МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «В гостях у хозяйки Медной горы»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «В гостях у хозяйки Медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет

Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Основные цели:

1) познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями;

2) учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, характер поверхности, вес, температура, плавучесть.)

3) сформировать опыт самостоятельной фиксации затруднения;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „В гостях у хозяйки Медной горы“» размещена в разделах

4) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

5) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное решение, мелкую моторику рук, инициативность, коммуникативные качества.

Материалы к занятию:

карточки с символами, таблица исследования камня, картинки с видами различных камней и сферами их использования на каждого ребенка.

Оборудование:

1. По два камня на каждого ребенка

2. Фартук на каждого ребенка

3. Лупа на каждого ребенка

4. Одноразовая ложка на каждого ребенка

5. Емкость с водой на каждого ребенка

6. Салфетка на каждого ребенка

7. Цветные карандаши на каждого ребенка

Краткая аннотация к работе: данная образовательная деятельность по теме «В гостях у Хозяйки Медной горы» разработана в технологии «Ситуация». Целью образовательной деятельности было знакомство детей со свойствами камней. Данный конспект будет полезен для воспитателей и родителей.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Ребята, чем вы любите заниматься?

-Ребята, а кто-нибудь из вас собирает какую-нибудь коллекцию?

Воспитатель выслушивает ответы детей и делает заключение, что «Счастливый человек, увлеченный человек».

- Ваня собирает коллекцию камней, а Таня говорит, что камни все одинаковые.

- Хотите помочь Ване, доказать Тане, что камни разные? Сможете?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Путешествие на Урал».

Дидактические задачи:

1) актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;

2) тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

- Ребята, у нас в стране есть Уральские горы. Там живет Хозяйка Медной горы, главное богатство которой различные камни.

- Предлагаю отправиться к ней в гости.

- На чем же мы можем туда попасть? (На поезде или самолете)

- Что необходимо, чтобы сесть в самолет? (Билеты).

Детям раздаются билеты с символами. Дети находят свои места. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Дети вместе с воспитателем летят в самолете на Урал.

- Мы прилетели на Урал. Здесь находится лаборатория Хозяйки Медной горы. А вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей (опыты, изучают предметы, их свойства, проводят эксперименты).

Перед детьми лежат камни.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причин и опыт целеполагания;

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, камни разные или одинаковые? (разные). А как же нам помочь Ване доказать это Тане?

Выслушиваются варианты детей (в основном дети обращают внимание на размер).

- Смогли помочь детям? Почему? (Потому что не знаем, как объяснить Тане, что все камни разные)

- Хотите это узнать? Что нужно для этого сделать? (Попробовать придумать самим, спросить у того, кто знает).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) учить детей работать в лаборатории и делать выводы;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоление затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»;

3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность, речь.

- Для работы в лаборатории необходима специальная одежда и знать некоторые правила поведения. Ребята, вы знаете, как себя вести в лаборатории? (Ответы детей).

- Садитесь на места для проведения опытов. (Дети садятся за столы)

Первый опыт: «Определение цвета и формы».

- Ребята, вам нужно будет определить цвет и форму ваших камней, Внимательно посмотрите, какой формы ваши камни и в пустой ячейке таблицы, нужно будет закрасить соответствующие изображения в нужный цвет.

Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети называют признаки.

Вывод: камни бывают разной формы и цвета. Дети записывают результат опыта в таблицу.

Второй опыт: «Определение характера поверхности».

-Ребята, нужно определить на ощупь, какие ваши камешки, гладкие или шероховатые? Дети ощупывают камни.

Опрос детей: дети называют признаки.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. Дети записывают результат в таблицу.

Третий опыт «Рассматривание камней через лупу»

- Ребята, для чего нужна лупа? Ответы детей (чтобы лучше было видно, ведь она увеличивает в несколько раз).

