Перевозкина Татьяна
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для ЦДТ
Введение
Здоровье и благополучие детей – это главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Обучение по дополнительным образовательным программам направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка, в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии. Выявление развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности. Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого успехов детей.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для ЦДТ» размещена в разделах
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Обыкновенное чудо» - имеет художественную направленность и способствует профессиональному самоопределению учащихся, которая реализуется в Центре детского творчества.
Данная образовательная программа «Обыкновенное чудо» создает благоприятные условия для воспитания детей их личности, социально-культурного, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников. Способствует обучению детей через творческую совместную и индивидуальную деятельность, направленную на постановку проблемы и решение проблемных ситуаций в индивидуальной и коллективно-творческой деятельности, а также дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая ребенка к дальнейшему освоению декоративно прикладному творчества.
В программе стартового уровня 1-го года обучения уделяется большое внимание технике, приемам, качеству выполняемых работ. Главная задача - научить четко и качественно выполнять работу по предложенному образцу, небольшие декоративные панно в различных техниках, (работы из круп и семян, пластилинография и т. д, познакомить с основами цветоделения и применению полученных знаний на практике.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что за учебный год дети обучаются разным видам деятельности. Последовательность ознакомления с различными приёмами и техникой обработки материалов зависит от материала и его назначения, технологии изготовления, сложности исполнения и особенностей самого изделия. От года к году ребенок имеет возможность овладевать тонкостями ручного труда, совершенствовать свое мастерство
Адресат программы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста (с 5 до 16 лет).
Объем программы
Программа «Обыкновенное чудо» рассчитана на 1 год обучения дополнительного образования детей, которая предполагает 1 стартовый уровень освоения программного материала, согласно психологическим особенностям учащихся (среднего и старшего дошкольного и младшего, среднего и старшего школьного возраста).
«стартовый» (1 года). Предполагает реализацию универсальных и доступных форм организации педагогической работы с учащимися, минимальную сложность предлагаемого учебного материала.
Формы обучения и виды занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в студии.
Проект – творческая или исследовательская работа, выполняемая в группе или индивидуально, возможно с привлечением родителей (законных представителей).
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения за учебный год.
Сроки освоения программы
Данная программа разработана на 1 год обучения. Возможно освоение программы по модулям. Каждый модуль рассчитан на 1 год обучения.
Режим занятий
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, в первой или второй половине дня. Продолжительность занятия – не более 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Цели и задачи программы
Цель программы - создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством и развития мелкой моторике детей.
Задачи:
- познакомить детей с миром декоративно-прикладного творчества;
- научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из различных материалов;
- развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);
- развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.
- сформировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;
- сформировать у обучающихся культуру труда.
Основные виды деятельности направлены на развитие мелкой моторики ребенка – это такие виды деятельности как оригами, аппликация из крупы, семян и макаронных изделий, аппликации из пластилина (пластилинография) и рисование песком. Занятия различными видами творчества позволяет раскрыть потенциальные возможности развития личности, утвердиться в своих возможностях.
Содержание программы
Программа предоставляет возможность освоение искусству аппликации пластилином, крупой семенами и макаронными изделиями, природными материалами (Листочками, цветочками, веточками и т. д).
Учебная нагрузка по программе :
1 год обучения - 152 часа (2 раза в неделю по 2 часа);
Методы и средства обучения направлены на достижение максимального педагогического эффекта, формирование у каждого воспитанника адекватной мотивации деятельности. Для реализации самостоятельной творческой деятельности детей на занятиях используются следующие методы:
• методы сотрудничества педагога и воспитанников (создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества);
• методы стимулирования и мотивации – создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание;
• методы контроля и самоконтроля;
• методы обучения:
1) репродуктивные методы.
2) объяснительно-иллюстративный.
3) частично-поисковый.
Образовательный процесс происходит в соответствии с принципами кондуктивной педагогики:
• целесообразности – учета естественных возможностей, актуального и потенциального (зона ближайшего развития) уровней развития ребенка;
• благоприятных условий среды, обеспечивающих физическую и психологическую безопасность ребенка, а также процесс возникновения у него личного ощущения безопасности;
• индивидуального подхода к личности и деятельности ребенка;
• принципы адекватности;
• гуманизма – признание ценности человека, его взглядов, создание условий для самоопределения и социальной адаптации воспитанников.
Развитие ребенка предполагается через создание целостной активной среды естественного проживания и адекватные формы и технологии образовательного процесса с привлечением родителей, здоровых детей-аниматоров и взрослых специалистов:
• совместные мероприятия с детьми других творческих объединений ЦДТ;
• творческие мастерские (выполнение индивидуальных авторских работ);
• выставки, коллективные (групповые) экскурсии и поездки;
• развивающие, народные и деловые игры;
• уроки здоровья, физкультминутки, выполнение комплексных упражнений, упражнения на расслабление;
• практико-ориентированные занятия по освоению технологий декоративно-прикладного искусства.
