Эльмурзаева Малика
Образовательная программа внеурочной деятельности «Мир экологических знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной девиз программы экологического развития «Мир экологических знаний» :
«Самые лучшие дети, хотят мир на зеленой планете
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). (см. приложение)
Перспективный план работы на 4 года
Учебно-тематический план
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1 год обучения (33 часа)
№ п/п Кол-во часов Тема Содержание
1. 1 «Мир, окружающий нас» 1. Роль природы в жизни человека.
2. Сравнение объектов природы и руко-творного мира.
3. Глобус — модель Земли
2. 1 «Неживая и живая природа» 1. Живая и неживая природа, их отличия.
2. Связь между живой и неживой природой
3. 1 «В гости к осени»
(1-я экскурсия) Осенние изменения в неживой и живой природе (растительном мире)
4. 1 «В гости к зиме»
(2-я экскурсия) Изменения в жизни животных с приходом осени»
5. 1 «Разнообразие растительного мира» 1. Деревья, кустарники и травы. Их от-личительные признаки.
2. Лиственные и хвойные растения.
3. Изготовление модели «клина журавлей»
6. 1 «Разнообразие животного мира» 1. Звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки.
2. Отличительные признаки этих групп животных.
3. Дидактическая игра «Рассели животных по домам»
7. 1 «Что где растет? Кто где живет?» Животные и растения разных мест обитания, их приспособления к жизни в этих условиях
8. 1 «Дикорастущие и культурные растения» 1. Культурные и дикорастущие растения, их отличительные признаки.
2. Просмотр диафильма «Растения куль-турные и дикорастущие»
9. 1 «Дикие и домашние животные» Основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных
10. 1 «Комнатные растения» 1. Родина комнатных растений.
2. Д/игра «Найди растение по карточке-определителю».
3. Практическая работа по уходу за ком-натными растениями
11. 1 «Разнообразие пород кошек и собак» 1. Разнообразие пород кошек и собак.
2. Роль кошек и собак в жизни человека.
3. Просмотр диафильмов «Пожарные со-баки», «Четвероногие санитары»
12. 1 «Животные живого уголка» 1. Аквариум и его обитатели. Другие животные живого уголка (хомячок, морская свинка, попугаи).
2. Практическая работа по уходу за жи-вотными живого уголка
13. 1 «В гости к зиме» (экскурсия) 1. Изменения в живой и неживой природе с приходом зимы.
2. Д/игра «Узнай птицу по описанию»
14. 1 «Растения и животные зимой» 1. Жизнь растений и диких животных зимой.
2. Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии
15. 1 «С кем дружит ель?» 1. Ель. Внешний вид, продолжительность жизни; животные, связанные
с елью.
2. Сюжетно-ролевая игра «В лес за елкой»
16. 1 «Поверхность нашего края» 1. Равнинная и гористая поверхность, их обозначения на глобусе.
2. Овраг, его образование и способы борьбы с ним
17. 1 «Водоемы нашего края» 1. Водоемы Земли (океаны, моря, реки, озера, болота, водохранилища, пруды, каналы, их обозначения на глобусе.
2. Части реки: исток, устье, русло, притоки
18. 1 «Воздух-невидимка, без которого не жить» 1. Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека.
2. Загрязнение воздуха и его охрана
19. 1 «Вода нужна всем» 1. Значение воды в природе и жизни че-ловека.
2. Загрязнение воды и ее охрана
20. 1 «Из чего что сделано?» 1. Знакомство с технологией изготовления книги, глиняных, шерстяных изделий.
2. Игра «Что из чего?»
21. 1 «Красная книга» 1. Знакомство с Красной книгой.
2. Просмотр диафильма «Красная книга»
22. 1 «Твоя Красная книга» Знакомство с редкими видами животных и растений полуострова Ямал, мерами по их охране
23. 1 «Будь природе другом» 1. Причины сокращения числа видов ра-стений и животных.
2. Правила друзей природы
24. 1 «В гости к весне» (экскурсия) Изменения в живой и неживой природе с приходом весны
25. 1 «Если посмотреть вокруг.» Знакомство с горизонтом, линией горизонта, сторонами горизонта
26. 1 «Определение сторон горизонта по Солнцу» 1. Знакомство с понятием «ориентиро-вание».
