Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «На помощь Золотой рыбке»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет
Тема: «На помощь Золотой рыбке»
Основные цели: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных фильтров-материалов.
Дидактические материалы: Мультимедийная презентация «Волшебница вода», виды фильтров, ИКТ игра «Волшебница вода».
Оборудование: Смарт доска, ноутбук.
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „На помощь Золотой рыбке“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Раздаточный материал: Стаканчики одноразовые прозрачные; подносы; карандаши; карточки - схемы; сито, ватный диск, бинт, бумажная салфетка, ткань; колбы с грязной водой.
Краткая аннотация к работе: в данной непосредственно образовательной ситуации дети узнают о способах очистки воды различными способами фильтрации. Знакомятся с разными видами фильтров.
«Детская цель» помочь рыбке очистить воду в реке.
Новое знание – качество очищения воды от мусора зависит от плотности фильтра, через который она проходит. Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с индивидуальным затруднением.
Затруднение – поиск решения по очистке воды. Проведение опыта по фильтрации.
Предполагаемый результат: Дети проводят эксперимент по очистке грязной воды с помощью фильтров. Понимают, какой фильтр наиболее эффективный при фильтрации.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию
Дети свободно играют. Воспитатель: ребята, мне сегодня на почту пришло необычное видео письмо. Давайте его вместе посмотрим.
Дети: давайте
№1 слайд шум реки
№2 слайд (воспитатель показывает слайд с грязным озером).
Рыбка : - Доброе утро, ребята! Мне трудно говорить вода в моей реке стала грязной. Помогите спасти реку и всех ее обитателей.
Ребята, нужно что-то делать, вы хотите помочь рыбке? (Ответы детей)
Воспитатель: А как мы можем помочь? (Ответы детей. Подводим детей к ответу, что реку нужно очистить).
Этапные задачи: «Детская цель» - помочь рыбке очистить воду в реке.
2. Актуализация знаний
Воспитатель: Ребята, а что мы знаем о воде? (Ответы детей)
-Вода, какого цвета цвет? А запаха?
- Может ли вода растворять вещества?
-Что происходит с водой при нагревании?
-Что происходит с водой при охлаждении?
- Сколько состояний имеет вода?
- Что представляет собой газообразное состояние воды?
- Для чего нам нужна вода?
№3 слайд
ИКТ игра «Волшебница вода» (три состояния воды) классификация
Воспитатель: Ребята, если вода из реки приходит к нам в кран, то почему она чистая? ( Ответы детей: ее очищают)
- Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой.
- Ребята, а что такое фильтр? (Ответы детей).
Педагог дает понятие слову фильтр (для жидкостей) - устройство, предназначенное для очистки воды от вредных веществ или микроорганизмов.
№4 слайд Виды фильтров.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь рыбке? (Ответы детей)
Воспитатель: а как мы можем ей помочь? (Ответы детей. Подводим детей к ответу, что воду в реке нужно очистить).
Воспитатель: Ну что ж, давайте попробуем. А что нам нужно для очистки воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что такое лаборатория? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, лаборатория - это место, где проводят опыты, изобретают что-то новое или что-то исследуют.
Этапные задачи: Новое знание – качество очищения воды от мусора зависит от плотности фильтра, через который она проходит. Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с индивидуальным затруднением.
3. Затруднение в ситуации
Педагог показывает воду «из реки» (мутную, с примесями).
- Перед вами пять фильтров: назовите их (бумажная салфетка, ткань, сито, бинт, ватный диск).
- Как вы считаете, какой из этих фильтров самый лучший для очистки воды?
Ответы детей (подвести к тому, что и они не смогли дать конкретный ответ)
- Кто же из нас прав? Как узнать?
Ответы детей (Потому что сами наверняка не знаем, какой фильтр лучше).
- Что нужно сделать, чтобы получить верный ответ?
Ответы детей (провести эксперимент).
- Ваши предложения, каким образом построим работу?
Ответы детей (пропустить воду через все фильтры и сравнить очищенную воду).
Этапные задачи: Вовлечение детей в самостоятельное решение проблемы путем эксперимента, формирование представления о процессе очистки воды разными фильтрами.
4. Открытие нового знания или способа действий
Экспериментирование «Фильтрация воды»
Педагог обсуждает с детьми пошаговое выполнение опыта:
1-в свободную ёмкость устанавливаем фильтр,
2- процеживаем через него воду,
3 – определяем прозрачность воды,
4- зарисовываем на карточке.
Чтобы быстрей решить спор, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которой будет испытывать свой набор фильтров.
У меня в мешочке разноцветные кубики, поочередно достаем кубик, и у кого будут кубики одинакового цвета, вы будите работать вместе.
Далее проходите в лабораторию и находите свое рабочее место в соответствии с цветом кубика.
(На столах у детей приготовлены подносы и разные виды фильтров)
Этапные задачи: Индивидуальное затруднение ребенка - невозможность определить качество очищения воды определенным фильтром.
Причина затруднения –отсутствие практического действия.
5. Введение новых знаний в систему знаний
Задача детей – провести опыт, зафиксировать результат схематично обосновать свой выбор наиболее качественного фильтра.
№5 слайд
Рыбка : Ребята, спасибо вам большое за помощь. Вода в реке стала снова чистой.
Этапные задачи: Способ преодоления затруднения - провести опыт.
6. Осмысление (итог)
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Где мы сегодня побывали?
- А что мы делали?
- Кому мы сегодня помогали?
- Вы смогли помочь?
- Как вы смогли помочь?
- Что нового узнали?
- Как вы узнали, какой фильтр лучше очищает воду?
Молодцы, что помогли рыбке. Смогли определить какие фильтры лучше, ведь благодаря вам вода стала чистой.
Этапные задачи: Рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
Комментарии к образовательной деятельности :
Используемая литература:
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 202. – 159 с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми подготовительной группы детского сада: Кн. для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
- Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 127 с.
- Мартынова Е. А,Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Программа "Детство" ФГОС.
- Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство: Учитель год выпуска: 2008 год