Каждое занятие включает в себя разнообразные игровые приемы, физические упражнения и продуктивные виды деятельности. Эти формы работы способствуют развитию познавательной активности, создают у детей положительный эмоциональный настрой, позволяют развивать чувство значимости в коллективе.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в студии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Учебный план
первого года обучения
стартового уровня
первого модуля
Раздел. Тема Количество часов Форма аттестации
Всего Теория Практика
Вводное занятие. 2 1 1 Тестирование за первое полугодие.
Итоговое тестирование.
Итоговая выставка.
Оригами 30 2 28
Изготовление картин из крупы и семян 62 7 55
Пластилиновая пластика 34 4 30
Рисование песком 24 2 22
Всего: 152 16 136
Учебно-тематический план
первого года обучения
стартового уровня
первого модуля
№ п/п Тема Теория Практика Всего
I Образовательный модуль
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Выявление интересов и потребностей. Введение в программу. 1 1 2
1.1 Оригами
Необходимые материалы, инструменты, композиционные решения. Техники оригами. Классическое оригами, модульное оригами и киригами. 2 28 30
1.2 Аппликация из крупы и семян
Возможные материалы, способы работы, инструменты, композиционные решения. 1 1 2
Технология окрашивания крупы. Техника выкладывания крупы и семян. Выполнение творческих работ. Оформление изделий. 6 54 60
1.3 Аппликация из пластилина
Необходимые материалы, инструменты, композиционные решения. Выполнения картин из пластилина. 4 30 34
1.4 Рисование песком
Способов и приемов рисования песком. Освоение техники рисования песком. 2 22 24
Общее количество часов 16 136 152
Планируемые результаты
Основные результаты освоения дополнительной общеобразовательной (развивающей) программы :
- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность получения дополнительного образования;
- воспитание основ умения учиться – способности к самореализации с целью решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Личностные УУД
• У обучающихся будут сформирована мотивация к обучению;
• проявление устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству, выполнению изделий в технике гильоширования и других материалов;
• самоопределение.
Предметные результаты
• навыки решения художественных задач с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;
• умение организовывать свою деятельность (подготовить своё рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы);
• планирование (отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла);
• прогнозирование (осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности);
• самооценка (адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих).
Метапредметные результаты:
• навыки решения художественных задач с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;
• умение организовывать свою деятельность (подготовить своё рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы);
• планирование (отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла);
• прогнозирование (осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности);
• самооценка (адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих).
Регулятивные УУД:
• навыки решения художественных задач с опорой на знания о цвете, правил композиции;
• умение организовывать свою деятельность (подготовить своё рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы);
• планирование (отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла);
• прогнозирование (осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности);
• самооценка (адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих).
Познавательные УУД обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием специальной литературы, интернет ресурсов;
• создавать мысленный образ будущего изделия;
• анализировать задуманные и предлагаемые изделия;
• высказываться в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;
• участвовать в совместной творческой деятельности;
• сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• формировать собственное мнение и позицию;
• выполнять различные роли в группе (роль лидера, исполнителя, критика);
• продуктивно разрешать конфликты.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Обыкновенное чудо»
Первый год обучения (стартовый уровень, первый модуль)
1 полугодие 2 полугодие Итого
Период Кол-во недель Кол-во часов Период Кол-во недель Кол-во часов Кол-во недель Кол-во часов
01.09-30.12.17 18 недель 72 09.01-31.05.18 20 недель 80 38 152
Сроки организации промежуточного контроля Формы контроля
Вторая, третья неделя декабря Вторая, третья неделя мая Тестовые задания, выставки
Условие реализации программы
Дидактические материалы (слайдовые презентации, фильмы, таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, демонстрируются на интерактивной доске.
В кабинете оформляется постоянно действующая выставка детских работ «Лучшие работы». Необходимо строгое соблюдение техники безопасности и охраны труда. Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПин.
Методическое обеспечение:
- Набор нормативно-правовых документов.
- Наличие утверждённой программы.
- Наглядно-дидактический материал по годам обучения (рисунки, карточки, альбомы и др.).
- Методические разработки по блокам программы.
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Подбор дидактических игр.
- Диагностический инструментарий.