2. Правила появления Солнца на небе.
3. Задачи-упражнения на определение сторон горизонта по Солнцу
27. 1 «Компас» 1. Знакомство с компасом, его устройством и назначением, правилами определения сторон горизонта.
2. Практическая работа по определению сторон «Найди спрятанную игрушку» (по компасу)
28. 1 Урок-практикум по определению сторон горизонта по компасу Выполнение задания на ориентирование по карточкам с описанием направления движения (по компасу)
29. 1 «Определение сторон горизонта по местным природным признакам» (урок-экскурсия) Знакомство с правилами определения сторон горизонта по местным природным признакам
30. 1 «Невидимые нити» 1. Знакомство с понятием «невидимые нити».
2. Примеры невидимых нитей, нарушений их человеком
31. 1 «Впереди лето» 1. Изменения в живой и неживой природе с приходом лета.
2. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
3. Рассказы-загадки о растениях.
4. Правила друзей природы
32-33. 2 «Что мы узнали и чему научились за год?» Диагностика знаний, умений, навыков, приобретенных за год
Всего 33
2 год обучения (33 часа)
№ п/п Кол-во часов Тема Содержание
1 1 Введение 1. Задачи изучения курса во 2-м классе.
2. Систематизация знаний детей о лете
2 1 Осенняя экскурсия 1. Изменения в живой и неживой природе осенью.
2. Зависимость погодных условий и про-должительности дня от высоты солнца над горизонтом.
3. Правила друзей природы
3 1 «Части растения» 1. Рассматривание растений в целях анализа их частей (в гербариях, иллюстрациях, таблицах).
2. Беседа о разнообразии корней, стеблей, листьев, плодов растений.
3. Дидактическая игра «Определи части растения» (по муляжам и натуральным объектам)
4 1 «Части растения» (продол-жение) 1. Д/и «Определи название растения и его части, которые использует человек для своих нужд».
2. Рассматривание продольного среза лу-ковицы, клубня картофеля, корнеплода моркови в целях определения их принад-лежности к какой-либо части растения
5 1 «Трава у твоего дома» Знакомство с растениями своего края: их внешним видом, лекарственными свойствами и правилами сбора
6 1 «О деревьях, кустарниках и кое-что о животных» 1. Беседа о причинах листопада.
2. Взаимосвязь животного и растительного мира в осенний период
7 1 «Грибы» 1. Строение гриба.
2. Роль грибов в природе.
3. Съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.
4. Упражнение по распознаванию грибов
8 1 «Шестиногие и восьминогие» 1. Знакомство с жизнью пауков и насекомых осенью.
2. «Кто четыре раза родится?» — разбор стадий развития бабочки
9 1 «Подготовка животных к зиме» 1. Рассказы детей о том, как лесные звери, а также лягушки, ящерицы, змеи готовятся к зиме.
2. Группировка животных по характеру подготовки их к зиме:
— запасают корм;
— накапливают жир и готовятся к спячке;
— меняют шубки
10 1 «Труд людей летом и осенью» Беседа о труде людей в связи с осенними изменениями и по охране природы: посадка деревьев и кустарников, заготовка кормов для подкормки животных и др.
11 1 «Позади лето и осень» (итоговый урок) Закрепление знаний о взаимосвязях в природе и деятельности человека в летний и осенний периоды
12 1 Зимняя экскурсия 1. Самостоятельные наблюдения за изме-нениями в живой и неживой природе зимой (цвет неба, солнцестояние, высота снежного покрова, состояние деревьев и других растений, птиц и животных).
2. Подкормка птиц
13 1 «Жизнь птиц летом и осенью» 1. Особенности жизни птиц летом и осенью.
2. Классификация: «зимующие», «пере-летные» птицы.
3. Распознавание птиц по силуэтам
14 1 «Неживая природа зимой» 1. Практическая работа по изучению свойств снега и льда.
2. Рассказы учащихся об изменениях зимой в природе (по наблюдениям и экскурсиям)
15 «Растения зимой. Еще немного о животных» 1. Рассказ об особенностях зимней жизни растений и их связях с животными.
2. Рассматривание строения почки с по-мощью лупы и микроскопа.
3. Распознавание деревьев в безлистном со-стоянии.
