Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Жилище человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема: Жилища человека
Цель: организовать деятельность детей по усвоению знаний о жилищах человека.
Задачи:
- организовать мотивацию детей по теме занятия;
- развивать опыт целеполагания и закрепления умения преодолевать затруднения способом «Спроси у того кто знает»;
- знакомство детей с жилищами (чум, вигвам, иглу, юрта) людей проживающих в разных климатических зонах;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Жилище человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- понимание детьми значимости жилища в жизни человека и умения различать их по материалу, по форме в зависимости от климатических условий;
- организовать практическую деятельность детей по теме занятия;
- способствовать обогащению словаря по теме занятия;
- контроль и оценку деятельности детей.
Дидактические материалы:
Оборудование: мольберт, интерактивная доска, ноутбук, указка.
Демонстрационный: презентация «Жилища человека»; карточки с условными обозначениями, картинки с изображением жилищ; пальчиковые куклы – мышка, волк, медведь; картинка с изображением трёх поросят и их домов.
Раздаточный: конверты с пазлами, «Конструктор из настоящих кирпичиков».
Краткая аннотация к работе: содержание образовательной деятельности соответствует цели и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий» по ознакомлению с окружающим миром и конструированию, а также возрастным особенностям детей. Тип занятия – затруднение в ситуации. В рамках данной образовательной ситуации у детей формируются представления о жилищах народов : канадских эскимосов, оленеводов, жителей степей, североамериканских индейцев.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
(дети рядом с педагогом)
Воспитатель использует кукол пальчикового театра
- Вспомните, где живёт мышка? (в норе)
- А где живёт медведь? (в берлоге)
- Где живёт волк? (в логове)
- А вы живёте? (в доме, квартире)
- Как, одним словом объединить эти слова? (жилища)
- Как называется сказка, в которой главные герои – поросята? («Три поросёнка»)
- Как звали поросят?
- Давайте вспомним, из чего они построили свои дома? (из соломы, веток и кирпича)
Педагог на мольберте выставляет картинки.
- Прошло время, поросятам стало стыдно жить у Наф-Нафа и решили они построить себе новые надёжные дома. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф каждый день ссорятся и не могут выбрать, из чего лучше им построить дом.
- Хотите им помочь?
2. Актуализация
Игра «Найди пару» (начало)
На столе картинки с изображением жилищ и карточки с условным обозначением.
Детям предлагается найти пару картинкам с изображением различных жилищ : изба, кирпичный дом, хата, соломенный дом, панельный дом, блочный дом, каменный дом, глиняный дом к карточкам с условным обозначением – сруб дерева, кирпичи, камень, солома, блоки, панели, глиняные горшки.
Педагог предлагает вспомнить условные обозначения:
- Сруб из дерева - деревянный
- из кирпича - кирпичный
- из камня - каменный
- из соломы - соломенный
- из блоков - блочный
- из глины - глиняный
Просмотр презентации (слайды 1-9)
3. Затруднение в ситуации
При раскладывании картинок с различными жилищами остаются картинки с изображением : чум, вигвам, иглу, юрта.
- Всем картинкам хватило пары? (нет)
- Изображения, каких жилищ остались?
- Вы знаете их название?
- Что нужно сделать, когда чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, посмотреть самим в энциклопедии, посмотреть в интернете)
- Ребята, я тоже не знаю, но очень хочу знать названия этих жилищ и предлагаю обратиться к учёному – этнографу, который приготовил для нас презентацию.
Просмотр презентации (слайды 11-14)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Игра «Найди пару» (продолжение)
Воспитатель предлагает карточки с новыми обозначениями и обсуждает с детьми.
- Лёд – ледяной
- Валенок – войлочный
- Шкура зверя – из шкуры
Дети раскладывают оставшиеся картинки.
Вывод: - Итак, что же мы теперь можем сказать о жилищах человека?
(они бывают разные)
- Чем они отличаются? (цветом, формой, размером, материалом)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Игра «Собери дом»
Дети садятся за столы, перед каждым ребёнком конверт с деталями изображений домов.
- Вам нужно правильно соединить детали, чтобы получилась картинка с изображением жилища. Затем назвать его, сказать, из чего построен дом.
Игра «Дома для поросят»
- Подойдите ко мне. Скажите, а какие дома мы предложим нашим поросятам?
- Можно им жить в игле?
- А почему? (он растает)
- А можем построить чум? (у нас нет шкур)
- Вспомните, какие заводы находятся недалеко от нашего сада? (Керамический завод, Кирпичный завод и Молокозавод)
- Что там производят? (изделия из керамики, кирпичи, молочные изделия)
- Какой завод мы можем использовать при строительстве крепких надёжных домов? (Кирпичный завод)
- Значит, какой дом мы сможем построить для поросят? (кирпичный или дом из кирпичей)
-. Хотите построить?
- У нас будет 2 строительные бригады.
- Разделитесь на команды и займите места около столов. Скажите, что нам понадобится для строительства. (фартуки, перчатки, кирпичи, смесь в тазике, мастерки)
- Приступайте.
(дети строят дома, распределив обязанности самостоятельно)
- Молодцы! А теперь давайте договоримся, какой из домов для Ниф-Нифа, а какой для Нуф-Нуфа.
- Что можем сказать про дома, которые вы построили, и дом Наф-Нафа? (одинаковые, из кирпича)
6. Осмысление
(дети рядом с педагогом)
- Кому мы сегодня помогали? (поросятам из сказки)
- Чем мы помогли? (познакомили с новыми жилищами, построили надёжные дома)
- Почему мы смогли это сделать?
- Ребята, есть такая пословица «Мой дом - моя крепость».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Я желаю Вам, чтобы ваш дом был для Вас крепостью!
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
1. Нефёдова К. П. Знакомство с окружающим миром и развитие речи. «Дом. Какой он?» М. : Издательство: Гном 2016 г.
2. Детская энциклопедия под редакцией Л. А. Румянцевой.
М. : Издательство: Росмэн. 1994 г.
3. Интернет ресурсы
4. С. Михалков «Три поросёнка»
5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012 г.
В ходе образовательной деятельности дети показали свои знания о жилищах, полученные на предыдущих занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Вспомнили, из каких материалов они построены и какое место занимают в жизни человека. На этапе затруднения познакомились с новыми жилищами. Также в течение занятия педагог закрепил знания детей о том, какие заводы находятся рядом с садом. В конце занятия показали свои умения работать с конструктором из настоящих кирпичиков При активизации словаря познакомились с новыми словами: этнограф, чум, вигвам, иглу, юрта. Все задания проведены в игровой форме.