публикация «Образовательные технологии в педагогике и их особенности» размещена в разделах
Смыслом перехода на новые технологии в школах является гуманизация отношений «учитель – ученик», требующая коренного изменения позиции учителя в образовательном процессе (главным действующим лицом в этом процессе должны стать учащиеся, а учителя – организаторами их учебной работы, переход от «знаниевой» педагогики к «способностной», от школы «памяти» к школе «развития», которая ориентируется на личность учащегося.
Образовательные технологии представляют собой широкий спектр методов, средств и подходов к обучению и обеспечению эффективности образовательного процесса.
Объект исследования – роль современных образовательных технологий в обучении.
Предмет исследования – виды образовательных технологий.
Цель данного реферата – рассмотреть основные образовательные технологии и их особенности, ведь качество образования учащихся обеспечивается не только наличием содержания обучения, но и сочетанием различных методов, способов, технологий обучения.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, учение, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
По мнению Левиной М. М педагогическая технология – это проект системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся.
Под педагогической технологией понимается целенаправленное конструирование образовательного процесса на основе совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и оценки полученных результатов для достижения поставленных педагогических задач.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
• необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
• осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
• возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
В целом, педагогическая технология подразумевает ответ на вопрос: «как сделать?» (из чего, какими средствами). Любая педагогическая технология представляет собой заранее проектируемую систему с определенным результатом – «продуктом» обучения.
В педагогической литературе на сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, хотя выделено две градации – традиционные и инновационные технологии обучения, но есть основные требования (критерии) педагогической технологии :
- Концептуальность;
- Системность;
- Управляемость;
- Эффективность;
- Воспроизводимость;
- Результативность.
Концептуальность – это опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы – это логика процесса, взаимосвязь его частей и целостность.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Результативность – наличие четкой и диагностично заданной цели, т. е измеряемого представления знаний и деятельности обучающихся как ожидаемого результата обучения.
Признаками образовательной технологии являются :
1. Целеполагание;
2. Результативность;
3. Экономичность;
4. Алгоритмируемость;
5. Проектируемость;
6. Целостность;
7. Управляемость;
8. Корректируемость;
9. Визуализация.
Одной из основных особенностей образовательных технологий является их интерактивность. Это означает, что обучение происходит не пассивным просмотром лекций, а через активное участие студентов. Использование интерактивных заданий, игр, вебинаров и других инструментов позволяет студентам активно взаимодействовать с материалом, обмениваться мнениями, задавать вопросы и развивать критическое мышление.
Еще одной особенностью образовательных технологий является персонализация обучения. Каждый студент имеет свои индивидуальные потребности и способности, поэтому использование технологий позволяет адаптировать процесс обучения под каждого конкретного студента. Это осуществляется благодаря индивидуальным программам обучения, развивающим приложениям и тестированию по уровню знаний.
Также образовательные технологии имеют возможность обеспечить доступность образования для широкого круга людей. Благодаря использованию онлайн курсов, веб-платформ и дистанционного обучения студенты имеют возможность получить образование даже при отсутствии физической возможности посещать учебное заведение.
Наконец, образовательные технологии способствуют развитию творческого подхода к обучению. Использование мультимедийных материалов, интерактивных заданий и проектных работ помогает студентам проявить свои творческие навыки и развить креативное мышление.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих результаты обучения.
Г. К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом :
- технологии, основанные на гуманизации учебного процесса
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
- технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии диффе-ренцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.
- педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: блочная система планирования, технология теории поэтапного формирования умственных действий.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии :
o Информационно – коммуникационная технология
o Технология развития критического мышления
o Проектная технология
o Технология развивающего обучения
o Здоровьесберегающие технологии
o Технология проблемного обучения
o Игровые технологии
o Квест-технология
o Модульная технология
o Технология мастерских
o Кейс – технология
o Технология интегрированного обучения
o Педагогика сотрудничества.
o Технологии уровневой дифференциации