16 1 «Комнатные растения» 1. Расширение знаний детей о некоторых комнатных растениях (хлорофитум, монстера, бегония и др., их происхождении, многообразии, условиях, необходимых для роста).
2. Дидактическая игра «Найди растение».
3. Практическая работа по уходу за ком-натными растениями
17 1 «Как зимуют насекомые» 1. Самостоятельная работа по нахождению сведений в тексте учебника или другой спра-вочной литературе о том, как зимуют насе-комые (стрекозы, кузнечики и др.).
2. Систематизация знаний о зимовке насе-комых (составление схемы «Как зимуют насекомые»)
18 1 «Птицы зимой» 1. Рассказ о трудностях, которые переживают птицы зимой, о необходимости подкормки их в это время.
2. Сообщение о сойке, снегире, свиристели, синице.
3. Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
19 1 «Звери зимой» 1. Нахождение связей между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями их жизни.
2. Сообщение о зайце-беляке и зайце-русаке.
3. Распознавание следов зверей на снегу
20 1 «Невидимые нити в зимнем лесу» 1. Рассказ о «невидимых нитях» (взаимосвязи между живой и неживой природой земли).
2. Моделирование экологических связей в зимнем лесу
21 1 «Труд людей зимой» 1. Рассказ об особенностях сезонного труда людей зимой в селе и городе (уход за жи-вотными, очистка улиц и др.).
2. Просмотр диафильма «Труд людей зимой»
22 1 «Позади зима»
(обобщающий урок) Игра «Счастливый случай» (ответы на во-просы о взаимосвязях живой и неживой природы зимой)
23 1 Весенняя экскурсия 1. Сравнение весенних и зимних наблюде-ний за погодой, снегом, растениями, пове-дением птиц и животных.
2. Определение правил поведения в природе.
24 1 «Неживая природа весной» 1. Составление рассказов о признаках весны в неживой природе (таяние снега, половодье, ледоход и т. д.).
2. Беседа об осторожности во время посе-щения водоемов в период ледохода и поло-водья
25 1 «Деревья и кустарники весной» 1. Выявление признаков весеннего пробуждения деревьев и кустарников (сокодвижение, набухание и распускание почек деревьев и кустарников, цветение и т. д.).
2. Рассказы об орешнике, березе, черемухе, волчьем лыке и т. д.
3. Дид. игра «Прочитай знак» (о правилах поведения в природе)
26 1 «Травы, цветущие весной» 1. Рассматривание раннецветущих травя-нистых растений (ветреница, волчье лыко, мать-и-мачеха, медуница, чистяк и др.).
2. Упражнение в распознавании первоцве-тов-двойников.
3. Моделирование условий жизни перво-цветов
27 1 «О насекомых и немного — о нас с тобой» 1. Беседа о жизни насекомых весной, их роли в природе и об их охране.
2. Формулировка правил друзей природы («Не лови и не убивай насекомых», «Не разоряй муравейники» и т. д.)
28 1 «Птицы весной» 1. Рассказ об изменениях в жизни зимующих птиц и возвращении перелетных птиц, гнездовании.
2. Формулировка правил друзей природы («Не разоряй птичьи гнезда», «Не лови и не уноси здоровых птенцов» и др.)
29 1 «Разные животные весной» 1. Беседа о весенних изменениях в жизни зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей, раз-множении этих животных.
2. Сравнение внешнего вида, стадий раз-вития лягушки и жабы, ужа и змеи.
3. Формулировка правил поведения в приро-де по отношению к животным («Не лови
и не уноси домой здоровых детенышей», «Бе-реги лягушек, жаб и их головастиков и др.)
30 1 «Труд людей весной» Рассказ о труде людей весной: в поле, в саду, на ферме, на огороде
31 1 «Позади весна» (итоговый урок) Урок-аукцион знаний о весенних явлениях в природе
32-33 2 «От лета до лета» 1. Обобщение и закрепление знаний по изученным темам.
2. Задание детям по наблюдениям за при-родой летом
Всего 33
3 год обучения (33 часа)
№ п/п Кол-во часов Тема Содержание
1 1 «Что изучает наука эколо-гия?» Знакомство с проблемой экологического кризиса на Земле, понятиями «окружающая среда», «экология»
2 1 «Экологические связи в природе» 1. Определение экологических связей между живой и неживой природой, растениями и животными, человеком и природой.