- Да, действительно, лупа – это увеличительное стекло и пригодится нам в нашем исследовании. Внимательно рассмотрите ваши камни и обязательно обратите внимание, есть ли на ваших камнях трещинки, крапинки, дорожки, выемки, дырочки, узоры? Если есть, то в таблице нужно поставить знак плюс, если нет, то минус. Дети рассматривают камни.

Опрос детей: дети делятся своими исследованиями и записывают результат в таблицу.

Четвертый опыт «Определение веса камней».

Ребята, а для чего нужны весы? Ответы детей (чтобы взвешивать, узнать вес).

-Правильно, с помощью весов мы можем определить вес. Я предлагаю вам на некоторое время стать весами.

Дети берут в руки разного веса камни и взвешивают их.

Вывод: камни бывают легкие и тяжелые. Дети записывают свои исследования в таблицу.

Пятый опыт «Определение температуры».

- Ребята, возьмите камень в руки и посмотрите, холодный он или теплый?

Дети берут камни и определяют, что они холодные.

- А теперь подумайте, при каких условиях, камень может стать теплым?

Ответы детей (нагреется на солнышке, согреть в руках).

- Правильно, молодцы! Давайте все вместе попробуем согреть наши камешки в руках. А теперь, возьмем другой камень и сравним.

Вывод: камни могут быть теплыми и холодными. Дети записывают результат исследования в таблицу, закрашивая двумя цветами круги (голубым – холодный, красным – теплый).

Шестой опыт «Определение плавучести».

- Ребята, как вы думаете, камни могут плавать на поверхности воды, или они тонут? (Дети говорят, что они тонут).

- Сейчас мы с вами это проверим. Дети опускают камень в емкость и наблюдают. Обратить внимание детей на дополнительные явления – камень поменял цвет и стал ярче. Дети вынимают камень ложечкой из емкости с водой и вытирают его салфеткой.

- Ребята, а посмотрите, какой у меня еще есть интересный камень…. Показать детям пемзу.

- Как вы думаете, этот камень тоже тонет? Ответы детей (все камни тяжелые и поэтому тонут).

-Давайте проверим! (Опустить пемзу в воду и обратить внимание детей на плавучесть камня).

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные, а пемза не тонет, потому что она легкая и пористая (содержит в себе воздух). Дети записывают результат исследования в таблицу.

- Молодцы, ребята! Я очень горжусь вами, что вы сегодня так хорошо поработали. А сейчас, нам нужно возвращаться в детский сад.

Дети садятся в самолет и летят обратно в Москву.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Из чего что сделано?»

Дидактические задачи:

1) закрепить представления детей о том, где используются камни;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

- Ребята! Тане и Ване очень интересно, как люди могут использовать камни. Давайте поможем им разобраться в этом.

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением камней. На других столах лежат картинки с изображением областей применения камней.

Детям предлагается распределить по столам (областям применения) картинки с камнями.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию образовательной деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Чем занимались?

- Что интересного сделали?

- Какое новое знание помогло вам доказать Тане, что камни разные?

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации из нетрадиционных материалов — фантиков «Корона для Хозяйки Медной горы»Детский мастер-класс по аппликации из нетрадиционных материалов — фантиков «Корона для Хозяйки Медной горы» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мы познакомились с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы»Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы» «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Макет-дидактическая игра «В гостях у хозяйки Медной горы»Макет-дидактическая игра «В гостях у хозяйки Медной горы» Макет — дидактическая игра «В гостях у Хозяйки Медной горы». Уральские камешки Интересно, знают дети, Что такое самоцветы? На Урале проживая,.

Мастер-класс по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Хозяйка Медной горы — ящерка»Мастер-класс по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Хозяйка Медной горы — ящерка» Хозяйка Медной горы или малахитница. Это таинственная девушка (или женщина, которая живёт в недрах Уральских гор. Малахитница может влиять.

Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы»Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы» Новогодний праздник "В гостях у Хозяйки Медной горы".Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа "Б", Детский сад №59. Действующие лица:.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «В гостях у хозяйки Медной горы»
Опубликовано: 7 января 2020 в 18:09
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «В гостях у хозяйки Медной горы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД