Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Федорино горе». Нетрадиционное рисование ватными палочками с элементами дымковской росписи
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Тема: «Федорино- -горе»
Основные цели:
1. Формировать представление детей об изготовлении рисунка с помощью нетрадиционных средств изображения.
2. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.
Публикация «Образовательная ситуация „Федорино горе“, Нетрадиционное рисование ватными палочками с элементами дымковской росписи» размещена в разделах
- Ватные палочки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Рисование. Все материалы
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- «Федорино горе». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
3. Закрепить знания о назначении посуды, элементах дымковской росписи.
4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение.
5. Развивать память, воображение.
Дидактические материалы и оборудование:
Силуэты чайной посуды, гуашь, ватные палочки, губки, крышечки, набор чайной посуды с элементами дымковской росписи, игра «Помощники» Сергея Железнова, сундучок с грязной и разбитой посудой.
Краткая аннотация к работе:
Проведение образовательной ситуации с использованием нетрадиционных средств изображения :
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
«Дети, знаете ли вы, из чего люди едят, пьют? Кто у вас дома моет посуду? Вы помогаете маме? Зачем надо мыть посуду?»
Воспитатель обращает внимание детей на сундучок и предлагает им сесть на стулья.
«Что за чудо сундучок,
А вот здесь висит замок.
Я замочек отомкну,
В сундучок я загляну.
В сундучке-то чудеса,
Посуда странная, грязная, да разбитая» (достать посуду).
Посуда:
«Ох, мы бедные, бедные сиротки,
Жили мы у неряхи - Федорки,
Била она нас, колотила и не мыла!
Хотим мы найти новую хозяйку,
Помогите нам!»
Ребята, вы хотите помочь бедной посуде? Сможете?
И так, мы хотим помочь бедной посуде стать чистой (детская цель).
Актуализация
Дидактические задачи:
Актуализировать знания детей о названии, назначении посуды, элементах дымковской росписи.
Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение.
Развивать образное мышление, память, речь.
Посмотри-ка, посуда, наши детки умеют ухаживать за тобой (обращаю вынимание на образцы чайной посуды с дымковской росписью). Посуда у нас чистенькая и красивая. Хотите и вы быть такими?
Посуда: Да! Да! Да!
Никогда мы, никогда
Не воротимся туда!
Мы хотим быть такими красивыми!
Рассматривание посуды и беседа по вопросам:
- Что это? (чашки, блюдца, сахарница, молочник, заварочный чайник)
- Как называется такая посуда? (чайная)
- Почему она так называется? (из нее пьют чай)
- Чем украшена посуда? (точками, волнистыми, прямыми линиями, кольцами)
- Как же называется такая роспись? (дымковская).
- Правильно! Молодцы! Это посуда с элементами дымковской росписи.
Посуда: Ой! И мы хотим быть такими! Очень! Очень! Не хотим к Федоре!
- Ребята, что нужно сделать, чтобы посуда Федоры вернулась к ней? (надо отмыть посуду, украсить посуду, сделать посуду яркой, купить новую, а еще надо Федоре рассказать, как надо ухаживать за посудой).
_Подвижная игра «помощники» С. Железнова
Затруднение в ситуации-
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания:
Формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Теперь у нас посуда чистая. Скажите, она красивая? Что нужно сделать, чтобы посуда стала красивой? (надо раскрасить ее).
Правильно! Посуду надо украсить. Чем можно нарисовать на посуде узоры? (красками, карандашами, фломастерами, мелками, т. д.). Ребята, так случилось, что все это я отдала детям старшей группы на занятие по рисованию. Что делать? Можем мы сейчас украсить нашу посуду? Может быть, кто-то из вас знает, чем еще можно рисовать узоры? Можете рассказать? Почему нет? (не знаем) Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослых). Можете спросить у меня? Спросите. (Мы хотим узнать, чем еще можно рисовать узоры на посуде – познавательная цель).
«Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи
Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – ватными палочками.
Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Развивать образное мышление, воображение, память.
_ Посмотрите ребята, у вас на столах лежат разные предметы: ватные палочки, крышки и губка. Как думаете, можно ими рисовать? Как можно рисовать крышкой? Попробуйте. Что получилось? (кружочки). А ватной палочкой? Попробуйте. Что можно рисовать ватной палочкой? (линии прямые и волнистые, точки). А губкой? Попробуйте. Что нарисовали? Получилось? Какие вы молодцы, теперь вы умеете рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками, крышками, губкой.
Приглашаю вас в мастерскую по росписи посуды. Раз-два-три, повернись и в художников превратись! Выберите себе один из предметов посуды, который будете украшать. Не забудьте, что украшать посуду мы будем элементами дымковской росписи (дети рисуют, затем размещают рисунки на стенде). Посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась! Думаю, она понравится Федоре, и она не станет ее больше бить, а будет мыть и беречь. Вы настоящие художники!
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка Дидактические задачи:
Обеспечить связь нового открытия детьми знаний с ранее полученным опытом, развивать детское творчество.
_ Ребята, сегодня вы научились рисовать с помощью ватных палочек, крышек и губки. Скоро праздник – день 8 марта. Как думаете, сможете ли вы теперь приготовить мамам красивые открытки? Что можно на них нарисовать? Чем можно изображать цветы?
Вот ваши мамы удивятся, когда получат в подарок такие открытки!
Итог занятия (осмысление)
Воспитатель собирает детей около себя.
- Кому мы сегодня помогали?
- Смогли ли мы сделать посуду красивой?
- Почему нам это удалось? (научились рисовать ватными палочками, крышками и губкой)
Молодцы! Теперь мы напишем письмо Федоре и отправим ей нашу красивую посуду. Что мы ей напишем?
Спасибо за внимание!