- Видеоуроки по курсу, видео материалы по проведению физминуток и воспитательным мероприятиям в студии.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам;
- дополнительное освещение (настольные лампы);
- компьютерное обеспечение;
- видеотехника;
- учебное оборудование – комплект мебели, инструменты;
- иллюстративный, фото- и видеоматериал, изделия мастеров;
Организационное обеспечение:
- необходимый контингент учащихся;
- соответствующее требованиям расписание занятий. Привлечение к работе с воспитанниками специалистов (психологическая поддержка);
- родительская и тьютерская помощь;
- связь с общественностью;
- сотрудничество со специалистами кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики СГПИ.
Психолого-педагогические условия:
- включенность воспитанников в проектирование разнообразных видов творческой деятельности;
- открытость содержания обучения;
- ориентация на сотворчество как основу взаимодействия педагогов и воспитанников;
- создание атмосферы доверия;
- подкрепление образовательного процесса стимулирующим потенциалом ситуаций успеха; желательность участия родителей в проводимых мероприятиях;
- обязательность формирования смешанных групп: из здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
Формы аттестации (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественного-прикладного творчества, отчетная выставка, открытые уроки, вернисаж и тд: разрабатываются индивидуально для определения результативности условия образовательной программы, отрожают цели и задачи программы.)
Виды аттестации
Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой либо части (темы) программы.
Тематическая (контроль) аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или раздела программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.
Критерии оценки результативности программы
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения по освоению технологий декоративно-прикладного искусства.
Контроль результатов осуществляется путем: тестирования, анкетирования, проведения мини-зачета, повседневного наблюдения за учебной работой.
Результаты диагностики фиксируются и обрабатываются. Ежегодное проведение диагностики позволяет педагогу проследить результативность и эффективность своей деятельности, рост знаний и умений воспитанников.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
- Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Оценочные материалы
Осуществляется диагностика предпосылок сформированности УУД. Задания для диагностики перерабатываются с учетом психофизического развития детей. Разрабатываются критерии и показатели (четырехуровневая система оценки) сформированности предпосылок УУД у учащихся младшего и среднего школьного возраста. Анализ результатов мониторинга позволяет проследить динамику образовательных результатов учащихсяи создать банк педагогических данных на каждого учащегося, проектировать индивидуальную траекторию его развития, в процессе освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы подбираются и перерабатываются диагностические задания. Основе учебных пособий «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Методики мониторинга возможно включаются во время урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности по программе.
Приложение 1 – Оценочный лист.
Методическое обеспечение программы
Для повышения интереса детей к занятиям используется иллюстративный материал, разнообразные дидактические пособия, так как специфика обучения данных детей требует неоднократного повторения, которое не должно наскучить. Для лучшего усвоения новых сведений подача учебного материала осуществляется с большей детализацией, развернутостью и конкретностью действий. Должное внимание уделяется формированию у воспитанников навыков самостоятельного использования имеющихся знаний и умений, обратная связь выявляет фактические успехи и трудности ребенка.
Сочетание репродуктивных и продуктивных методов в условиях деятельностного сотрудничества взрослого и ребенка, приводит не только к формированию знаний и навыков, но и развивает творческие способности.
Поскольку в коллективе занимаются дети, как младшего, так и среднего школьного возраста, занятия строится соответственно с их возрастными особенностями. Итоговое занятие по каждой теме проводится с просмотром и анализом выполненных работ в форме мини-выставки, презентации изделий.
В конце года проводится промежуточная (первый и второй год обучения) и итоговая (третий год обучения) аттестация воспитанников – обычно в форме выставки или защиты творческого проекта. Представленные работы оцениваются по следующим критериям:
• оригинальность идеи;
• эстетичность, соответствие требованиям дизайна;
• соответствие работы возрасту ребенка;
• исполнительское мастерство;
• использование народных традиций;
• технологичность - возможность по схемам изготовить такое же изделие;
• соответствие работы уровню освоения программы.
Методическое обеспечение:
• набор нормативно-правовых документов;
• наличие утвержденной программы;
• методические разработки к программе;
• специальная литература (журналы, пособия);
• дидактический материал;
• диагностический инструментарий.
• подборка информационной и справочной литературы;
• технологические таблицы.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
• помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам;
• компьютерное обеспечение;
• видеотехника;
• учебное оборудование – комплект мебели, инструменты;
• иллюстративный, фото- и видеоматериал, изделия мастеров;
Организационное обеспечение:
• необходимый контингент учащихся;
• соответствующее требованиям расписание занятий.
Психолого-педагогические условия:
• включенность обучающихся в проектирование разнообразных видов творческой деятельности;
• открытость содержания обучения;
• ориентация на сотворчество как основу взаимодействия педагогов и воспитанников;
• создание атмосферы доверия;
• подкрепление образовательного процесса стимулирующим потенциалом ситуаций успеха; желательность участия родителей в проводимых мероприятиях;