2. Рассказы детей об окружающей среде для зайцев, лисы, человека
3 1 «Земля — наш космический дом» Формирование представлений о Солнце как звезде нашей системы, о его роли для всего живого на Земле; движении планет и других небесных тел вокруг Солнца
4 1 «Путешествие по глобусу» 1. Знакомство со вспомогательными ли-ниями, изображенными на глобусе (па-раллелями, меридианами, Южным и Се-верным полюсами).
2. Определение сторон горизонта на глобусе.
3. Нахождение на глобусе географических объектов, обозначенных цветом (материки, океаны, горы, равнины и др.)
5 1 «Смена дня и ночи. Смена времен года» Объяснение причин смены дня и ночи, вре-мен года на Земле с помощью иллюстраций, глобуса и настольной лампы
6 1 «Карта рассказывает о Земле» 1. Знакомство с географической картой как уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью ус-ловных знаков.
2. Практическая работа по нахождению материков и океанов, вспомогательных линий и полушарий
7 1 «Карта рассказывает о Земле» (продолжение) 1. Знакомство с контурной картой, прави-лами ее оформления.
2. Обозначение на контурной карте мате-риков и океанов, вспомогательных линий и др.
8 1 «Тела, вещества и частицы» 1. Формирование понятий: «тело», «ве-щество», «частицы».
2. Знакомство с многообразием тел в живой и неживой природе, созданных руками человека.
3. Доказательство существования частиц тела с помощью опытов
9 1 «Температура» 1. Формирование понятия «температура» (степень нагретости тел и веществ).
2. Определение значения температуры для всего живого на Земле
10 1 «Термометр и его работа» 1. Знакомство с разными видами и работой термометра.
2. Упражнения по записи температуры
11 1 «Распределение солнечного тепла на Земле» 1. Знакомство с причинами неодинакового нагрева земной поверхности солнечными лучами.
2. Определение расположения тепловых поясов Земли на карте полушарий и кон-турной карте
12 1 «Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Свойства воздуха» 1. Знакомство с понятием «атмосфера» — воздушной оболочкой Земли.
2. Демонстрация опытов по определению свойств воздуха
13 1 «Состав воздуха» 1. Знакомство с составом воздуха: азот, кислород, углекислый газ, основными свойствами этих газов с помощью опытов.
2. Рисование диаграммы соотношения газов в воздухе
14 1 «Воздух и жизнь» 1. Определение роли кислорода для всего живого на Земле и источников поступления его в воздух.
2. Знакомство с воздухом как средой оби-тания множества животных, как помощ-ником распространения семян некоторых растений
15 «Защитим атмосферу» 1. Определение источников загрязнения воздуха.
2. Знакомство с мерами охраны воздуха от загрязнения, ролью учащихся в решении этой проблемы
16 1 Урок повторения по теме: «Воздух» Выявление и обобщение знаний детей через :
— программированный опрос;
— письменное задание у доски;
— устные фронтальные вопросы
17 1 «Вода.
Свойства воды» 1. Знакомство с гидросферой как водной оболочкой нашей Земли.
2. Определение свойств воды с помощью опытов
18 1 «Превращения воды» 1. Знакомство с тремя состояниями воды: жидким, твердым, газообразным; распо-ложением частиц в жидкой воде, в водяном паре и льде; условиями перехода воды из одного состояния в другое.
2. Демонстрация опыта, доказывающего превращение воды в водяной пар, лед
19 1 «Вода на Земле» 1. Знакомство с распределением воды на Земле (Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере).
2. Характеристика вод Мирового океана и вод суши,
3. Нахождение на физической карте полу-шарий крупных водоемов Земли
20 1 «Круговорот воды в природе» 1. Знакомство с круговоротом воды в при-роде, его значением для жизни на Земле.
2. Демонстрация опыта, доказывающего круговорот воды в природе
21 1 «Вода и жизнь» 1. Знакомство со значением воды для всего живого на Земле.
2. Приспособления некоторых животных к жизни в водной среде.
3. Определение неравномерности распре-деления воды по земной поверхности (самые засушливые и самые влажные места Земли)
22 1 «Защитим гидросферу» 1. Выявление причин загрязнения водоемов Земли.
2. Знакомство с мерами охраны вод от за-грязнения, ролью учащихся в решении этой проблемы.
23 1 «Почва» 1. Уточнение представлений о почве как верхнем плодородном слое Земли.
2. Демонстрация опытов по определению состава почвы.
3. Рассматривание типов почв
24 1 «Живое в почве» 1. Знакомство с почвой как средой обитания для множества живых организмов, ее главным свойством — плодородием, зави-симостью плодородия от наличия перегноя и минеральных солей.
2. Рассматривание под лупой останков ра-стений и животных в почве
25 1 «Защитим почву» 1. Знакомство с процессом почвообразова-ния, его длительностью, причинами раз-рушения почвенного слоя и мерами борьбы с этим явлением.
2. Демонстрация толщины почвенного слоя Земли (на примере яблока)
26 1 «Разнообразие растений» 1. Знакомство с группами растений (водо-росли, мхи, папоротники, хвойные, цвет-ковые, характерными признаками каждой группы по морфологическим особенностям.
2. Определение понятия «вид растения».
3. Выявление отличий растений разных видов
27 1 «Солнце, растения и мы с вами» 1. Знакомство с процессом фотосинтеза и его ролью в жизни растений и жизни на Земле.
2. Выявление признаков растения как живого существа
28 1 «Защитим растения» 1. Определение значения растений в жизни человека, причин сокращения числа видов растений.
2. Уточнение знаний детей о видах растений, нуждающихся в охране.
3. Повторение правил друзей природы по охране растительного мира Земли
29 1 «Разнообразие животных» 1. Знакомство с делением животных на группы по внешним признакам (пре-смыкающиеся, земноводные, рыбы, птицы, звери, насекомые, пауки, черви, моллюски, ракообразные, иглокожие).
2. Знакомство с понятием: «вид животных» .
3. Выявление характерных отличий жи-вотных разных видов
30 1 «Кто что ест?» 1. Деление животных на группы по типу питания: хищники, всеядные, насекомо-ядные, растительноядные.
2. Составление цепей питания.
3. Определение приспособленности орга-низмов животных к добыванию пищи, за-щите от врагов
31 1 «Сеть питания и экологическая пирамида» 1. Знакомство с понятиями: «сеть питания», «экологическая пирамида» (на примере жизни в дубовом лесу).
2. Построение схемы сети питания и эко-логической пирамиды
32-33 2 «Защитим животных» 1. Определение роли животных в природе и жизни человека.
2. Выделение причин исчезновения и со-кращения множества видов животных, мер по их охране.
3. Рассматривание видов животных, ис-чезнувших с лица Земли или занесенных в Красную книгу
Всего 33
4 год обучения (33 часа)
№ п/п Кол-во часов Тема Содержание
1 1 «Земля — планета Солнечной системы» (повторение) Диагностика знаний детей по теме «Земля — планета Солнечной системы»
2 1 «О чем рассказывает глобус» 1. Обобщение знаний о глобусе как модели Земли.
2. Закрепление знаний о смене дня и ночи, времен года с помощью прибора Теллурия
3 1 «Путешествие по карте полушарий» Нахождение местоположения географи-ческих объектов на карте полушарий
4 1 «Планета заболела» 1. Знакомство с опасностями, которые угрожают планете Земля.
2. Рассматривание рисунков, иллюстраций животных и растений, занесенных в Красную книгу
5 1 «Карта полушарий и карта нашей страны» 1. Знакомство с масштабом.
2. Сравнение карты полушарий и карты нашей страны.
3. Практическая работа с картой России
6 1 «Путешествие по карте России» 1. Определение местонахождения крупных географических объектов нашей страны на физической карте России и контурной карте.
2. Знакомство с некоторыми последствиями человеческой деятельности в природе (оз. Байкал, р, Волга)
7 1 «Природные зоны нашей страны» 1. Объяснение причин разнообразия природы нашей страны и рассматривание схемы нагревания Земли.
2. Знакомство с картой природных зон России
8 1 «Арктика — ледяная зона» Знакомство с природой ледяной зоны и не-гативными последствиями человеческой деятельности в природе Арктики.
9 1 «В тундре» 1. Знакомство с природой тундры.
