Юлия Сазанакова
Конспект ОД «Дары природы. Таежное богатство: Кедр»
▼ Скачать + Заказать документы
Звучит хакасская национальная музыка (СЛАЙД 1)
Воспитанники входят в группу.
Воспитатель в хакасском национальном костюме, приветствует детей на родном языке. В руках у нее горсть кедровых орехов :
Ход образовательной деятельности:
I. - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас.
Взгляните, что у меня в руках (подносит орехи ближе к воспитанникам).
Я предлагаю каждому из вас взять по одному ореху и положить в стаканчики с водой.
(на столе стоят небольшие стаканы с водой)
Слово педагога:
Публикация «Конспект ОД „Дары природы, Таежное богатство: Кедр“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Ребята, нас с вами ждет много интересного. О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете из следующего стихотворения:
(воспитатель рассказывает стихотворение о кедре на хакасском языке)
СРОЧНО ПОКАЗАТЬ ВСТАВИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
Воспитанники отвечают на вопросы, о чем данное стихотворение.
На экране появляется картинка/видеопрезентация «Кедр» (СЛАЙД 2)
Слово педагога:
- Ребята, какие знакомые слова вы услышали в стихотворении?
Ответы детей (на хакасском языке) : «дерево», «кедр», «ветка» и. т. д. (СЛАЙД 3, 4, 5, 6)
Слово педагога:
- Молодцы, ребята (на хакасском языке!
- Скажите, вам известно, чем знаменит кедр? (ответы детей)
- За что мы с вами любим кедр? ( ответы детей: «красивое дерево», «полезное дерево», «дает орехи», «кормит, лечит людей, животных и птиц», «очищает воздух и сохраняет воду» и т. д.).
- Какие животные и птицы питаются орехами? (белки, бурундуки, кедровка и т. д. (СЛАЙД 7, 8,9)
На экране появляются картинки животных и птиц, питающихся орехом.
- А вы, сами, любите орешки? (ответы детей)
- Откуда их достают? ( ответы детей: «из шишки»).
(Воспитатель берет в руки шишку, вместе с детьми рассматривает ее, открывает скорлупу, достает орешек).
II. - Посмотрите, какой он – кедр! Сильный, могучий великан – долгожитель! Какая крона у него развесистая, а шишки на нем - красивые, гладкие, крупные и смолянистые. Кедр прославляют в песнях и стихах (возможно, воспитатель поет отрывок песни). (СЛАЙД 10)
(на экране представлены картинки/видеофайл с изображением шишки и хвойных веточек) (СЛАЙД 11)
Он является гордостью жителей Хакасии. Кедр являет собой красоту и особый дар природы, который необходим как животному, так и человеку. Не зря ветка кедра, с шишкой посередине, размещена на Гербе Республики Хакасия.
(слайд или картинка «Герб РХ»).(СЛАЙД 12)
- Ребята, вы хотите сделать шишку-сувенир своими руками?
(Воспитанники подходят к столу. На столах приготовлена скорлупа от шишек, картонные, украшенные цветной бумагой и другими материалами, рамки с пластилиновыми трафаретами шишек).
Из скорлупы, по трафарету, воспитанники выкладывают картинку шишки.
III. Слово педагога:
- Ребята, я хочу рассказать вам одну легенду про кедр.
(Воспитанники садятся полукругом. Звучит приглушенная музыка, на экране появляется картинка молодого и старого кедра) (СЛАЙД 13)
«… Однажды, в глухой, кедровой тайге, утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле, под ним, образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь. Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся он оттого, что его чуткое ухо уловил чей-то стон.
Охотник прислушался и услышал тихий разговор. Это старый кедр, под которым спал охотник, разговаривал с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять.
- Что же ты не падаешь, ведь, я слышал об этом еще вчера? – удивленно заметил молодой кедр.
- Я упал бы еще вчера, - ответил старый кедр, - но подо мной лег спать уставший человек.
Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю».
Слово педагога:
- Ребята, о чем повествует нам эта легенда?
Ответы воспитанников: «о молодом и старом кедре», «о том, как кедр пожалел человека», «о дружбе человека и кедра».
Правильно. А еще, мне кажется, легенда говорит о безграничной любви и уважении этого величавого дерева к человеку, а человека к дереву; а также о том, что их судьба неразрывно связана друг с другом. Ведь, кедр, вся природа, кормит человека, отдает ему свои дары, и в свою, очередь ждет от человека бережного заботливого к себе отношения.
- Как вы понимаете, что значит беречь, оберегать природу?
( ответы детей: «не мусорить», «высаживать деревья», «не вырубать лес» и т. д.).
IV. Играет хакасская национальная мелодия.
Слово педагога:
- Ребята, вы сказали, что людям очень важно высаживать деревья. Вы хотите сами посадить дерево? Вспомните орешки, которые вначале сегодняшнего занятия мы положили в воду.
- Как вы думаете, для чего мы их туда положили?
(ответы детей «чтобы напитались», «набрались сил» и т. д.).
Правильно. Чтобы они набухли, напитались, набрали в себя живительной влаги, смогли прорости и дать этому ростку живительную силу.
Ребята, я вам предлагаю посадить наши орешки в стаканчики с землей, ухаживать за ними какое-то время, а, затем, посмотреть, даст ли наше зернышко росток.
V. Слово педагога:
А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами беседовали?
Какие новые слова на хакасском языке узнали, а какие из них были вам известны?
Что вам особенно понравилось?
Спасибо.