Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветок для Маши»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа
Тема: «Цветок для Маши»
Цель:
1) Формирование представлений о посадке и росте растений.
2) Формирование опыта самостоятельной фиксации затруднения и его преодоления с помощью инструкции.
Задачи:
- дать представление о прорастании растений из семян;
- познакомить с последовательностью посева цветов;
- прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Цветок для Маши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
- воспитывать бережное отношение к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Дидактический материал: презентация, карточки с частями растений, пособия необходимые для демонстрации опытов - "Справочник садовода", схемы посадки.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, комнатные цветы, оборудование для экспериментирования, торфяные горшки для цветов, земля, семена бархатцев, лупа, набор для рыхления, палочки, совочки, лейки, клеенка, тарелка для семян, перчатки, вода, влажные салфетки, фартуки, магнитная доска.
Краткая аннотация к работе: : в рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о посадке и росте растений; формируется опыт под руководством воспитателя преодоления затруднения.
Предварительная работа: беседы с детьми о комнатных и садовых растениях, занятия на темы: «Растение – живое существо», «Условия для роста растений», наблюдение за растениями на участке детского сада.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Детская цель: помочь Маше.
Воспитатель собирает детей возле себя и говорит:
- Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу прочитать вам одну очень интересную историю, которая произошла с девочкой Машей.
". Жила-была девочка Маша, и она очень любила цветы. У нее было несколько платьев с цветами и красивые туфельки с цветами. Еще у нее был альбом, в котором она каждый день рисовала цветы. Однажды она шла по улице и увидела в траве очень красивый яркий цветок. “Какое чудо, – подумала Маша, – я хочу, чтобы этот цветок украшал мою комнату”! Не раздумывая, она сорвала его и понесла домой. Но когда она пришла, она взглянула на свою прекрасную находку и чуть не заплакала: цветок поблек и увял, он был так же похож на роскошное растение, притянувшее на улице ее взгляд, как половая тряпка на великолепное платье принцессы. “Что случилось? – подумала Маша. – Неужели мне попался неправильный цветок?”
- Вот такая история. Маша очень расстроилась. Ей так хотелось иметь дома красивый цветок. А может мы с вами поможем Маше решить эту проблему? Поможем сделать так, чтобы цветок рос и не вял? Попробуем? (ответы детей)
- Но для этого мы должны разобраться, почему завял цветок и как можно этого не допустить.
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания детей об условиях, необходимых для роста растения.
Воспитатель:
-Ребята, как вы считаете, Маше действительно попался неправильный цветок? (нет, цветок завял)
-Почему же он завял? Что нужно растениям для жизни? (почва, влага, тепло, свет)
- Из чего состоят растения? (корень, стебель или ствол, побеги или ветки, листья или иголки, цветки)
Воспитатель:
-Давайте с вами попробуем показать, как появляются цветы.
Физкультминутка «Цветы».
Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.
«Раз-два-три, выросли цветы!»
Дети медленно приподнимаются, поднимают
руки вверх, раскрывают пальчики.
К солнцу потянулись высоко:
Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёчки качал.
Раскачивают руками влево-вправо над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись.
Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай!
Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай!
Приседают.
Пусть они растут, растут,
Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут!
Руки вверх, раскрывают пальчики.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактическая задача:
- создание затруднения в индивидуальной деятельности (не все цветы и семена одинаковые);
- фиксация детьми затруднения;
- выявление и фиксирование в речи причины затруднения (не знаем, как правильно сажать цветы).
Воспитатель:
-Ребята, как нам помочь Маше, наслаждаться красотой цветов длительное время? Не срывая цветок, не губя растение? (посадить).
Воспитатель: Где дома могут цвести комнатные растения? (в горшках.)
Воспитатель:
- А вы знаете как правильно сажать цветы? Что нужно делать, чтобы цветок вырос красивым и крепким? (ответы детей).
- Все правильно. Нужно ухаживать. Но у нас с вами нет цветка, а только семена в пакетиках. (дети рассматривают семена и фотографии на которых изображены цветы из этих семян)
- Посмотрите сколько разных семян и разных цветов. А мы можем сразу рассказать Маше как правильно сажать и выращивать разные цветы? (предположения детей; выяснение, что не знаем как правильно сажать то или иное растение)
4. "Открытие" нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
- сформировать представления о посадке и росте растений;
- формировать опыт под руководством воспитателя преодоления затруднения, закреплять способ действия «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;
- тренировать мыслительные операции.
Воспитатель:
- Мне кажется, что если точно не знать, как правильно сделать, можно все испортить. Прежде чем давать советы другим, нужно научиться делать это самому. А как мы можем узнать что-то новое? ( предположения детей: спросить, посмотреть, повторить за тем, кто знает). Наверно, нам нужно посмотреть в какой-нибудь энциклопедии или обратиться за помощью к профессионалу. О цветах все знает садовод. И у меня как раз есть его инструкции. Посмотрим? И будем сами как садоводы? Хотите?
- Итак, сначала заглянем в "Справочник садовода". Давайте рассмотрим инструкцию.
(дети прослушивают инструкцию - Приложение 1).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- выполнение задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма.
- Вы узнали как нужно правильно сажать. А теперь давайте сами попробуем это сделать.
- А сейчас вы с вами оденем фартуки. Подойдите к рабочим местам и рассмотрите рабочие инструменты, необходимые для посадки цветов. (дети рассматривают оборудование)
- А теперь давайте вспомним наше правило, как нужно работать: "Работаем спокойно, ничего не трогаем без разрешения, друг другу не мешаем, делаем всё аккуратно"
Вот теперь вы настоящие садоводы!
Экспериментальная деятельность
Воспитатель:
-Посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках? В них семена цветов бархатцев!
-Давайте высыплем семена на тарелочки и рассмотрим их через лупу. Какие они?
(ответы детей)
Воспитатель:
-Перед посадкой семян можно опустить семена в воду. Те, что опустились на дно — хорошие, а те, что всплыли наверх пустые и расти не будут.
-А сейчас давайте займёмся посевом семян?
У каждого есть горшочек. Землю в торфяной горшочек засыпаем не до краёв, чтобы осталось место, и при поливе вода не вылилась из горшочка.
(Показ посева семян и схем посадки (приложение 2) с пояснениями: лейка, и схемы на каждом столе)
-Для крупных семян делаем лунки поглубже. Как думаете, чем можно сделать
лунку? (Палочкой, карандашом или пальцем.) Выберите подходящую.
- Сколько семечек кладем в лунку? (Одно, двум будет тесно расти)
Разложим по одному.
Воспитатель:
-Семена посадили, что делаем дальше? (Засыпаем землёй, поливаем)
Воспитатель:
-Что ещё можете сделать, чтобы семена проросли быстрее? Накрыть плёнкой.
-Вот ребят мы и посадили с вами цветы. А что теперь, ребята, нам нужно будет делать, чтобы они выросли? (поставить на солнышко, поливать — ухаживать за цветами)
Воспитатель:
-Совершенно верно, ребята. Для хорошего роста растениям нужны свет, влага и тепло. Растения — это живой организм. Наши посадки совсем еще маленькие и им требуется наша защита и забота.
-Мы поставим наши стаканчики на подоконники — поближе к свету и теплу и будем наблюдать за всходами цветов, и поливать их.
- Хотите посмотреть интересный фильм, о том что дальше происходит с нашими семенами в земле и как растет наш цветок?
Ответы детей: да.
(Просмотр фильма «Как растет цветок?»)
(приложение 3)
Воспитатель:
- Ну вот у нас все получилось. А теперь давайте подготовим такую же схему для Маши.
(дети выкладывают на магнитной доске последовательно схему посадки цветка, проговаривают этапы, подписывают цифрами последовательно карточки). Теперь мы можем положить все карточки в конверт и отправить письмо Маше, чтобы она вырастила дома красивый цветок.
6. Осмысление.
Дидактическая задача: фиксирование детьми достижения "детской цели"
Воспитатель: Воспитатель собирает детей возле себя.
- Ребята, что вы сегодня делали? (Помогали Маше).
-Как вы помогли Маше? Почему вы смогли помочь Маше? (мы посмотрели инструкцию, узнали как правильно сажать цветы, попробовали посадить цветы сами).
-Молодцы! Вы сегодня были внимательными и аккуратными, и все у вас получилось.
Комментарии к сценарию: с данной темой дети знакомятся в подготовительной группе на занятии познавательного развития (экспериментальная деятельность).