2. Моделирование условий жизни в этой природной зоне.
3. Заповедники тундры и Арктики
10 1 «Арктика, тундра и чело-век» Проверочная работа по изученным природ-ным зонам
11 1 «Путешествие в зону лесов» Групповая работа по описанию природы лесов («экспедиция» в зону лесов)
12 1 «Лес и человек» 1. Рассказы детей о роли леса в природе и жизни человека.
2. Повторение правил поведения в лесу
13 1 «В зоне степей» Знакомство с природой зоны степей и нега-тивным влиянием человека на природу этого региона
14 1 «В пустыне» 1. Сравнение природы зоны пустыни
и природы степей (животные, растения).
2. Влияние деятельности человека на при-роду пустыни
15 1 «У Каспийского моря» 1. Знакомство с природой Каспийского побережья2. Составление текста-памятки «Для тех, кто собирается к морю»
16 1 «Природное равновесие» 1. Объяснение понятий: «природное рав-новесие», «экологический бумеранг».
2. Моделирование нарушений человеком природного равновесия и его последствий («экологический бумеранг»)
17-18 2 Обобщающее занятие в форме игры КВН «Путешествие по природным зонам страны» Выполнение заданий командами по типу игры в КВН (приветствие, разминка, задания командам, капитанам, домашние задания)
19 1 «Наш край» 1. Определение понятия «наш край».
2. Описание (по плану и картам) местопо-ложения своего края, его природы и хо-зяйства
20 1 «Поверхность нашего края» Знакомство с поверхностью края, охраной земной поверхности на основе видеомате-риалов и карты
21 1 «О подземных богатствах» 1. Объяснение понятия «полезные иско-паемые» .
2. Практическая работа по описанию гра-нита, песка, глины.
3. Знакомство с известняком, мелом: их свойствами, использованием человеком
22 1 «Другие полезные ископаемые» 1. Знакомство со свойствами, образованием, применением торфа, каменного угля, природного газа, нефти, железной руды, способами добычи полезных ископаемых.
2. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте.
3. Определение мер охраны подземных бо-гатств
23 1 «Почва и круговорот веществ в природе» 1. Определение типов почв нашего края.
2. Знакомство с полным круговоротом ве-ществ в природе и его значением
24 1 «Лес — природное сообщество» 1. Знакомство с понятием «природное со-общество», особенностями живых орга-низмов леса, их связями между собой, их видовым многообразием.
2. Составление цепей питания, которые сложились в лесу
25 1 «Луг — природное сообщество» 1. Знакомство с разнообразием животных и растений луга.
2. Практическая работа по описанию раз-личных видов растений луга (по гербариям, рисункам, иллюстрациям).
3. Знакомство со значением луга для че-ловека и вредом, который наносят люди лугам
26 1 «Водоемы нашего края» 1. Сравнение искусственных и естественных водоемов, их обозначений на карте.
2. Описание р. Оби по плану.
3. Составление памятки «Как вести себя на водоеме»
27 1 Экскурсия к водоему: «Растения и животные водоема» 1. Знакомство с травянистыми растениями водоема, животным миром.
2. Определение названий растений и жи-вотных по атласу-определителю
28 1 Урок повторения по теме: «Природные сообщества» 1. Проверочная работа.
2. Игра «Кто где живет, что где растет?»
3. Составление цепей питания
29 1 «Мы любим свой посёлок» 1. Выявление экологической ситуации, сопричастность каждого к будущему посёлка.
Пути решения экологических проблем.
Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».
Природоохранная акция «Чистый посёлок».
30 1 «О незаметных защитниках
урожая» Знакомство с вредителями и защитниками урожая, причинами нарушения человеком природного равновесия в растениеводстве
31 1 «Животноводство в нашем крае» 1. Знакомство с породами животных нашего края, методикой их выведения.
2. Составление схемы «Отрасли животно-водства»
32-33 2 Обобщающее занятие в форме деловой игры: пресс-конференция на тему: «Природа в опасности!» 1. Знакомство с деятельностью междуна-родных организаций По охране природы (ГРИНПИС и ГРИНТИМ, некоторыми главными экологическими проблемами со-временности (загрязнение воды, воздуха, почв).
2. Меры по охране природы и роль в этой проблеме детей и подростков
Всего 33