Екатерина Дранникова
Образовательная ситуация в подготовительной группе «Кузнечное дело»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кузнечное дело!»
Цель: 1. Познакомить с промыслами и ремеслами Кубани. 2. Познакомить детей с профессией кузнеца, рассказать о необходимости этой профессии. 3. Сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины. 4. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. 5 Познакомить детей новым способом работы с фольгой -чеканка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Показать атрибуты и инвентарь, необходимые для работы кузнецу. Вызвать у детей интерес к профессии кузнеца. Дать понятие о необходимости данной профессии. Пополнить словарный запас детей словами: кузнец, кузница, ковка, куёт, наковальня, молот, очаг, гвоздильня, клещи, подкова. Учить имитировать работу кузнеца под звуки кузницы, развивая при этом силу рук.
Материал;
демонстрационный: Иллюстрация кузнеца за работой; предметные картинки с изображением инвентаря.
Раздаточный: фартуки, фольга, готовые трафареты, апельсиновые палочки. Иллюстрации с изображением художественной ковки.
Ход мероприятия:
1 Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Ребята. а вы знаете что такое ремесло? (Ответы детей_)
-А какие виды ремесел вы знаете? (Ответы детей)
- Ребята а что, такое кузнечное ремесло? (Ответы детей)
-А вы знаете, что у нас в станице тоже есть кузнецы? (Ответы детей)
К нам в детский сад пришла посылка от кузнеца нашей станицы. Давайте откроем его и посмотрим, что же там.
В посылке письмо, фольга. трафареты. апельсиновые палочки, иллюстрации с инструментами.
Читаю: Дорогие ребята, я заболел и не могу выполнить свою работу, которую начал. Я очень прошу вас помочь мне.
-Хотите, помочь кузнецу?
- А сможете? (Ответы детей)
2 Актуализация.
Игровая образовательная ситуация «Предметы-помощники».
Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением инструментов на каждого ребенка.
-Какие из этих инструментов помогают нам в домашних условиях?
- А как вы думаете, а какие инструменты для работы нужны кузнецу? (ответы детей)
-Дети выбирают нужные картинки и объясняют свой ответ.
-А как вы думаете каким должен быть кузнец? (сильным. могучим, терпеливым, выдержанным)
-Какие предметы он изготавливает (топоры, мечи, косы, ухваты, подковы)
-С каким материалом работает кузнец (металлом, сталь)_
-Где работает кузнец?
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями инструментов, и рассказывает, что у кузнеца есть еще одна просьба. Он хотел рассказать вам с какими инструментами он работает, но его помощник все перепутал. Он очень переживает и просит нас помочь найти инструменты с которыми он работает.
-Хотите помочь кузнецу?
-Сможете?
Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются выбрать картинки с нужными инструментами. Возникает затруднение, т. к. они могут предлагать разные варианты.
Смогли мы помочь кузнецу выбрать инструменты?
Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, какие инструменты нужны для работы кузнецу).
Значит, что нам надо узнать? (Какие инструменты необходимы для работы кузнеца в кузнечной мастерской.)
4. Открытие нового знания.
-Как это можно узнать (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).
Предлагаю отправиться в музей инструментов. Хотите?
Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)
Кто в музее обычно рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)
Я буду экскурсоводом, вы – посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!
Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.
Как вы думаете, всегда ли были инструменты?
Откуда появились на Земле инструменты? (Их придумал и создал человек.)
Ребята профессия кузнеца считается одной из древнейших и необычных профессий. Кузнец занимается обработкой металлических заготовок и производством металлических изделий. Этой благородной древнейшей профессии не стеснялись цари. У этих людей стихия- огонь.
Воспитатель поясняет, что для кузнеца необходимы физическая сила, умелые руки, осторожность, внимательность, организованность и терпение. Свою работу мастер осуществляет на кузнице, в которой проводится ручная обработка железа (ковка).
Выставляется изображение кузнеца за работой.
Воспитатель объясняет детям, что на картинке изображена кузница. Поясняет, что кузница обязательно включает в себя очаг (показывает его на картинке) и наковальню.
Выставляется изображение наковальни.
Опорным инструментом является наковальня, на ней выполняются основные работы. Качество наковальни определяется по звуку: если молоток отскакивает со звоном, значит наковальня хорошая.
- К ударному инструменту кузнеца относят молоток – ручник, который является основным. С помощью него кузнец куёт изделия. Молотки бывают как маленькие, легкие, так и большие, тяжелые.
Выставляется изображение молота.
-Иметь дело с огнем и раскаленным металлом всегда опасно. Ёще в старые времена кузня стояла на краю деревни возле реки, чтобы в момент возгорания огонь не перебрался на соседние дома, а водой из реки можно было потушить пожар.
-Для того чтобы изделие получилось лучше, кузнец использует инструмент – гвоздильню, которая устанавливается на наковальню.
Это плита со специальными сквозными отверстиями разных размеров для изготовления головок гвоздей, болтов и заклёпок.
Для работы с раскалённым железом используются клещи или щипцы. Они нужны, чтобы кузнец не обжёгся.
-Видете ребята как кузнецам не легко, какими они должны быти сильными.
К вспомогательным инструментам относят кочергу, совок и метелку. С их помощью в кузнице мастера всегда царит идеальная чистота.
-А ещё, особым уважением пользовался кузнец, который мог по следу лошади угадать размер подковы и благополучно подковать лошадь. Имени первого кузнеца, прикрепившего подкову гвоздями к копыту лошади никто не знает.
-Подкова нужна, потому что при ходьбе лошадь часто повреждает копыта, ей больно, она начинает хромать, или вообще отказывается наступать на больную ногу.
-А у вас ребята есть у кого -нибудь дома подкова? (ответы детей)
-В деревнях умели делать не только подковы, гвозди, колёса для телег, но и украшения, проволоку и ключи, замки.
.-Все это ребята кузнецу нужно в его работе.
- Наша экскурсия в музей инструментов подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.
Воспитатель обращает внимание на изделие
-А вот посмотрите ребята, кузнец начал изготавливать заказ.
- Ребята, так вот какую работу не смог доделать кузнец!
5. Затруднение в ситуации.
Игра: «Поможем кузнецу»! (начало)
(Дети садятся за столы)
- В письме еще написано, что для того чтобы доделать работу, все необходимое лежит в посылке. Давайте посмотрим, что нам приготовил кузнец (плотная фольга, заготовки узора ковки, апельсиновые палочки)
- Ну что ж, ребята, поможем кузнецу? (Да)
Воспитатель предлагает детям, самостоятельно, выполнить задание. Возникает затруднение.
-Смогли помочь? (потому что не знаем, как это сделать)
-А почему не смогли? (не знаем)
5.1 Включение нового знания
Игра : «Поможем кузнецу!» (продолжение)
Сегодня мы с вами, будем выполнять элементы художественной ковки с помощью фольги. Методом чеканки по фольге. Да, да! Мы сегодня будем работать как настоящие кузнецы. Показ и объяснение,что значит чеканить
Техника чеканки совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. В итоге получаются очень красивые работы, картины, даже иконы.
А мы с вами будем делать следующее:
- Возьмите заготовку художественной ковки и аккуратно оберните его фольгой, и плотно прижмите по краям всей заготовки.
Молодцы, теперь немного давайте отдохнем и представи, что мы кузнецы
Физминутка
Я стучу, стучу, стучу (наклоны вперед, руки, как-будто, (держат молот)
Кузнецом я быть хочу. (показать какие сильные)
Раздувайтесь меха (развести руки в стороны)
Разгорайся огонь (руки снизу вверх, потрясти ладошками)
Постучи мой молоток (кулачок о кулачок)
Получись-ка завиток. (показать завиток в воздухе)
-Ну что же представили, что мы кузнецы! (Да).
5.2 Игра «Поможем кузнецу!» (окончание)
-Тогда приступайте к работе. (Дети садятся за столы и приступают к работе)
Теперь берем апельсиновые палочки и по краям своих работ точечными движениями делаем узор.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выполнить задание.
В это время воспитатель читает отрывок стихотворения С. Есенина «Кузнец».
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
-Молодцы ребята посмотрите сколько красивых элементов ковки у нас получилось, я думаю кузнецу наша работа понравится.
-А нам ребята пора возвращаться в детский сад! (дети имитируют уезд на машинах)
7 Осмысления
Дети собираются возле воспитателя
-С каким видом ремесла мы с вами сегодня познакомились? (ответы детей)
-О какой новой профессии мы с вами сегодня узнали? (ответы детей)
- Какие инструменты мы с вами видели? (ответы детей)
-Что мы сегодня сделали для кузнеца (чеканили элементы ковки)
Воспитатель хвалит детей, и говорит, что они сегодня смогли помочь кузнецу, потому что они научились новому способу работы с фольгой -это чеканка.