Лучший педагог года

Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение длины»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: Измерение длины. Основные цели: 1)сформировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки; 2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»; 3)закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения; 4)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества; 5) воспитывать доброе отношение к профессии журналиста. Дидактические материалы: Демонстрационный: 1)слайд с презентацией «Журналист на улице». 2)слайд для самопроверки к заданию 5.2. Раздаточный: 1)4полоски одинаковой ширины, но разной длины и цвета к заданию 2.1. 2) Макет: «Дорога журналиста в музей» 3)Карточки с числами от 0 до 10. 4)Рабочие тетради Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», стр. 47-48. 5) Цветные карандаши (красный, желтый). Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска. Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление об измерении длины предметов с помощью мерки, закрепляют умение о сложении и вычитании групп предметов и чисел, уточняют взаимосвязь между частью и целым, тренируют счетные умения.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Измерение длины“» размещена в разделах

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания об окружающем мире, развивать речь. – Какие профессии вам знакомы? - Чем занимаются журналисты? - Я вам предлагаю сесть на коврики и послушать одну историю. Однажды журналист позвонила в городской музей и предупредила, что приедет на короткую беседу. Сотрудники музея засуетились, не знали, какой коврик постелить в коридор? Коридоры были длинные и короткие. – Хотите помочь подобрать ковры? – Сможете? 2. Актуализация знаний. 2.1. Игра: «Разноцветные ковры». Дидактические задачи: 1) актуализировать способ непосредственного сравнения предметов по длине наложением и приложением; 2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук. - Сколько ковров на столе? (4.) - Чем отличаются ковры? (Цветом, длиной.) - Как показать, что это именно так? (Выбираем самый длинный ковер, из оставшееся ковров выбираем самый длинный и прикладываем к первому ковру снизу, совмещая один край и т. д). – Какой ковер самый длинный, самый короткий? (Самый длинный – зеленый, самый короткий - желтый.) 3. Затруднение в ситуации. 3.1. Игра «Дорога» (начало) Дидактические задачи: 1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом способе измерения длин отрезков с помощью мерки; 2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; 3)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь. (Появляется слайд) - Журналист быстренько оделась и вышла на улицу. – Как вы думаете, на чем она отправилась навстречу с сотрудниками музея? – Почему не на машине, а пешком? (На улице было холодно, машина не завелась, туман стоял, метель была, вьюга сильная). - Нужно узнать по какой дороге пойдет журналист в музей? - Можем? (Да.) – Как можем узнать? – Я вам предлагаю сесть за стол, измерить длину дороги. – Смогли вы это сделать? (Нет.) - Почему не смогли? (Потому что не можем приложить один путь к другому, как делали это с коврами.) – Значит, что нам сейчас надо узнать? (Надо придумать способ сравнения по длине, когда мы не можем полоски приложить.) 4.«Открытие» нового знания (способа действия) 4.1. Игра: «Дорога» (окончание) Дидактические задачи: 1)сформировать представления о новом способе измерения длин отрезков с помощью естественной мерки - шагов; 2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»; 3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь. – Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику.) - Вспомните, когда вы устаете больше, когда проходите длинный путь или короткий? (Когда проходим длинный путь.) – Почему? (Делаем больше шагов.) - Верно, чем длиннее дорога, тем больше шагов мы сделаем. – Значит, как можно сравнить путь, пройденный журналистом. – Можно пройти по одной и второй дороге и посчитать шаги, то есть измерить обе дороги. После этого надо сравнить количество шагов. – Я вам предлагаю измерить шагами обе дорожки. – Сколько шагов – мерок уместилось в первой, второй дорожке? – Что больше - 6или7 - Какая дорожка длиннее? – Как вы думаете, почему мы шаги называем мерками? (Потому что с их помощью мы измеряли, мерили дорожки.) - Откройте учебники по закладке. – Обратите внимание : как медвежонок измеряет шагами расстояние между своим домиком и домиками своих друзей. – Для того, чтобы измерить длину дорожки (ленты, полоски, ковра, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она укладывается в дорожке (ленте, полоске, ковре). 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка. 5.1. Игра: «Мерки» Дидактические задачи: 1)расширить представления о способе измерения длин отрезков с помощью мерок, тренировать счетные умения, умение соотносить цифру с количеством; 2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества. – Мерками могут быть не только шаги. Измерять длину можно различными мерками: пядями, саженями (расстояние между раскрытыми руками). – При измерении пядями пальцы работают как ноги – делают шаги. – Для того, чтобы измерить, я ставлю большой палец на край предмета, средний палец оттягиваю в как можно дальше, как будто делаю большой шаг. Затем приставляю большой палец к среднему – пальцы вместе, снова оттягиваю большой палец - делаю еще один шаг. – Я вам предлагаю пядями измерить длину и ширину столов в группе. – Сколько пядей длина столов? - Сколько пядей ширина столов? 5.2. Работа в учебнике – тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 3). Дидактические задачи: 1)закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения; 2)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук. – Сотрудники музея решили навести порядок на полках. – Хотите помочь навести порядок на полках? – Нужно заполнить пустые мешки. Подчеркнуть в соответствующих числовых равенствах части и обвести в кружок целое. Что интересного в полученных равенствах? – Какие части складывают? (Первая часть 2 желтых круга, вторая часть – 3 красных квадрата.) – Какое будет целое? (2желтых круга и 3 красных квадрата.) - Нарисуйте в пустом мешке-части 3 красных квадрата. – каких фигур не хватает в пустом мешке третьей строки? Почему? (2 желтых круга и 3 красных квадрата, так как это целое, поэтому части надо составить вместе.) – Что интересного вы заметили во всех этих равенствах? (В них одни и те же части и целое.) Я вам предлагаю проверить выполненное задание. – Как проверяем? (Надо посмотреть на первую запись, сделанную у себя в тетради, затем посмотреть на такую же запись, которая появилась на экране. Если задание, выполнено верно, то надо переходить к проверке следующего примера. В тетради, если есть ошибка, то надо исправить.) - В первой строчке записано равенство 2+3 =5 (Потому что в первом мешке 2 фигуры, а во втором 3 фигуры.) - Какие здесь части? (2и3.) - Подчеркните числа 2и3. - Чему равно целое? (5.) – Проверьте, верно ли записаны остальные равенства, подчеркните части и обведите целое. Дети выполняют задание самостоятельно. 6. Осмысление. Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. – Что сегодня делали? (Сравнивали по длине две дороги, мерили пядями длину и ширину столов, помогли сотрудникам музея расставить экспонаты и считать) – Какие умения вам помогли сравнить по длине две дороги? (Умение измерять длины с помощью мерок.) Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников); Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (демонстрационный материал, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (раздаточный материал).

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Конспект НОД по ФЭМП «Измерение длины» (подготовительная группа) Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) подготовительная группа. Манилюк Наталья Михайловна Воспитатель МБ ДОУ 127 г. Мурманск Тема.

Конспект НОД в подготовительной группе «Измерение длины» по познавательной деятельностиКонспект НОД в подготовительной группе «Измерение длины» по познавательной деятельности Конспект НОД в подготовительной группе «Измерение длинны» по Познавательной деятельности. Муниципальное казенное дошкольное образовательное.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение длины. Понятие сантиметр. Метр» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет) Тема: «Измерение длины. Понятие.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение объёма» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа Тема: «Измерение объёма» Основные цели: 1) закрепить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа:подготовительная группа Тема: Шоколад Основные цели: обогащать знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение длины»
Опубликовано: 14 августа 2019 в 15:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение длины»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД